Критерии оценивания результатов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оценочные средства

1

2

(пороговый)

3 (базовый) 4 (продвинутый) неудовлетворительно

Удовлетворительно

хорошо отлично незачет

Зачет

ПК-12- 1 (з) ЗНАТЬ: понятие коррупции и коррупционных преступлений, меры противодействия коррупции; знания отсутствуют либо имеют фрагментарный характер неполные знания

Сформированные знания, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные знания дискуссия (полемика, диспут); круглый стол; реферат (доклад) задания контрольной работы; практические занятия (Решение задач; составление акта прокурорского реагирования); сдача промежуточной аттестации. ПК-12- 2 (з) ЗНАТЬ:  признаки положений нормативных актов, способствующих созданию условий для проявления коррупции; знания отсутствуют либо имеют фрагментарный характер неполные знания

Сформированные знания, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные знания -//- ПК-12- 3 (з) ЗНАТЬ:  ограничения, запреты и обязанности государственных служащих, в том числе для лиц, проходящих службу в органах прокуратуры Российской Федерации, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в области противодействия коррупции; знания отсутствуют либо имеют фрагментарный характер неполные знания

Сформированные знания, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные знания -//- ПК-12- 4 (з) ЗНАТЬ: особенности проявления коррупционного поведения;    

 

  -//- ПК-12- 5 (з) ЗНАТЬ: теоретические основы проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, требования, предъявляемые к нормативным правовым актам.    

 

  -//- ПК-12-1 (у) УМЕТЬ: - оценивать и выявлять коррупционное поведение, а также принимать меры к его выявлению, предупреждению и пресечению.     умения отсутствуют либо имеют фрагментарный характер Не сформированные (неполные) умения

Сформированные умения, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные умения -//- ПК-12-2 (у) УМЕТЬ: выявлять в содержании нормативных актов положения, способствующие возникновению коррупционных отношений; умения отсутствуют либо имеют фрагментарный характер Не сформированные (неполные) умения

Сформированные умения, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные умения -//- ПК-12-3 (у) УМЕТЬ: планировать и осуществлять деятельность по противодействию коррупционным преступлениям умения отсутствуют либо имеют фрагментарный характер Не сформированные (неполные) умения

Сформированные умения, но имеющие незначительные пробелы

Полностью сформированные умения -//- ПК- 12- 1 (в) ВЛАДЕТЬ: навыками выявления положений нормативных актов, способствующих проявлению коррупции   Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//- ПК- 12- 2 (в) ВЛАДЕТЬ: навыками проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов, в том числе в целях, выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;   Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//- ПК- 12- 3 (в) ВЛАДЕТЬ навыками составления заключения правовой экспертизы и антикоррупционной экспертизы нормативного правового акт; Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//- ПК- 12- 4 (в) ВЛАДЕТЬ: навыками по осуществлению противодействия коррупции; Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//- ПК- 12- 5 (в) ВЛАДЕТЬ -навыками оценивать соблюдение требований в содержании правовых норм, в том числе, антикоррупционного законодательства; Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//- ПК- 12- 6 (в) ВЛАДЕТЬ средствами реагирования на коррупционные проявления в служебном коллективе.   Навык не сформирован Навык сформирован частично

Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки

Навык сформирован полностью -//-              

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

                                            Уровень образования

Бакалавриат

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ПРОКУРОСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

(для набора 2018 г.)


Г. Краснодар, 2018

 

 

1. Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины (модуля)

    Общие положения

Изучение учебной дисциплины «Прокурорская деятельность»,  как то предусмотрено учебным планом подготовки юристов- 40.03.01 «Юриспруденция»,   по направлению (бакалавриат),  осуществляется на старших курсах.

Обучение в ВУЗе, предполагает формирование творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, что обуславливает коренные изменения в подходах организации самостоятельной работы в учебном процессе.

С увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин (модулей), в современном образовании, возникает вопрос о формировании стратегии развития личной мотивации к непрерывному образованию, как необходимому условию успешного включения в трудовую деятельность и реализацию своих жизненных планов.

Развитие у студентов умения учиться, в современном мире, овладевать способами адаптации к профессиональной деятельности, предполагает ориентацию образовательного процесса на использование активных методов получения знаний, переход от поточного к индивидуальному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.  Широкое вовлечение студентов в образовательный процесс,  предполагает его выстраивание на основе реализации академических свобод, перехода от коллективной к индивидуальной форме обучения, повышения ответственности за его результаты.

С учетом устоявшейся практики, в настоящее время существуют две формы самостоятельной работы: аудиторная и внеадуторная.   Самостоятельная работа студентов во время выполнения определенных заданий преподавателя на семинарских и практических занятиях, а также выполнение лабораторного практикума принято называть аудиторной самостоятельной работой студента, которая обычно осуществляется под контролем преподавателя. При этом студент в процессе самостоятельного выполнения задания, всегда может воспользоваться непосредственной консультацией с преподавателем.

Внеаудиторная самостоятельная работа занимает больший объем времени отводимый на самостоятельную работу. Она включает учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу магистра по формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Проводится во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Как правило, данный вид самостоятельной работы, считается более трудоемким не только для обучающегося, но и для преподавателя, в части подготовки и разработки методических указаний и рекомендаций по ее проведению, а также индивидуальных практических заданий различной степени сложности, направленных на реализацию компетентностного подхода в образовании. В связи с чем, в организации освоения данной дисциплины, особое внимание уделяется различным формам внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

       В рамках изучения данной учебной дисциплины, для ее успешного освоения студентами, применяются различные виды учебной работы, с использованием как традиционных технологий, включающих пассивные, так инновационные активные и интерактивные формы проведения занятий.

       К числу традиционных, устоявшихся, в высшей школе образовательных технологий можно отнести: лекции, семинарские занятия, практические (лабораторные) занятия, учения, групповые консультации, промежуточная и итоговая аттестация, самостоятельная работа.

       В соответствии с учебным изучение дисциплины  «Прокурорская деятельность», предполагает проведение лекций, семинарских(практических) занятий, самостоятельной работы, выполнение контрольного задания и промежуточной аттестации.

       Лекция ( lectio – чтение) –   разновидность аудиторных занятий, сущность которых заключается в устном систематическом, логически последовательном изложении учебного материала по наиболее сложным, проблемным вопросам, трудным к усвоению обучающимися или по вновь вводимым тема учебного курса.

       В современной  педагогической науке существуют различные классификации лекций. К наиболее устоявшимся, можно отнести дифференцирование их по типу, где различают:

        - вводную;

       - установочную;

       - программную;

        - обзорную;

         -итоговую.

       По форме организации, лекции подразделяют на:

       - лекция-визуализация;

       - лекция- дискуссия;

       - лекция – конференция;

        - лекция  с опорным конспектированием;

       - лекция с применением обратной связи;

       - лекция – вдвоем;

       - проблемная лекция;

       - информационная лекция;

       - лекция с запланированной ошибкой.

Учебным планом дисциплины «Прокурорская деятельность» на проведение лекционных занятий для студентов очной формы обучения (на базе общего среднего образования) отводится 18 часов; для студентов очной формы обучения (на базе СПО) -14 часов; для очно-заочной формы обучения – 2 часа.

           

В качестве наиболее оптимальных форм организации лекционного занятия, предполагается использование –  лекции – визуализации (лекции - дискуссии; лекции – вдвоем); для студентов очного отделения – обзорной лекции.

Лекция-визуализация – это одна из интереактивных форм организации лекции, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и/или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму. Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Чтение лекции-визуализации сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (мультимедийных презентаций).

