Ассортимент торгового предприятия сложный - ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам.
Ассортимент также развернутый, поскольку состав товаров одного вида, различаются по отдельным признакам.
Для определения ассортимента возьмем однородную группу товаров –печатную продукцию, применим товароведные показатели:
Широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
1. Широта ассортимента:
Кш = Шд/Шб *100%
Кш = 8/10*100% = 70%
2. Полнота ассортимента:
Кп = Пд/Пб *100%
Кп = 85/102 *100% = 83,3%
3. Устойчивость:
Ку = У/Шб *100%
Ку = 71/96 *100% = 73,9%
4. Новизна (обновляемость) ассортимента:
Кн = Н /Шд *100%
Кн = 5/10 *100% = 50%
В магазине « Ридер» продаются такая печатная продукция как газеты, журналы, различные плакаты, методички , открытки , книги известных писателей, например как Успенский, Агния Борто, Маршак и многие другие. Всего в ассортименте в магазине РИДЕР более 150 наименований печатной продукции.
В магазинах ТС "РИДЕР" применяются разнообразные методы изучения покупательского спроса:
1. Учет неудовлетворенного спроса;
2. Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже;
3. Определение объемов продажи товаров и анализ товарных остатков;
4. Организация покупательских конференций;
Учет неудовлетворенного спроса. Одним из действенных методов изучения запросов данного магазина покупателей является учет неудовлетворенного спроса, т. е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже.
Для этой цели применяются различные методы в зависимости от конкретных условий работы магазинов. Так, продавцы торгового предприятия ТС"Ридер" на протяжении рабочего дня записывают в свои блокноты наименование и частоту спроса товаров, не имеющихся в продаже, или заполняют специальные бланки.
В конце рабочего дня продавцы информируют менеджеров отделом или директора магазина о результатах своих наблюдений, которые потом обобщаются и анализируются.
Удобнее применять контрольные листки, которые лежат на видном месте в торговом зале. Покупатель, не найдя в магазине интересующий его товар, записывает об этом в листке спроса, одновременно указывая свой домашний адрес или телефон. Заполненный листок опускается в ящик. Листки на столе может заменить журнал учета спроса, в котором покупатель также может сделать соответствующие записи. О поступлении отсутствующих товаров в продажу покупателю сообщается письменно или по телефону.
Учет неудовлетворенного спроса ведётся не только по наименованиям, но и по фасонам, размерам, расцветкам. По данным учета неудовлетворенного спроса директор данного магазина должен принимает незамедлительные меры для завоза отсутствующих товаров.
Одной из эффективных форм изучения неудовлетворенного спроса является также учет и анализ индивидуальных заказов и заявок покупателей на товары, которых не было в продаже в момент посещения магазина.
Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже. Замечания и пожелания покупателей по фасонам, расцветкам, рисункам, оформлению, конструкции, упаковке и качеству продаваемых товаров продавцы должны записывать в свои блокноты и докладывать о них директору или Менеджеру отделом магазина в конце рабочего дня.
Директор магазина ТС "Ридер" ежедневно группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор должен записывать в "Журнал учета замечаний покупателей". Все отмеченные в журнале замечания сообщаются в промышленность и товароведам вышестоящей торговой организации для принятия соответствующих мер.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учетом его влияния, на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ.
Пример формы анкеты: Потребительские предпочтения покупателей ТС «Ридер»
Цели проведения анкетирования:
- Зафиксировать узнаваемость компании и бренда продукции в изучаемых магазинах.
- Выявление потребительских предпочтений и факторов принятия решения.
- Определение круга основных конкурентов.
- Определение основных источников информации о продукции.
Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду.
Прежде чем начинать опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать многих ошибок.
Затем нужно обобщить полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно использовать электронно-вычислительную технику.
Каждый ответ нужно тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый ответил просто "для галочки", не зная предмета.
После того, как ответы проверены и в случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в форме таблиц, графиков.
Приложение 1
Таблица 1- анализ договорной работы
Ассортимент поставленных товаров | Наименование поставщиков | Вид договора | Объем поставок в тыс. руб | Срок действия договоров |
Товары быт.химии | «скрин» ИП Юркин | Поставки | 50 | 3 года |
Канцтовары | «КАНЦЛЕР», ООО | Поставки | 50 | 3 года |
Все для праздника (ВДП) | «СимаЛЕНД» | Поставки | 50 | 3 года |
Приложение 2
Таблица 2 – оценка конкурентных преимуществ предприятия
Инструмент маркетинга | Оценка в балах по каждому инструменту | Торговое предприятие | Предприятие конкурентов |
Ассортимент | 10 | 90 | 80 |
Цена | 10 | 80 | 90 |
Реклама | 9 | 36 | 45 |
Доп. Услуги | 9 | 54 | 63 |
Размещение | 9 | 54 | 45 |
Оформление интерьера | 8 | 35 | 40 |
Выкладка | 7 | 35 | 45 |
Обсуждения | 9 | 48 | 40 |
Итог: | 432 | 448 |
Приложение 3
Таблица 3 – Контроль объемов поступления товаров в соответствие с договорами
Наименование договора | Качество о товара по договору | Количество товара факт | Срок поставки отклонение | По договору | Факты | Отклонение | По договору | факты | отклонение |
Договор на поставку | В соответствие с требованиями ГОСТ | Соответствует требованием ГОСТ | - | накладная | соответствует | - | 3.04 | 4.04 | + |
Договор на поставку | В соответствии с требованиями ГОСТ | Соответствует требованиям ГОСТ | - | накладная | соответствует | - | 3.04 | 3.04 | + |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 378.