V.I.3. Функции и средства общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Функции общения многообразны. Теоретически их можно подразделить на социальные, направленные .на решение задач коллективного труда (например, деловое общение), и психологические, ориентированные ,на удовлетворение личных потребностей людей в обмене информацией и во взаимопонимании.

Социальные функции общения подразделяются на функции управления и контроля. Первые связаны с организацией деятельности групп и коллективов (например, словесные команды, отдаваемые учителем при построении класса на уроке по физической культуре). Ученики воспринимают эти команды., видят учителя, понимают его требования и выполняют команды.

Функции контроля связаны с оценкой результатов деятельности при взаимодействии и также осуществляются с помощью речи (например, тренер хвалит спортсмена за отлично выполненное упражнение на тренировке). Судейская оценка, овация зрительного зала выполняют ту же функцию.

Психологические функции общения также многообразны. Главные среди них — функция эмоционального удовлетворения от контакта и функция самоактуализации личности. Первая играет большую роль в жизни людей, в формировании их отношений друг к другу, к труду, к коллективу и самим себе. Дети, не полу-

5*

115


чающие эмоционального удовлетворения от контакта с родителями, становятся тревожными, нервными. Самосознание подростка формируется лишь при условии постоянного эмоционального подкрепления потребности в общении со сверстниками. Эмоциональное удовлетворение от контакта способствует снятию излишнего напряжения, лучшему взаимопониманию, поддержанию чувства собственного достоинства на необходимом для личности уровне. Функция самоактуализации личности выражается в том, что индивид стремится действовать вместе с другими, добиваясь цели совместно с коллективом единомышленников, с товарищами по команде. Самоактуализация выражается в идентификации себя с группой, в усилении своего личного влияния на других за счет общения с авторитетными и влиятельными партнерами.


V.1.4. Средства общения

Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Спортивная деятельность имеет собственный язык, с помощью* которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в командах. Это и своего рода спортивные жаргонные слова* это и выкрики, это и жесты, мимика во время соревнований (с помощью системы отработанных жестов баскетболисты одной команды легко понимают друг друга при организации взаимодействия на поле).

Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнеру. Слова, используемые в общении, вызывают у людей разнообразные мысли и образы. Поэтому важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание самого слова.

Помимо смысла и тона слов при общении важную роль играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить совершенно разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шепотом, медленно или быстро,, один раз или многократно. Все это имеет определенное психологическое значение при построении речи, при организации слов В' процессе воздействия на сознание партнера по общению.

Как.отмечал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, слово есть знак определенных отношений и вещей. Слово как знак заменяет их *. Слово «хлеб» для всех людей означает одно и то же: основной продукт питания. Но для хлебороба к этому общему значению добавляется дополнительный, только ему понятный смысл — «хлеб это продукт моего труда».

Установление единого смысла или общего понимания употреб-


ляемых в общении слов получило название тезауруса. Те люди, которые не понимают друг друга, говорят на разных языках, не улавливают общего смысла употребляемых слов и выражений, лишены тезауруса. Для того чтобы возник тезаурус, необходимо учитывать потребности и взаимные ожидания партнеров по общению. Люди, устанавливая тезаурус, обычно задают друг другу вопросы, выясняют и уточняют позиции друг друга, что способствует лучшему взаимопониманию. Трудности взаимопонимания возникают при психологической несовместимости, отсутствии общего языка,, противоположных намерениях в отношении друг друга. В таких случаях с сожалением замечают: «Мы так и не

поняли друг друга».

В качестве дополнительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки. В спортивной деятельности невербальные средства общения применяются повсеместно. Можно даже сказать, что спорт учит невербальному общению. Как пишет психолог Ю. Н. Емельянов, «искусство с древнейших времен широко пользовалось возможностью материализации общественных, в том числе межличностных отношений людей путем моделирования их жестов, поз, лицевой экспрессии, схемы тела, походки, особенностей тактильного и визуального контакта, пространственной аранжировки, ритма движений, одежды, косметики и т. п.» *. Эти выразительные средства материализуют процесс общения, делают его осязаемым для участников.