Лекция - дискуссия – одна из интерактивных форм организации учебного занятия, представляющая собой взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемым вопросам на лекции. Данная форма достаточно эффективна, поскольку с одной стороны позволяет преподавателю оживить познавательную деятельность обучающихся, а с другой – управлять коллективным мнением аудитории, а также использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при умелом управлении аудиторией и правильным подбором вопросов для дискуссии.

Лекция вдвоем (бинарная) – представляет собой одну из интерактивных форм организации проведения лекции с одновременным участием двух преподавателей (преподавателя и практика, сторонника и противника (с участием студента)), в рамках которой, моделируются реальные профессиональные ситуации и обсуждаются с разных позиций двумя  участками с активным вовлечением в дискуссию обучающихся.

       Семинар – это разновидность учебного занятия, сущность которого заключается в кооперативной работе преподавателя и студента, над заранее приготовленным преподавателем программным материалом, в форме активного их общения (дискуссии) по вопросам темы, в целях разрешения вопросов познавательного и воспитательного характера, формирования мировоззрения, привития методологических и практических навыков обучающимся, необходимых для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС.

 Среди существующих разновидностей семинаров, дифференцированных по видам и формам, можно выделить следующие:

- междисциплинарные;

-проблемные;

- тематические;

- ориентационные;

- системные.

С учетом специфики предмета изучения дисциплины «Прокурорская деятельность», его тесных межпредметных и межотраслевых связей в области права, затрагивающих широкий спектр практической деятельности в области правоприменения,

в качестве наиболее оптимальной формы организации групповых аудиторных занятий, предполагается использование семинаров (с элементами междисциплинарных, проблемных дискуссий).

В целях повышения эффективности передачи и усвоения учебного материала, проведение семинаров планируется с использованием активных и интерактивных форм его организации, например, таких как: диспут, дискуссия, «Круглый стол», а также тренинг.

- метод групповых дискуссий – как одна из разновидностей интерактивных форм (педагогических технологий) проведения учебных аудиторных занятий, в основе которых, используется целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более студентами;

- Круглый стол ‒ это одна из активных (интерактивных) форм проведения учебных занятий, в основе которой, преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которого в группе, подводит ее к какой-то одной приемлемой для всех участников позиции;

- метод работы в малых группах – как одна из разновидностей интерактивных форм работы со студентами на семинаре, в основе которой лежит принятие решения обучающимся применительно к складывающейся следственной ситуации, в случае имитации расследования отдельного вида преступлений.

Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

 Главной их целью является усвоение метода использования теории, приобретение практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин.

Разновидностью практических занятий является тренинг, который представляет собой систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование определенных навыков, необходимых для безошибочного выполнения конкретных видов практической деятельности.

В рамках освоения данной дисциплины предусматривается решение задач, составление актов прокурорского реагирования, составление обвинительной речи прокурора и некоторых других практических действий, являющихся элементами практической деятельности сотрудников органов прокуратуры.

Выбор той или иной проведения занятий определяется преподавателем исходя из следующих факторов:

- от содержания темы и характера литературных источников, рекомендованных к использованию студентам (в том числе и от их объема), преподавателем;

- от уровня подготовленности, организованности и работоспособности учебной группы, формы обучения;

- от материально-технического обеспечения учебного процесса.

Самостоятельная работа студента – это вид учебно-познавательной деятельности, направленной на самостоятельное освоение основной образовательной программы высшего образования, по определенной системе, осуществляемой студентом при тесном взаимодействии с преподавателем в ее планировании и достижения конкретного результата.

Домашнее контрольное задание – это форма регулярной внеаудиторной работы студента, направленная активацию процесса самостоятельного освоения учебного материала дисциплины, путем выполнения индивидуальных теоретических заданий и решения практической задачи.

Промежуточная аттестация – это вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемый по определенной системе, включающий подготовку и оценку качества знаний, умений и навыков студента по результатам освоения учебной дисциплины модуля, а также уровня сформированности компетенций, заявленных в ФГОС.

 

2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий

 

2.1. Лекционное занятие

Общие рекомендации по подготовке  и проведению  лекции

Как уже раннее было отмечено, в рамках изучения данной учебной дисциплины (модуля) предусмотрено проведение лекционных занятий, которые планируется осуществить (в форме лекции-визуализации, лекции – дискуссии, лекции – вдвоем; для очно-заочной формы обучения – обзорной лекции), в сочетании классических и активных методов, изложения учебного материала с широким использованием мультимедийных презентаций.

Право выбора той или иной формы проведения лекционного занятия, остается за преподавателем, ведущим учебные занятия.

Лекция – визуализация. Данный вид лекции является результатом широкого использования принципа наглядности, форм и методов активного обучения.

Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. В основе его лежит процесс свертывания мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ, который, в случае необходимости может быть развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности, поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности.

Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые не только  бы дополняли  словесную информацию, но и сами, являлись  ее носителями. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную ( мультимедийные презентации, наполненные: схемами, рисунками, фотографиями, видеоматериалами и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации. Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами.

Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов на начальном этапе изучения  дисциплину.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний.

Для успешного освоения учебного материала дисциплины студентам необходимо самостоятельно в часы внеаудиторной самостоятельной работы изучить литературу, составить опорный конспект, с выделением для себя проблемных вопросов, которые они хотели уточнить на лекционном занятии у преподавателя. Такая форма подготовки студента к лекционному занятию, позволит ему, непосредственно в момент проведения преподавателем лекции, не отрывать свое внимание от содержание излагаемого материала, необходимостью написания опорного конспекта. С другой стороны, это освободит лектора от ненужной диктовки текста лекции студентам, что позволит ему больше сконцентрироваться на рассмотрении проблемных вопросов, активизирующих внимание и интерес у обучающихся к излагаемому учебному материалу. Такой подход в обучении позволит лектору достичь трех основных дидактических целей лекции:

- усвоение студентами теоретических знаний;

- развитие теоретического мышления;

- формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации – овладеть первоначальными навыками методики расследования отдельных видов преступлений.

Безусловно, основной задачей преподавателя при проведении лекции будет являться создание проблемной ситуации (связи общих вопросов раскрытия расследования преступлений с современными проблемами рассматриваемых частных методик расследования отдельных видов преступлений), для того чтобы следующим шагом стало побуждение студентов к поиску решения поставленных проблем, продвигаясь каждый раз шаг за шагом, осваивая последующий теоретический материал, предусмотренный учебным курсом в рамках данной дисциплины.

Проведение лекции с использованием инновационных (активных, интерактивных) формах требует от преподавателя несколько иной по содержанию подготовкой, чем к ее обычной форме. Речь в данном случае идет о содержательной стороне излагаемого преподавателем лекционного материалы. В связи с чем преподавателю при подготовке к лекции рекомендуется определить не только цели, задачи, метод проведения занятия, но и, определиться проблемами правоприменения тех или иных положений, рассматриваемых в данной лекции.

 Особая роль в подготовке  преподавателя к проведению лекции-визуализации, отводится участию в нем студентов, из числа наиболее подготовленных, способных внести своими действиями существенный вклад в данный процесс. Что же касается остальных участников учебного курса, то им предлагается преподавателем действовать согласно изложенным рекомендациям организации самостоятельной работы в настоящем учебно-методическом комплексе.

Лекция-дискуссия. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В отличие от лекции-визуализации, данный вид лекции рекомендуется проводить на завершающем этапе изучения курса данной учебной дисциплины, когда студенты достаточно уверенно знают теоретический материал предыдущих тем, могут устанавливать межпредметные и междисциплинарные связи со знаниями других юридических дисциплин и отраслей права, позволяющие им весьма конфортно участвовать в дискуссии по вопросам лекции.

