ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебное пособие

Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации

по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России

2-е издание, переработанное и дополненное

Уфа-2009

УДК 346.26(091)

ББК 6Рос) 09 я 73

М 33

Рецензенты:

Верещагин А. С. д-р ист. наук, профессор,

зав. кафедрой «История и культурология»

Уфимского государственного нефтяного технического университета;

Мурашев А. А. канд. ист. наук, доцент кафедры «История и культурология» Московского государственного строительного университета;

Котова Т. П. канд. ист. наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Матвеева Л. Д., Алексеев В. В., Кабанова Е. Е.

История предпринимательства в России: Учебное пособие / Л. Д. Матвеева, В. В. Алексеев, Е. Е. Кабанова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2009. – 134 с.

ISBN 5–88469–302–8

В учебном пособии в хронологической последовательности рассматриваются этапы становления российского предпринимательства. Дается анализ основных направлений деятельности, особое внимание уделяется формированию деловых кругов России. На основе современных концепций и представлений в области истории предпринимательства в учебном пособии рассматриваются этапы и закономерности развития отечественного предпринимательства с Киевской Руси до начала ХХ века. Важное место отводится характеристике своеобразия хозяйственной жизни страны, формам деловой активности российских предпринимателей и их месту в социально-политической структуре России. Пособие позволит студентам эффективно освоить данную дисциплину, написать контрольные и курсовые работы, подготовиться к зачетам и экзаменам.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «История предпринимательства».

ISBN 5–88469–302–8 © Матвеева Л. Д., Алексеев В. В.,

Кабанова Е. Е., 2009

© Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….4

План курса «История российского предпринимательства»….............................6

Глава 1. Основные этапы развития предпринимательства

в России…………………………………………………………………………….11

1.1. Роль предпринимательства в хозяйственной жизни славян

в IX-XII вв. …………………………………………………….. ………………………14

1.2. Торговый капитал и предпринимательство в эпоху

Московского царства (XV-XVI вв.)……………………………… …………………..19

1.3. Основные формы российского предпринимательства

в ХVII в. ………………………………………………………….....................................24

1.4. Предпринимательство в петровскую эпоху …………………………………..28

1.5. Экономическая политика государства и частное

предпринимательство во второй половине ХVIII в. ………………………………36

1.6. Российское предпринимательство в период

кризиса крепостной системы ………………………………………….......................43

1.7. Состояние российского предпринимательства

на рубеже веков (кон. ХIX - нач. ХХ вв.) ……………………………………………..46

Глава 2. Предпринимательство советского периода……………………………51

Глава 3. Общественно- политические организации

предпринимателей в России……………………………………………………...62

Глава 4. История денежного обращения и становление

финансовой системы России……………………………………………………..67

4.1.Возникновение банкирского промысла и развитие

государственного банковского дела…………………………………………………..75

4.2.Развитие частных банков и банкирские дома…………………......................87

Глава 5. История и этапы российского налогообложения …………………….92

Глава 6. Культурная миссия российских предпринимателей.

Меценатство. Благотворительность. ………………………………...................111

6.1. Мотивы благотворительности…………………………………………………112

Глава 7. Из истории торговли и предпринимательства

в Уфе (ХVII-ХХ вв.) …………………………………………………………….115

Список литературы ……………………………………………………………...128

ВВЕДЕНИЕ

История российского предпринимательства относительно молодая научная и учебная дисциплина. Долгое время тема истории предпринимательства в силу ряда, прежде всего, идеологических причин, не разрабатывалась в отечественной исторической науке. Однако, в связи с осуществлением в нашей стране экономических реформ и перехода к рынку, обращение к прошлому опыту и традициям предпринимательства в России обрело актуальность, поскольку они стали востребованными в новых условиях. Сегодня предпринимательство является сложным, многогранным феноменом, затрагивающим все сферы жизни. Данное обстоятельство определяет необходимость введения в вузах новых учебных курсов, посвященных истории предпринимательской деятельности, с целью подготовки квалифицированных специалистов широкого профиля. В качестве учебной дисциплины история предпринимательства занимает промежуточное место между историей экономики, социальных отношений и т. д.

Настоящее учебное пособие ориентировано на решение следующих задач:

- осветить основные этапы и закономерности развития предпринимательства в России.

- дать представление об основных направлениях и формах предпринимательской деятельности в исторической перспективе.

- показать каким образом внешний и внутренние факторы влияли на развитие предпринимательства.

- познакомить с основными принципами отечественной предпринимательской культуры.

- изложить основные сведение по истории предпринимательства в Уфе в XVII – начале XX вв.

Под предпринимательством принято понимать «индивидуальное или коллективное занятия каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремеслом, промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством и т. д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт, извлечение прибыли».[1] Для развитой стадии предпринимательства характерны: тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора действий, использование наёмного труда наряду с личным участием предпринимателя, четко выраженная ориентация на получение прибыли.[2]

Закономерности и особенности развития предпринимательства находятся в непосредственной связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики и общества в целом. Прежде всего это касается экономических, социальных и правовых условий для предпринимательской деятельности.

К экономическим условиям относятся: предложение товаров и спрос на них, объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на покупки, избыток или недостаточность рабочих мест, рынка свободной рабочей силы, поскольку это влияет на уровень заработной платы, а следовательно на возможности людей приобретать те или иные товары.

К социальным условиям относятся: стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, нравственные и религиозные установки, диктующие отношение к работе, санкционирующие или запрещающие отдельные виды предпринимательской активности.

Кроме того, любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, которая определяет допустимые направления и формы.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Они могут осуществляться раздельно или вместе.

По формам предпринимательство классифицируют, исходя из: а) его участников и организаторов, или б) по характеру собственности, которая может быть индивидуальной (частной), групповой (корпоративной), муниципальной (общественной), государственной.

В зависимости от числа хозяйствующих субъектов предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной, а по своему размаху она подразделяется на мелкое, среднее, крупное предпринимательство.

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, широкого круга читателей, интересующихся отечественной истории. Пособие подготовлено коллективом авторов Уфимской государственной академии сервиса и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В написании принимали участие:

Алексеев В. В.: План, Введение, гл. 2, 3, 3.1, 3.2, 4.

Кабанова Е. Е.: гл. 1.1, 1.2, 1.4, 1.7

Матвеева Л. Д.: гл. 1.3, 1.5, 1.6, гл. 6, 6.1, гл. 7.

ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Тема 1. ВВОДНАЯ

Предмет, задачи, хронологические рамки курса. Зарождение и эволюция терминов, связанных с предпринимательской деятельностью, исторический контекст их применения, современное значение. Важнейшие черты предпринимательства. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательства. Периодизация истории отечественного предпринимательства.

Предпринимательство как культурно-исторический феномен, влияние конфессиональных религиозных установок на предпринимательскую деятельность.

Общие и особенные черты российского предпринимательства.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 264.