V.I.5. Типы и виды общения

Типы и виды общения в человеческом обществе многообразны. По типам общение подразделяется на прямое, или непосредственное, и косвенное, или опосредованное (посредством передатчика информации, например письма, телефонного разговора). Современные средства коммуникации, в частности видеотелефон с цветным изображением, максимально приближают косвенное общение к прямому, но полностью заменить его не могут. Живое непосредственное общение во все времена останется основой психологической связи между людьми.

Различают несколько видов общения. Дружеское, или неформальное, общение возникает по принципу симпатии, товарищества. Все люди осваивают этот вид общения и испытывают страдания при .нарушении дружеских связей. Такое общение характерно для спортсменов, оно отвечает идеалам олимпийского движения и высшему назначению спорта — служить средством объединения людей всего мира. Дружеское общение является основой для формирования чувства коллективизма. Однако для возникновения коллектива одного дружеского общения недостаточно. Необходимо сочетание дружеского общения и делового сотруд-


 


* Выготский Л. С. Избр. психологические исследования. М., 1956, с. 379.



116


* Емельянов Ю. Н. Невербальное общение как форма материализации межличностных отношений. — Вестник ЛГУ, 1983, N° 17, с. 49.


117


ничества. Поэтому существует неформальное деловое общение, развивающееся на основе дружеского общения. Оно характеризуется широким тезаурусом, что способствует хорошему пониманию участников дружеского делового общения.

Деловое общение может быть прямым и опосредованным (например, деловые телефонные разговоры). При внесении в косвенное общение духа и приемов непосредственного общения делает его более приятным и эмоционально приемлемым. Иногда можно видеть, как люди живо разговаривают по телефону, как разнообразна их жестикуляция и модуляция голоса.

Противоположностью неформального общения является формальное, или ролевое, общение. Это общение официальное, требующее исполнения определенных правил и ритуалов. Оно характеризуется ролевым поведением, действиями в соответствии с требованиями роли, правами и обязанностями согласно инструкции. Такой характер носит, например, общение военнослужащих, когда они при встрече отдают друг другу честь.

В процессе ролевого общения люди ведут себя, подобно актерам, исполняющим сценические действия. Чем лучше понята роль, чем лучше человек подготовлен к ее эффективному выполнению, тем выше эффект его ролевого взаимодействия с другими людьми. Владение ролью позволяет субъекту максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приблизив тем самым ролевое общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между соперниками протекают в форме дружеской беседы, что морально удовлетворяет больше, чем недоброжелательный тон или враждебность обращения.

В деловой обстановке ролевое общение между мало знакомыми людьми (например, между представителями различных команд, участвующих в соревнованиях) осуществляется по правилам служебной этики, которая регламентирует порядок взаимных обращений и даже их форму (например, в армии, где обращаются не к личности как таковой, а к ее званию).

Различают также межличностное общение, в котором каждый адресат сообщения известен как личность, и анонимное общение, в котором взаимодействуют незнакомые люди, не связанные никакими отношениями ответственности (например, болельщики на стадионе, публика в зрительных залах и аудиториях). В наш век бурного роста городов и организации |Массовых публичных зрелищ, в том числе спортивных зрелищ и праздников, анонимное общение становится привычным атрибутом повседневной жизни. Но весьма редко анонимное общение переходит в межличностное, когда люди знакомятся друг с другом. Для такого перехода одного вида общения в другой создаются специальные условия, например организуются развлечения и праздники, вечера отдыха, различные клубы, дискотеки и пр.

В сфере анонимного общения проявляются две противоположные тенденции. С одной стороны, массовость встреч и вынужденных многочисленных анонимных контактов людей в общественных местах порождает чувства общности. С другой—■


118


безымянность, анонимность членства в толпе не способствует удовлетворению потребности в общении. Такое состояние называют «публичным одиночеством». При отсутствии друзей в незнакомом городе человеку становится тоскливо и скучно, он хочет скорее вернуться домой. Эффект «чужого поля» в спорте во многом объясняется психологическим давлением на спортсмена потока анонимного общения с массой незнакомых ему людей, наблюдающих его выступление на стадионе, встречающих его на улицах, в общественных местах.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.