Данный вид лекции, в отличии от лекции-беседы, не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

В рамках дискуссии, преподаватель, может предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Отрицательное же то, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его.

Выбор вопросов для активизации студентов и темы для обсуждения, остается за преподавателем и определяется в зависимости от конкретных дидактических задач и целей, которые ставятся им в связи с освоением учебного курса (темы).

Лекция вдвоем (бинарная). В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей (преподавателя и студента) между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.

При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей ( преподавателя и студента) между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания учебной проблемы и участия в совместной работе, создается проблемная ситуация или несколько таких ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного решения.

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать свою.

Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним их характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, студенты получают наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений.

Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношений преподавателей к объекту высказываний. Показывает личностные качества преподавателя как профессионала в своей предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая другая форма лекции.

Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.

Одной из трудностей проведения лекции вдвоем является привычная для студентов ситуация, когда лекцию проводит один преподаватель, что характерно для описанных выше видов лекций, информация поступает только от одного источника. Две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают неприятие самой формы обучения. Т.к. требует от студентов самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться и обосновать свою позицию.

Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждений студентов, а также как и в проблемной лекции развивается умение вести диалог, и как уже отмечалось, студенты учатся культуре ведения дискуссии.

Отдельно следует остановиться на содержании подготовки и проведении лекции (обзорной) для студентов, обучающихся по очно-заочной форме.

В рамках обзорной лекции, читаемой для студентов очно-заочной формы, преподаватель в начале раскрывает цели, задачи и назначение курса, его местом и роль в системе учебных дисциплин.  Делается связь теоретической части с будущей практической деятельностью.

 Далее, преподавателю целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление6 о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорная лекция – это систематизация знаний на более высоком уровне. В обзорной лекции следует рассмотреть особо трудные вопросы учебного курса.

В тех случаях, если студенты пишут конспект, преподавателю, излагая учебный материал, следует ориентироваться на характер и уровень развития письменно-двигательных навыков письма.. Задача преподавателя – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории.

Помогая студентам конспектировать, преподаватель акцентирует внимание обучающихся голосом, интонацией, повторением наиболее важной информации. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамку, использованию разноцветных ручек. Искусство преподавателя помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету. Успех чтения лекции зависит от качества разработанного материала, подготовки преподавателя к занятию и его методического мастерства. При подготовке к лекции преподавателю полезно уяснить место лекции в изучаемой дисциплине, междисциплинарном курсе, порядка прохождения темы; изучение текста лекции и методики применения наглядных пособий; составление плана проведения занятия; при необходимости тренировку в чтении лекции; проверку готовности помещения и технических средств обучения к занятию. Уяснение места лекции в изучаемой дисциплине, междисциплинарном курсе и порядка прохождения темы подразумевает определение ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий, а также уяснение состава и уровня подготовки студентов. Изучение текста лекции необходимо для того, чтобы преподаватель хорошо знал содержание материала лекции, последовательность вопросов, основные понятия, определения, формулировки, умел обосновать главные положения лекции. В процессе изучения вносятся необходимые уточнения с учетом новых данных науки и техники, а также отрабатывается методика изложения лекции и применения наглядных пособий. В тексте выделяются основные положения и выводы, делаются пометки о порядке и месте демонстрации иллюстративного материала, определяется темп речи. При подготовке к лекции преподаватель должен обратить особое внимание на целевые установки студентам, учебные и воспитательные цели занятия. Если лекция читается по материалам другого автора, то наряду с общей подготовкой преподаватель должен обязательно ознакомиться с рекомендованной для обучающихся литературой, тщательно изучить применяемые наглядные пособия.

План чтения лекции должен включать: учебные вопросы при традиционных методах чтения лекции; вопросы проблемного характера и проблемные ситуации, если применяется проблемный метод изложения; путеводитель предъявления иллюстративного материала; цитаты, примеры, определения, формулировки; другие элементы по желанию преподавателя. Чтение каждой лекции целесообразно начинать с краткого вступления, в котором преподаватель при необходимости напоминает содержание предыдущего занятия, затем объявляет тему, дает целевые установки обучаемым, учебное время на изучение темы, рекомендованную литературу.

Основное назначение вступительного слова (введения) - показать важность и актуальность изучаемой темы и значение полученных знаний для практического использования, пробудить у студентов интерес к изучению данной темы, привлечь внимание обучающихся к изучаемому материалу и настроить их на рабочий ритм. За вступительным словом излагаются учебные вопросы, предусмотренные планом занятия. По каждому вопросу необходимо дать четкие формулировки, определения, раскрывается сущность и содержание учебного материала, привести необходимые доказательства и обоснования, предъявить иллюстративные материалы.

По окончания раскрытия содержания учебного вопроса делаются обобщения, выводы, даются рекомендации по применению полученных знаний. Важные положения лекции необходимо подкреплять примерами. При этом необходимо помнить, что удачно подобранные цитаты и примеры, грамотное использование наглядных пособий делают лекцию более интересной, а значит убедительной, а это способствует глубокому усвоению материала обучаемыми.

При проведении лекции важно помнить, что половина информации на лекции передается через интонацию. Полезно помнить, что первый кризис внимания студентов наступает на 15 – 20-ой минутах, а второй – на 30-35-ой минутах, поэтому необходимо контролировать себя двумя состояниями:

- первое - это соотнести имеющиеся знания у студентов с теми, которые предстоит сообщить в лекции. Такое сопоставление убережет от повторения известной информации и заставит искать новый материал или хотя бы думать о том, как создать эффект новизны. Без такого эффекта интерес и внимание долго не удержать.

- второе - это соотнести собственные взгляды, мнения, позиции по теме лекции с мнениями студентов, которые часто типичны и соответствуют обыденному сознанию человека. Такое сопоставление позволит уточнить воспитательный аспект конкретной цели.

Особое внимание в ходе лекции следует уделять контролю над временем, ибо при недостатке его, особенно в конце лекции, темп изложения ускоряется, выводы не делаются, иллюстративный материал используется неэффективно. В том случае, когда в конце занятия ощущается недостаток времени, преподавателю не следует спешить, лучше кое-что второстепенное опустить или дать отдельные вопросы лекции на самостоятельное изучение студентам, указав при этом источник (литературу). Темп речи преподавателем выбирается в зависимости от значения и сложности материала. Ориентировочно темп речи не должен превышать 60 слов в минуту с учетом пауз. Замедление темпа снижает внимание у студентов, а быстрая речь приводит к непониманию ее содержания и затрудняет конспектирование. Преподавателю необходимо помнить, что его бодрое настроение, безупречный внешний вид, спокойный уверенный тон или проявление его искренней заинтересованности в успешном овладении учебным материалом обучаемыми, живая выразительная речь, насыщенная примерами, оказывает эмоциональное воздействие на студентов, способствует проявлению у них интереса к изучаемой теме, активизации познавательной деятельности. В заключение лекции формулируются выводы и даются рекомендации, вытекающие из содержания изученного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендуются методы применения полученных знаний в практической деятельности. В конце занятия рекомендуется ставить также проблемные вопросы и рекомендуется оставлять 3- 5 минут на то, чтобы дать задание студентам для самостоятельной работы и ответить на возникшие вопросы.

 2.2.Семинарское (практическое) занятие

Общие рекомендации по подготовке к семинару

 

Следующим не менее важным, видом (формой) вузовского обучения и воспитания, является семинарское занятие. Учебным планом, на освоение данной дисциплины для студентов обучающихся на очной (классической) форме обучения, предусматривается 16 часов аудиторных групповых занятий: (семинаров(практических) занятий; для студентов (СПО) -14 часов; для очно-заочной формы - 6 часов.

