Формирование воли— важнейшая задача физического воспитания школьников и молодежи. Чтобы эта задача решалась эффективно, необходимо учитывать психологические закономерности раз-
177
7 Зак. 1165
вития воли. Воля, как известно, формируется, проявляется и позна-1 ется в процессе преодоления трудностей. Поэтому необходимо чет-| ко представлять, с какими трудностями сталкивается ученик при усвоении учебной программы в целом и того или иного конкретного физического упражнения.
На основе классификации трудностей, разработанной П. А. Ру-диком, выделены главные объективные и субъективные трудности, характерные для уроков физической культуры.
Объективные трудности:
1) связанные с усвоением требований учебной программы ш
гимнастике, легкой атлетике, баскетболу и т. д.;
2) обусловленные' организационными особенностями проведе
ния уроков; ■
3) связанные с обстановкой проведения уроков.
Субъективные трудности:
1) связанные с индивидуальными и возрастными особенностям ми субъективного отношения учащихся к общим условиям проведения занятий;
2} связанные с индивидуальными и возрастными особенности-i ми субъективного отношения учащихся к конкретным условиям выполнения гимнастических, легкоатлетических, игровых и других физических упражнений;
3) связанные с индивидуальными и возрастными особенностями субъективного отношения учащихся к конкретным условиям выполнения двигательных действий, направленных на проявление волевых качеств.
В процессе воспитания волевых качеств необходим дифференцированный подход к преодолению объективных и субъективных" трудностей и учет их совокупности.
Объективные и субъективные трудности на уроках физкультуры определяются характером учебного материала, нормативными требованиями программы, а также индивидуальными особенностями учащихся. Чаще всего в V — VII классах встречаются трудности, связанные со слабым развитием физических качеств, отсутствием уверенности в возможности выполнения тех или иных упражнений, что объясняет боязнь получить травму, стеснительность и отрицательное отношение к урокам физкультуры вообще (отсут-: ствие интереса и др.)-
На уроках физкультуры в школе формируются различные волевые качества. Однако если в каждый урок включать специальные задания (не изменяя содержания программы) и методические приемы, то эффективность формирования волевых качеств значительно повысится. При этом следует подчеркнуть, что формирование каждого волевого качества требует специфических заданий и приемов. Например, по данным Е. Ф. Бородиной, для развития самостоятельности необходимо выполнить общеразвивающие упражнения; индивидуально придумать упражнения на определенные мышечные группы; подобрать облегчающие (усложняющие) упражнения к тем, которые показаны учителем; определить и выполнить упражнения, подводящие к деятельности в основной части урока;
178
сравнить несколько упражнений по их целесообразности для данной деятельности; провести несколько упражнений, фрагмент урока с учащимися класса и т. д.
Для развития настойчивости необходимо добиться высокой техничности выполнения упражнения; выполнить какое-либо упражнение максимальное число раз; выполнить упражнение при дефиците времени или показать определенный результат; выполнить упражнение в затрудненных условиях с высокой техничностью или результативностью (с другой ноги или руки, в другую сторону, на большей высоте).
Важную роль в процессе проявления волевых качеств играют волевые усилия, их стимуляция и мобилизация. Поэтому на уроках физической культуры учащихся необходимо научить самомобилизации волевых усилий.
Приемы активизации волевых усилий принято делить на внешние и внутренние. К первым относятся те, которые исходят от учителя или кого-то другого, т. е. действуют на ученика извне (это приемы стимуляции); ко вторым — те, которые исходят от самого ученика и направлены на него же (это приемы самостимуляции). В школе учителя чаще всего используют следующие приемы стимуляции волевых усилий: требование, убеждение, оценку, внушение, соревнование, поощрение, порицание, пример, доброжелательное отношение, похвалу и т. д. В V — VII классах довольно успешно применяются такие приемы самостимуляции волевых усилий, как самоубеждение, самовнушение, самоободрение, самоприказы.
По данным Нгуена, мотивы школьников V — VII классов по силе воздействия на мобилизацию волевых усилий ранжируются (по убывающей) следующим образом: командное соревнование, оценка, личное соревнование, похвала, пример товарища и убеждение учителя.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.