В целях повышения мыслительной активности обучающихся, а также эффективности освоению студентами учебного материала дисциплины планируется проведение семинаров (практических) занятий с использование активных и интерактивных его форм организации, таких как: семинар- дискуссия ( диспут, дебаты), «круглый стол», работа в малых группах, в том числе и в виде тренинга.

Дискуссия (полемика, диспут[3],, дебаты[4])) – это одна из разновидностей интерактивных форм (педагогических технологий) проведения учебных аудиторных занятий, в основе которых, используется целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более студентами.

Целями и задачами проведения учебного занятия в виде дискуссии (полемики, диспута, дебатов) являются:

- формирование у студента, глубоких теоретических знаний предмета учебной дисциплины, путем закрепления, актуализации полученных ранее и овладения новыми знаниями;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся на основе общей профессиональной компетентности студента при решении практических задач;

- формирование у студента, умений критически мыслить, быстро оценивать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение;

- формирование у студента культуры спора, навыки ораторского мастерства, умение вести толерантный диалог и лидерские качества.

Важным условием проведения учебного занятия данной формы, является подведение итогов (формулирование выводов) дискуссии, с обязательным анализом ошибок и заблуждений, имевших место в полемике и возможные варианты разрешения их.

Для оптимизации процесса проведения семинара из числа студентов избирается модератор (ведущий), а также секретарь, который будет записывать идеи, формулируемые участниками дискуссии.

Ведущий должен:

- заботиться о соблюдении этических правил дискуссии строго соблюдать правило «минут», используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;

-выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы, задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался, снимать излишние обострения в ходе дискуссии;

- повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;

- стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина, а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

Ведущий объявляет тему дискуссии, регламент работы, представляет участников, экспертов, гостей, если таковые имеются, обозначает круг вопросов, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Первыми выступают основные участники, после чего ведущий приглашает "зрителей" принять покровительство в обсуждении.

Дискуссии по некоторым темам невозможны без привлечения специалистов-экспертов. В особенности, когда необходимы определенные специальные углубленные знания: в этих случаях требуется экспертная оценка специалиста. В ходе дискуссии эксперты по просьбе ведущего отвечают на дополнительные вопросы, делают заключения, дают дополнительные разъяснения. Однако в самой дискуссии - в узком смысле - они участия не принимают.

Завершив обсуждение всех вопросов, ведущий может обратиться за комментарием к эксперту, зачитать высказывания по теме, резюмировать высказанные суждения, затем он подводит общий итог и благодарит участников за плодотворную работу.

Надо заметить, что в целях правильного построения диалога между участниками дискуссии и сохранения строго делового стиля проведения занятия, необходимо придерживаться некоторых правил, характерных для ведения дискуссии:

- например, следует помнить, что истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому;

- не следует в общении с оппонентом говорить: - «Вы не правы», а только – «Я с Вами не согласен». При этом не следует забывать, что у Вас есть право на собственное мнение, но нет права на факты. Аргументируя свою позицию, Вы должны опираться только на достоверную фактическую базу;

- желательно в начале выступления уточнить аргумент оппонента, с которым Вы не согласны и пытаетесь его оспорить. При этом обсуждая одну проблему, не рекомендуется переходить к другой;

- формулируйте своей тезис, либо в начале своего выступления или в конце;

- нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут с Вашими аргументами что-то не так;

- если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными;

- не оставляйте без внимания ни одного выступления участников: вдруг именно в нем, даже в «банальном» и «странном» содержится что-то ценное для общего хода дискуссии;

- говорите сейчас, здесь, а не потом, в коридоре.

Работа студентов оценивается по уровню теоретических знаний рассматриваемой темы, активности в дискуссии, умениям вести толерантный диалог и проявлению лидерских качеств.        

Методические рекомендации по проведению семинарского занятия в виде круглого стола

Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Целью Круглого стола, является формирование у студентов углубленных теоретических профессиональных знаний, на основе творческого подхода в разрешении проблемных вопросов, а также умений прогнозирования возможных практических результатов.

В ходе круглого стола решаются следующие задачи:

1. сформировать у студентов:

- умения выслушивать различные точки зрения;

- умения аргументированного отстаивания собственной точки зрения.

- находить значимую информацию;

- давать критическую оценку доказательствам;

- осознать предубеждения и предвзятость;2. активно развивать у студентов чувства сотрудничества в коллективе (группе) и позитивного разрешения проблемы.

Обязательным условием для функционирования Круглого стола является приглашение сторонних участников (специалистов правоохранительных органов).

Эффективность применения данной формы занятия во многом зависит и от учета некоторых особенностей, характерных для организации и проведения данной формы занятия.

В частности, необходимо аудиторию, в которой будет проводиться данное занятие, подготовить так, чтобы стол был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Такое расположение участников Круглого стола, в отличие от традиционного порядка рассаживания студентов затылок в затылок, в целом приводит к возрастанию их активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Роль преподавателя ‒ равноправный член группы( находится в общем кругу студентов, сидящих за столом) что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. Считается, что в данном случае, участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют групповая, научная дискуссия, диспут и дебаты.

Оценка работы студентов в группе, осуществляется исходя из умений обучающихся быстро находить ответы на поставленные вопросы, с учетом высказанных мнений и доводов участников Круглого стола, имеющих различные точки зрения. Кроме того, преподавателем учитывается умение студентов активно, последовательно и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учитывается также умение студента работать в группе в качестве ее лидера.

Практическое занятиеэто форма организации обучения, проводимая под руководством преподавателя, целью которого,  является: углубление и закрепление теоретических знаний изучаемой дисциплины, а также формирование первоначальных практических умений и навыков в осуществлении прокурорского реагирования на случаи выявления им нарушений закона.

Наряду с этим целью практических занятий является не только закрепление теоретических знаний, но и развитие инициативы, творческой активности, вооруженность будущего специалиста методами и средствами научного познания.

На практических занятиях у преподавателя имеется возможность сочетания разнообразных методов, от групповых до индивидуальных занятий, с возможным элементом усложнения упражнений для выработки более устойчивых умений и навыков.

В рамках практического занятия проверяется степень усвоения студентами изучаемого материала, закрепляются, углубляются и расширяются знания, полученные на лекциях или в результате самостоятельного изучения, подводятся итоги самостоятельного изучения. С этой целью аудиторное занятие подразделяется на две относительно самостоятельные части: теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть, как правило, включает в себя устный опрос студентов по теоретическим вопросам с итоговой их аттестаций за работу на практическом занятии.

Практическая часть занятия: предполагает выполнение самостоятельного письменного задания студентами: решение задач; составления актов прокурорского реагирования

В качестве методов обучения могут избираться любые активные формы (использование информационных технологий, анализ реальных проблемных ситуаций в области прокурорского надзора, ролевая игра (выступление с обвинительной речью прокурора в суде ) и т.п.).

По окончанию выполнения данного упражнения, преподаватель выборочно проверяет правильность выполненного практического задания студентами. Обязательным условием оценивания результатов работы студента на практической части, является оценка сформированности практических умений и навыков, применяемых при решении практических задач (например, решения задачи с использованием норм действующего законодательства, составление актов прокурорского реагирования и т.п.).

3. Учебно-методические рекомендации обучающимся по выполнению различных форм самостоятельной работы

 Общие рекомендации по организации самостоятельной работе студентов

Самостоятельная работа студента – это разновидность учебно-познавательной деятельности, направленный на самостоятельное освоение основной образовательной программы высшего образования, по определенной системе, осуществляемой студентом при тесном взаимодействии с преподавателем в ее планировании и достижении конкретного результата.

С учетом устоявшейся практики, в настоящее время существуют две формы самостоятельной работы: аудиторная и внеадуторная.   Самостоятельная работа студентов во время выполнения определенных заданий преподавателя на семинарских и практических занятиях, а также выполнение лабораторного практикума принято называть аудиторной самостоятельной работой студента, которая обычно осуществляется под контролем преподавателя. При этом студент в процессе самостоятельного выполнения задания, всегда может воспользоваться непосредственной консультацией с преподавателем.

Внеаудиторная самостоятельная работа занимает больший объем времени, отводимого на самостоятельное изучение учебных дисциплин. Она включает в себя: учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу магистра по формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Внеаудиторная самостоятельная работа, проводится во вне учебное время самостоятельно, по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Как правило, данный вид самостоятельной работы, считается более трудоемким не только для обучающегося, но и для преподавателя, в части подготовки и разработки необходимых методических указаний и рекомендаций по ее проведению, а также индивидуальных практических заданий различной степени сложности, направленных на реализацию компетентностного подхода в образовании.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она призвана не только обеспечивать закрепление получаемых на занятиях знаний, но и реализовать основные идеи Концепции модернизации российского образования – «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту социальной профессиональной мобильности».

Эффективность самостоятельной работы, во многом зависит от создания целостной, взаимообусловленной системы взаимодействия студента и преподавателя, целью которой, является выстраивание доверительных партнерских отношений, направленных на оказание помощи обучающемуся, в коренном изменении его мотивации научиться, учиться самому на протяжении всей своей жизни, быть готовым к постоянному профессиональному росту и социальной востребованности.

 В этой связи, в целях активизации процесса самообразования студентов, развития творческого подхода к освоению данной учебной дисциплиной, планируется проведение всех аудиторных занятий с использованием интерактивных форм, где подготовка каждого из них, предполагает тесное взаимодействие преподавателя, обеспечиваемое путем проведения коллективных и индивидуальных консультаций, а также методических обеспечением.  

Консультативная работа предполагает индивидуальную разъяснительную работу преподавателя по вопросам:

- изучения нормативных правовых актов;

- учебной, учебно-методической, научной и специальной литературы;

- подготовки конспектов по вопросам семинарских занятий;

- текстов рефератов (докладов), мультимедийных презентаций;

- подготовки текста домашнего контрольного задания;

- подготовки к публичным выступлениям студентов, на учебных занятий (в заседании круглого стола), научно-практических конференциях;

- выработки навыков вести дискуссии по вопросам семинара, научные полемики, отстаивать аргументировано свою точку зрения;

- овладения навыками сбора эмпирических материалов при подготовке научных статей (докладов);

- овладения навыками анализировать и обобщать результаты следственно-судебной практики, использования их в учебных целях и в дальнейшей практической деятельности;

- овладения методиками расследования отдельных видов преступлений;

- выявления проблемных ситуаций в расследовании и овладения способностью своевременного их устранения;

- совершенствования своей профессиональной деятельности в выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предусматривает:

- разработку преподавателем рабочей программы учебной дисциплины (модуля);

- разработку учебно-методического комплекса с комплектом учебно-методических рекомендаций и указаний по организации и проведению всех видов внеаудиторной работы студента;

- разработку фонда оценочных средств, проверки знаний студентов, согласно предъявляемым требованиям, заявленных общекультурных и профессиональных компетенций Основной образовательной программой ФГОС.

Организация и проведение самостоятельной работы студентов, преследует следующие цели:

- развивать способности обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения;

- развивать способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- формировать навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей;

- формировать навыки овладения методами теоретического исследования, развития самостоятельности мышления;

- формировать навыки овладения самостоятельного научного исследования;

- развивать способности к проектированию и преобразованию учебных действий на основе различных видов информационного поиска;

- развивать способности использовать современные способы и технологии в решении проблем;

- развивать способности психологического обоснования выбора данного вида и содержания профессиональной деятельности;

- развивать способности применять современные методики и технологии организации и реализации профессиональной деятельности, в том числе и в образовательном процессе (на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях);

- способности формирования компетенций, соответствующего ФГОС.

       Рекомендации по выполнению различных форм внеаудиторной самостоятельной работы

 Изучения содержания учебника (учебного пособия), предполагает работу с текстом учебника, как правило, это является обязательным условием изучения дисциплины.

Содержание учебника ориентирует обучающегося в основных понятиях и категориях используемых учебной дисциплиной. Это начальный этап изучения дисциплины, который позволяет получить определенный объем классических, фундаментальных теоретических знаний, устоявшихся мнений относительно основных теоретических положений. Изучения учебника ориентировано на проблемное рассмотрение тех или иных положений. С другой стороны, исходя из краткости изложения, в учебнике зачастую обнаруживается отсутствие некоторых пунктов, тем, предусмотренных тематическим планом. В этой связи, в методической литературе, преподавателем всегда предусматривается альтернативные источники других авторов, в том числе учебные и учебно-методические пособия, которые призваны существенно расширить кругозор студента относительно тех или иных вопросов.

Работа с любым литературным источником, должна сопровождаться осмыслением прочитанного, поэтому эффективность освоения приобретаемых знаний требует составления определенных записей студента в рабочую тетрадь.

Цель написания конспекта по дисциплины- не «голое» копирование того, что написано в учебнике, а краткие, но логически определенные записи того, осмысленного содержания прочитанного. 

Написание конспектов студентами  представляет собой выработку умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме.

Различают следующие виды конспектов: плановый (план-конспект); текстуальный; произвольный, опорный, схематический (конспект схема), тематический, сводный и выборочный.

Плановый конспект – это конспект на основе сформулированного плана, состоящего из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктами, соответствующих определенным частям источника информации.

Текстуальный конспект – подробная форма изложения, основанная на выписках из текста-источника и его цитировании (с логическим связями);

Произвольный конспект -  конспект, включающий несколько способов работы над материалом (выписки, цитирование, план и др.).

Схематический конспект – конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые необходимо дать ответ.

Тематический конспект – разработка и освещение в конспективной форме определенного вопроса, темы.

Опорный конспект – конспект, в котором содержание источника информации закодировано с помощью графических символов, рисунков, цифр, ключевых слов и др.

Сводный конспект – обработка нескольких текстов с целью сопоставления, сравнения и ведения к единой конструкции.

Выборочный конспект – выбор из текста информации на определенную тему.

Надо заметить, что каких-то особых ограничений в выборе того или иного вида конспектирования не существует. Выбор зависит от того, что обучающемуся больше импонирует. 

Свобода права выбора остается и в вопросе формы конспектирования.

В частности, среди форм конспектирования выделяют:

План (простой, сложный), выписки, тезисы, цитирование, выполнение задания.

Идеальным вариантом в конспектировании, является тот, когда студент, согласно предложенного порядка и наименования тем дисциплины, логически последовательно блочно составляет учебные материалы, раскрывающие ответы на все вопросы, отнесенные в перечень вопросов, отнесенных для изучения. Кульминационным моментом в конспектировании, является то, что студент, изучая темы дисциплины, выделяет наиболее сложные к освоению вопросы, на которые он может получить ответ при общении с преподавателем в период индивидуальной консультации. Составленные по всем рекомендациям конспекты, в дальнейшем могут вполне успешно использоваться обучающимся при подготовке к промежуточной аттестации.

Подготовка к лекции. Необходимость самостоятельной работы по подготовке к лекции определяется тем, что изучение данной учебной дисциплины строится по определенной логике освоения ее разделов, представленных в ее рабочей программе.

 Как уже ранее отмечалось, проведение лекций планируется осуществить с использованием интерактивных форм их организации, которые предполагают самое широкое вовлечение студентов не только в процесс усвоения лекционного материала, но и непосредственное участие в его сборе, обработке и систематизации. В связи с чем, студентам рекомендуется в часы самостоятельной подготовки готовится к предстоящей лекции посредством использования интернет - ресурсов: «электронных библиотек» ZNANIUM.COM, ЭБС ЮРАЙТ, ЭБС «BOOK.ru», а также системы электронного обучения «Фемида» и информационно-образовательного портала РГУП. Самостоятельную подготовку обучающемуся необходимо начинать с изучения учебно-методических материалов учебной дисциплины, размещенных на информационно-образовательном портале ВУЗа. В разделе тематические планы занятий уточняется тема занятия и вопросы, раскрывающие ее содержание. Следующим этапом подготовки, является ознакомление с учебной и учебно-методической литературой, рекомендованной для изучения по данной теме, а также с нормативными правовыми документами.

В целях повышения эффективности процесса изучения дисциплины, студентам рекомендуется вести опорные конспекты. В тех случаях, когда студенты вовлечены в процесс разработки сценария и подбора учебного материала, например, как в случае с проведением лекции – вдвоем (с участием студента), процесс подготовки студентов к участию в лекции осуществляется под непосредственным контролем преподавателя.

Подготовка к семинарскому занятию. Семинарское занятие является традиционной и распространенной формой организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Прокурорская деятельность». Самостоятельная подготовка к семинару направлена:

- на развитие способности к чтению научной и иной литературы;

- на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разобраться в некоторых вопросах практической деятельности органов прокуратуры;

- на выделение при работе с разными источниками необходимой информации, которая требуется для полного ответа на вопросы плана семинарского занятия;

- на выработку умения правильно выписывать высказывания авторов из имеющихся источников информации, оформлять их по библиографическим нормам;

- на развитие умения осуществлять анализ выбранных источников информации;

- на подготовку собственного выступления по обсуждаемым вопросам;

- на формирование навыка оперативного реагирования на разные мнения, которые могут возникать при обсуждении тех или иных научных проблем.

Залогом успеха в достижении желаемых результатов в самостоятельной подготовке студентов к семинарскому занятию, является наличие обратной связи студента с преподавателем. В связи с чем, в организации самостоятельной работы студентов особое значение приобретают индивидуальные и групповые консультации, проводимые преподавателем. В рамках которых преподавателю необходимо корректировать самостоятельную работу студентов (например, рекомендации об изучении того или иного учебного материала или учебника и т.п.).

Качество освоения содержания любой дисциплины, в том числе и «прокурорской деятельности», прямо зависит от того, насколько студент сам, без внешнего принуждения формирует у себя установку на получение на лекциях новых знаний, дополняющих уже имеющиеся по данной дисциплине.

Подготовка к участию в семинаре Круглый стол. Семинарское занятие проводимое с использованием такой формы организации, обладает  целым рядом специфических черт, которые  проявляются не только в содержании его проведения, но и подготовки к нему. Студентам, участникам круглого стола, в рамках подготовки к нему следует готовиться согласно сценария занятия, которые разрабатывается инициативной группой студентов при непосредственном участии преподавателя. Чаще всего у каждого участника группы существует индивидуальное задание, которое он должен разработать. В рамках подготовки студентами изучается научная и специальная литература, анализируется прокурорско-следственная практика. Изучаются приказы Генерального прокурора РФ. Разрабатываются мультимедийные презентации.

Неотъемлемой частью дискуссии, является разработка двух диаметрально противоположных мнений, которые подвергаются анализу, по результатам которого участниками круглого стола готовится проект решения.

Практический результат самостоятельной работы: тексты докладов студентов; текст резолюции (итогового решения) тексты конспектов по вопросам дискуссии.

Подготовка к практическому занятию. Подготовка к практическому занятию включает следующие элементы самостоятельной деятельности:

 внимательно ознакомиться с материалами УМК данной учебной дисциплины;

- изучить нормативные правовые акты, в том числе и ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие деятельность прокурора, а также органов и их должностных лиц, относящихся к объекту прокурорского надзора;

– изучить конспект лекции;

– изучить и законспектировать содержание ответов на теоретические вопросы выносимые на практическое занятие;

Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература.

Кроме основной и дополнительной литературы студенту при подготовке к практическому занятию также необходимо воспользоваться периодической юридической печатью, ознакомиться с научными статьями, посвященными вопросам деятельности прокуратуры, публикуемыми в юридических журналах.

При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.

Составление актов прокурорского реагирования требует от студента, тщательного изучения специальной литературы, например справочников (сборников) с образцами форм служебных документов, а также документов делопроизводства.

 

4. Учебно-методические рекомендации для студентов (очно-заочной формы обучения) по выполнению домашнего письменного задания

Общие методические рекомендации

 

В соответствии с учебным планом студенты очно-заочной формы обу­чения выполняют домашнее письменное контрольное задание. Этот вид учебной работы представляет собой форму письменной про­верки глубины теоретических знаний, практических умений и навыков студента по результатам самостоятельного изучения учебного курса «Прокурорская деятельность», по предложенной им программе обучения.

Перед выполнением контрольного задания, студенту рекомендуется: ознакомиться с рабочей программой курса и методическими рекомендациями кафедры по его написанию письменного задания; усвоить соответствующие разделы учебника, подобрать и изучить относящиеся к заданию нормативно-правовые акты и рекомендуемую литературу, проанализировать суть и содержание поставленных вопросов и сформулировать письменный ответ. Ответ должен быть не только правильным по существу, достаточно полным и обоснованным, лаконичным и логически последовательным, - по своему содержанию и стилю изложения учебного материала.

Контрольное задание выполняется только по вариантам. Работа, выполненная студентом не по-своему варианту, считается не зачтенной и возвращается ее автору на переработку.

Вариант работы определяется согласно порядковому номеру фамилии студента в общем списке учебной группы (например, вариант I – выполняют те, чьи фамилии в списке, находятся под номерами 1; 11; 21;31; соответственно вариант II – 2; 12; 22;32 – вариант III – 3; 13;23; 33; вариант IV – 4; 14;24 и т.п.).

При написании теоретической части контрольного задания рекомендуется изучить современные литературные источники, которые легче всего найти в электронных библиотечных системах (www.znanium.com., IPRbooks.ru. в электронно-библиотечной системе Book. ru, СЭО «Фемида»). Не возбраняется пользоваться и другими официальными источниками сети интернет.

Выполнение практической части задания (решение задач) необходимо осуществлять, только после тщательного изучения современного законодательства Российской Федерации в части касающихся деятельности органов прокуратуры, поэтому студенту надо иметь в виду то, что в законодательстве ежегодно происходят изменения, которые своевременно не могут быть отражены даже в самых «новых» учебниках. В связи с чем, чтобы избежать возможности допущения ошибки рекомендуется использовать интернет-ресурсы: официальных сайтов органов государственной власти и справочных правовых систем.

Контрольное задание считается выполненным полностью, если раскрыто содержание теоретических вопросов задания и правильно, с позиции действующего законодательства, аргументированы решены задачи. Если какая-то часть работы, будь-то теоретическая или практическая не выполнены или выполнены не правильно, контрольное задание считается не зачтенным.

Результаты проверки контрольной работы преподавателем, размещаются на сайте В случае возврата работы студенту для ее переработки, обучающийся должен незамедлительно устранить выявленные преподавателем недостатки и представить работу для проверки повторно.

 

5. Учебно-методические рекомендации по изучению студентами вопросов, выносимых на самостоятельное изучение

        

Данный вид учебной работы студента, считается одним из самых сложных и трудоемких, поскольку в его реализации предполагается значительный уровень самостоятельности обучаемого во всех её структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим исследовательский характер.  Этот вид работы студентов, направлен прежде всего, на привитие у них навыков непрерывного самообразования, путем активизации мыслительной деятельности, мотивированной желанием приобрести необходимый объем тех или иных профессиональных знаний.

Традиционно такая форма образования характерна для студентов, обучающихся по очно-заочной форме обучения.

С целью оптимизации процесса их обучения, а также повышения его эффективности, студентам, в рамках данной учебной дисциплины предлагается активно использовать рекомендованные учебно-методические материалы, интернет ресурсы электронные библиотеки, а также другие дидактические средства, используемые кафедрой в учебном процессе.  

В связи с чем, студентам рекомендуется осуществить:

- правильный выбор учебной и научной литературы и источников для изучения основных тем курса;

- умелое распределение времени на изучение тех или иных вопросов;

- грамотное структурирование последовательности изучения тематики курса и применяемых методов усвоения учебного материала.

Так, содержание учебной дисциплины «Прокурорская деятельность» раскрывается содержанием ответов на вопросы, рекомендуемые для подготовки к сдаче зачета, необходимые для освоения курса нормативные правовые акты, а также учебная и учебно-методическая литература, в полном объеме представлены в УМК дисциплины.

При изучении сложных к усвоению вопросов дисциплины, обучающийся вправе за соответствующими разъяснениями обратится к преподавателю на кафедру, которые он получит в рамках индивидуальной или группой консультации.

Ведение обучающимися опорных конспектов, является обязательным условием эффективности процесса их самообразования, развития у них навыков анализа учебного материала, умения выделять в тексте литературных источников (учебников, пособий и монографий) главное. Таким образом, самостоятельная работа, направленная на отыскание студентом ответов на теоретические вопросы развивает у них навыки творческой работы, способствующей к формированию профессиональных умений и навыков.

Реферат (доклад, сообщение)

 Общие рекомендации по организации работы студентов по подготовке рефератов(докладов, сообщений)

 

Реферат (доклад)-презентация- это  краткое изложение информации, взятой из одного или нескольких источников, в письменном виде или в форме публичного доклада. Как правило, реферат основан на нескольких текстах, таких как научная работа, книга, диссертация, подшивка статей, периодики и др.

 Целью подготовки студентом реферата (доклада), является углубление, систематизирование и закрепление его теоретических знаний, получение умения самостоятельной обработки, обобщения и краткого, изложения материала, а также развития навыков исследовательской деятельности.

Подготовка любой из форм научного исследования предполагает следующие этапы работы:

- выбор темы и ее осмысление;

- определение предмета и объекта исследования, актуальность и научная новизна, степени ее разработанности;

- цели и задачи исследования;

- формирование плана;

- подбор и изучение необходимых литературных источников;

- подготовка чернового варианта исследования;

- представление чернового варианта исследования преподавателю для ознакомления;

- внесение необходимых изменений и дополнений, подготовка окончательного варианта исследования;

- разработка комплекта слайдов мультимедийной презентации для информационной коммуникации результатов исследования коллективу учебной группы (участникам конференции).

Выбор темы реферата осуществляется студентом, с учетом предложенной тематики в планах семинарских занятиях, по взаимному согласию с преподавателем, она может быть изменена, но в рамках программы учебной дисциплины.

Структура и примерное содержание текста реферата (доклада):

Работа должна обязательно включать: введение, основную часть заключение и список литературы.

Для презентабельности и повышения эффективности информационной коммуникации результатов исследования учебной и научной общественности подготавливается мультимедийная презентация.

Общие требования к оформлению рефератов (докладов).

Общий объем работы 10-15 страниц печатного текста (с учетом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4 (210×297 мм) на одной стороне листа. Межстрочный интервал – полуторный. Гарнитура шрифта основного текста – « TimesNewRoman», Кегль (размер) 14 пунктов – сноски 10 пунктов.

Реферат (доклад)- презентация должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (разделы, части), выводы (заключительная часть), список литературы (5-8 источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания, приложения ( схемы, таблицы, слайды мультимедийной презентации).

Оглавление реферата размешается на второй странице, где композиционно определяется его структура с указанием номера страницы каждого раздела (части).

Во введении рекомендуется определить место исследуемой проблеме и ее прикладное значение в изучаемой науке, обосновать причины выбора данной темы, предмет и объект исследования, цели и задачи.

Основная часть исследования должна излагаться последовательно и четко в соответствие с планом. В случае использования литературных источников, необходимо делать постраничные ссылки на их использование.

Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассматриваемой проблемы, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений, резюмирующих взгляды автора на данную проблему.

В конце работы указывается список использованной литературы (5-8 источников), приложения (в том числе и на магнитном носителе мультимедийную презентацию).

Рекомендации по составлению мультимедийной презентации:

Целью подготовки мультимедийной презентации к реферату (докладу), является: активизация функции восприятия и познания информации студентами; оптимизация процесса передачи информации докладчиком учебной аудитории.

Мультимедийная презентация к реферату (докладу) разрабатывается с использованием программы PowerPoint, приложения офисного пакета Microsoft Office персонального компьютера.

Общие требования к размещению информации на слайдах:

1.объем – не более 12 слайдов;

2. Содержание презентации: (название исследования и данные автора (на первом слайде), цель самостоятельной работы (втором слайде), содержание, ход и результат исследования, выводы; список использованных ресурсов, веб-сайты (на последнем слайде)).

3. соответствие слайдов теме сообщения;

 4.Текст должен быть легко читаем, в связи с чем, рекомендуется  употребление четкого крупного шрифта для выделения надписей и заголовков на общем фоне (размер шрифтов для заголовков – не менее 24, для информации – не менее 18.). Допустимо наличие содержания минимального количества слов (предложений, определений, терминов), которые обучающиеся могут записать. При составлении слайдов рекомендуется внимательно отнестись к правильному применению терминов, а также исключению грамматических и стилистических ошибок и опечаток. Заполнение одного слайда слишком большим объемом информации не допустимо, поскольку обучающиеся могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений (равномерное заполнение экранного поля чертежами, рисунками, фотографиями и другими иллюстрационными материалами, предполагает оптимальное восприятие и запоминание содержащейся на слайде информации).

Достижение наибольшей эффективности обеспечивается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. При этом информацию на слайде лучше всего располагать горизонтально, наиболее важную в центре экрана, а надписи располагать под картинкой или диаграммой.

 Немаловажное значение при составлении слайдов, в целях улучшения качества восприятия информации, имеет стиль и фон, а также звуковое и анимационное их оформления. В связи с этим, при составлении слайдов презентации, рекомендуется придерживаться следующих правил:

- соблюдать единый стиль оформления всех слайдов и исключать те, которые будут отвлекать от самой презентации;

 - основной текст, рисунок слайда, должен преобладать над вспомогательной информацией;

       - при выборе фона заливки слайдов, цвета линий и шрифта необходимо использовать более спокойные тона (синего или зеленого), не вызывающие раздражение и утомление глаз;

- использовать не более трех цветов на одном слайде: один для фона, один для заголовков, один для текста;

       - отсутствие резкого, отвлекающего, раздражающего характера звукового сопровождения слайдов

- использование различных анимационных эффектов, не отвлекающих внимание от содержания информации на слайде.

Поскольку реферат (доклад), изначально планируется, как устное выступление, то оценка данного вида индивидуальной творческой работы студента, осуществляется на семинарах, после его обсуждения в учебной группе.

       Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы студента складывается из нескольких показателей:

- умения и навыки работы студента самостоятельно с нормативной, учебной и научной литературы (определяется по характеру и содержанию составленного опорного конспекта к семинарскому занятию, в том числе и подготовка его по индивидуальному заданию преподавателя, например для участия в «круглом столе»);

- умения и навыки подготовки текста реферата (доклада) и мультимедийной презентации, по характеру, содержанию реферата (доклада) и слайдов презентации;

- умения и навыки работы с архивными уголовными делами и фабулами практических задач;

- по характеру и содержанию устных ответов студентов во время аудиторных занятий.

        

 

7.Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины (модуля)

Общие рекомендации

Успешное освоение учебной дисциплины «Прокурорская  деятельность» за деятельностью органов предварительного расследования», студентами- инвалидами, а также лицами с ОВЗ, возможно при использовании специальных методов и форм коррекционной работы преподавателя. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения реализации образовательной программы осуществляется вузом самостоятельно, с учетом существующих методических рекомендаций Минобрнауки[5], исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом их индивидуальных психофизических возможностей.

Обучение студентов- инвалидов, а также лиц с ОВЗ, может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, либо индивидуально, но с обязательным согласованием с конкретным обучающимся. 

В структуре общедидактических методов, рекомендуемых к использованию в обучении, на уровне специальных методов, предлагается использовать:

- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации (например, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов и др.);

- специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом особенностей нарушения, специфика структурного построения занятий и др.),

- логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогий по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и явлений и др.);

- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования (технические средства по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).

Важное значение в образовательном процессе имеет правильный выбор технических средств обучения общего и специального назначения, используемых преподавателем во время проведения лекционных и групповых учебных занятий. В частности, для студентов данной категории предполагается использование учебных аудиторий, снабженных техническими средствами обучения (мультемедийного оборудования):

- для лиц с нарушением слуха - использование надлежащих звуковых средств воспроизведения информации (средства усиления звука), а также средств обеспечивающих наглядность при подаче материала (электронные доски и мутимедийные проекторы, мультимедийные презентации и видеофалы);

- для студентов с нарушением зрения - персональными компьютерами с программами экранного доступа, программами увеличения, а также методическими материалами (с крупным шрифтом и аудиофайлами).

В целях повышения качества коммуникации преподавателя со студентами- инвалидами и лицами с ОВЗ, по рекомендации врача, к участию в учебном процессе может привлекаться ассистент.

Важное значение в обеспечении лекционных, а также семинарских и практических занятий, имеет техническое оснащение учебной аудитории.

Например, учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

Для слабовидящих студентов, аудитория должна оборудована брайлевской[6] компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации.

Учебная аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушением зрения. В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учётом ограничений их здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения: - в форме собеседования (преимущественно устная проверка); - в форме аудиофайла.

 Для лиц с нарушениями слуха: - тест (печатная форма) преимущественно письменная проверка; - в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: решение дистанционных тестов, контрольные вопросы организация контроля с помощью электронной оболочки MOODLE, письменная проверка.

Большое значение, в освоении данной учебной дисциплины студентами инвалидами (в случаях наличия таких обучающихся) и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеет индивидуальная работа, которая подразумевает две формы взаимодействия преподавателя с обучающимися данной категории:

- индивидуальная работа в виде консультаций с применением альтернативных форм и адаптивных методов коррекционной работы преподавателя со студентом с учетом его индивидуальных психофизических особенностей состояния здоровья;

- предоставления альтернативных форматов учебно-методических материалов и самостоятельной работы обучающегося с представленными ему адаптированными учебно-методическими материалами.

В частности, для инвалидов и лиц ОВЗ по зрению:

- предлагается использование адаптивных учебно-методических и дидактических материалов (учебников с крупным шрифтом или аудиофайлы);

- присутствие ассистента, в период проведения индивидуальной консультативной работы преподавателя со студентом инвалидом, в целях оказания ему, необходимой помощи в коммуникации с обучающимся.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы, выстраивается на основе реализации принципов: наглядности, индивидуализации, коммуникативности и использования информационных технологий.

Предлагается к использованию дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, учебные пособия, адаптированные для восприятия студентами с нарушением слуха.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: создается возможность не только беспрепятственного доступа в учебные аудитории, но и обеспечиваются благоприятные условия для получения консультативной помощи со стороны преподавателя, путем предоставления методических материалов в печатной форме, в форме электронного документа, а также аудио и видеофайлов.

Эффективность самостоятельной работы студентов инвалидов и лиц с ОВЗ  во многом определяется наличием определенных психолого-педагогических условий, создаваемых преподавателями на всем протяжении обучения. К числу которых, следует отнести:

- знания преподавателем психофизических особенностей обучающихся и влияние их, на организацию процесса освоения ими данной учебной дисциплины;

- умение преподавателя устанавливать психологической контакт со студентами данной категории, создавать и поддерживать благоприятные условия для организации и проведения индивидуальной консультативной работы с ними;

 - использование технических средств, специальных приборов и оборудования (технических средств по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и другой информацию).

В рамках консультативной работы преподавателем широко рекламируется студенту возможность использования учебно-методического информационного обеспечения процесса изучения данной учебной дисциплины. Особое внимание уделяется электронным ресурсам библиотечного фонда Университета (например, использованию учебной литературы в виде электронного документа в электронно-библиотечной системе Book.ru, имеющей специальную версию для слабовидящих). Кроме того, разъясняется порядок доступа к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида» и другим необходимым интернет- ресурсам.

Промежуточная аттестация

Общие рекомендации по подготовке и сдаче промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация – это вид учебно-познавательной деятельности студента, осуществляемый по определенной системе, включающий его подготовку и оценку качества знаний, умений и навыков, по результатам освоения учебной дисциплины модуля, а также уровня сформированности компетенций, заявленных в ФГОС.

Промежуточная аттестация по данной учебной дисциплине (модулю) предусмотрена в форме зачета, который сдается устно по вопросам, разработанным кафедрой.

Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся у него проблемы, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания.

Требования к организации подготовки к зачету по своей структуре и содержанию аналогичны тем, которые предъявляются к подготовке к текущим занятиям. В частности, для успешной подготовки к сдаче зачетов рекомендуется по каждому вопросу, выносимому на зачет, составлять краткое описание ответа, в виде фрагмента опорного конспекта. При этом, важно сформировать целостное представление о содержании ответа на каждый вопрос, что предполагает знание разных научных трактовок сущности, понятия того или иного явления или процесса, умение раскрывать факторы, определяющие их противоречивость ответ студента на зачете, раскрывающий информацию об эмпирических исследованиях, проводившихся по той или иной проблеме, затрагиваемой в вопросе, указывает на всестороннее и глубокое знание студента.

Как это не парадоксально звучит, но именно подготовка кратких ответов на вопросы, заменяет студенту «шпаргалку», которую, как показывает практика, писать необходимо, поскольку это способствует лучшему усвоению учебного материала, но пользоваться на зачете им не следует.

Зачет проводится по согласованию с кафедрой, в устной (письменной) форме или с помощью компьютерного тестирования.

Критерии оценки знаний, умений, навыков студента и заявленных компетенции, выявленных по результатам зачета подробно описаны в таблице фонда оценочных средств (далее - ФОС) « Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения учебной дисциплины».

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 245.