Учебное пособие
Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России
2-е издание, переработанное и дополненное
Уфа-2009
УДК 346.26(091)
ББК 6Рос) 09 я 73
М 33
Рецензенты:
Верещагин А. С. д-р ист. наук, профессор,
зав. кафедрой «История и культурология»
Уфимского государственного нефтяного технического университета;
Мурашев А. А. канд. ист. наук, доцент кафедры «История и культурология» Московского государственного строительного университета;
Котова Т. П. канд. ист. наук, доцент кафедры «Туризм и гостеприимство» Уфимской государственной академии экономики и сервиса
Матвеева Л. Д., Алексеев В. В., Кабанова Е. Е.
История предпринимательства в России: Учебное пособие / Л. Д. Матвеева, В. В. Алексеев, Е. Е. Кабанова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2009. – 134 с.
ISBN 5–88469–302–8
В учебном пособии в хронологической последовательности рассматриваются этапы становления российского предпринимательства. Дается анализ основных направлений деятельности, особое внимание уделяется формированию деловых кругов России. На основе современных концепций и представлений в области истории предпринимательства в учебном пособии рассматриваются этапы и закономерности развития отечественного предпринимательства с Киевской Руси до начала ХХ века. Важное место отводится характеристике своеобразия хозяйственной жизни страны, формам деловой активности российских предпринимателей и их месту в социально-политической структуре России. Пособие позволит студентам эффективно освоить данную дисциплину, написать контрольные и курсовые работы, подготовиться к зачетам и экзаменам.
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «История предпринимательства».
ISBN 5–88469–302–8 © Матвеева Л. Д., Алексеев В. В.,
Кабанова Е. Е., 2009
© Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….4
План курса «История российского предпринимательства»….............................6
Глава 1. Основные этапы развития предпринимательства
в России…………………………………………………………………………….11
1.1. Роль предпринимательства в хозяйственной жизни славян
в IX-XII вв. …………………………………………………….. ………………………14
1.2. Торговый капитал и предпринимательство в эпоху
Московского царства (XV-XVI вв.)……………………………… …………………..19
1.3. Основные формы российского предпринимательства
в ХVII в. ………………………………………………………….....................................24
1.4. Предпринимательство в петровскую эпоху …………………………………..28
1.5. Экономическая политика государства и частное
предпринимательство во второй половине ХVIII в. ………………………………36
1.6. Российское предпринимательство в период
кризиса крепостной системы ………………………………………….......................43
1.7. Состояние российского предпринимательства
на рубеже веков (кон. ХIX - нач. ХХ вв.) ……………………………………………..46
Глава 2. Предпринимательство советского периода……………………………51
Глава 3. Общественно- политические организации
предпринимателей в России……………………………………………………...62
Глава 4. История денежного обращения и становление
финансовой системы России……………………………………………………..67
4.1.Возникновение банкирского промысла и развитие
государственного банковского дела…………………………………………………..75
4.2.Развитие частных банков и банкирские дома…………………......................87
Глава 5. История и этапы российского налогообложения …………………….92
Глава 6. Культурная миссия российских предпринимателей.
Меценатство. Благотворительность. ………………………………...................111
6.1. Мотивы благотворительности…………………………………………………112
Глава 7. Из истории торговли и предпринимательства
в Уфе (ХVII-ХХ вв.) …………………………………………………………….115
Список литературы ……………………………………………………………...128
ВВЕДЕНИЕ
История российского предпринимательства относительно молодая научная и учебная дисциплина. Долгое время тема истории предпринимательства в силу ряда, прежде всего, идеологических причин, не разрабатывалась в отечественной исторической науке. Однако, в связи с осуществлением в нашей стране экономических реформ и перехода к рынку, обращение к прошлому опыту и традициям предпринимательства в России обрело актуальность, поскольку они стали востребованными в новых условиях. Сегодня предпринимательство является сложным, многогранным феноменом, затрагивающим все сферы жизни. Данное обстоятельство определяет необходимость введения в вузах новых учебных курсов, посвященных истории предпринимательской деятельности, с целью подготовки квалифицированных специалистов широкого профиля. В качестве учебной дисциплины история предпринимательства занимает промежуточное место между историей экономики, социальных отношений и т. д.
Настоящее учебное пособие ориентировано на решение следующих задач:
- осветить основные этапы и закономерности развития предпринимательства в России.
- дать представление об основных направлениях и формах предпринимательской деятельности в исторической перспективе.
- показать каким образом внешний и внутренние факторы влияли на развитие предпринимательства.
- познакомить с основными принципами отечественной предпринимательской культуры.
- изложить основные сведение по истории предпринимательства в Уфе в XVII – начале XX вв.
Под предпринимательством принято понимать «индивидуальное или коллективное занятия каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремеслом, промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством и т. д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт, извлечение прибыли».[1] Для развитой стадии предпринимательства характерны: тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора действий, использование наёмного труда наряду с личным участием предпринимателя, четко выраженная ориентация на получение прибыли.[2]
Закономерности и особенности развития предпринимательства находятся в непосредственной связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики и общества в целом. Прежде всего это касается экономических, социальных и правовых условий для предпринимательской деятельности.
К экономическим условиям относятся: предложение товаров и спрос на них, объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на покупки, избыток или недостаточность рабочих мест, рынка свободной рабочей силы, поскольку это влияет на уровень заработной платы, а следовательно на возможности людей приобретать те или иные товары.
К социальным условиям относятся: стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде, нравственные и религиозные установки, диктующие отношение к работе, санкционирующие или запрещающие отдельные виды предпринимательской активности.
Кроме того, любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды, которая определяет допустимые направления и формы.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Они могут осуществляться раздельно или вместе.
По формам предпринимательство классифицируют, исходя из: а) его участников и организаторов, или б) по характеру собственности, которая может быть индивидуальной (частной), групповой (корпоративной), муниципальной (общественной), государственной.
В зависимости от числа хозяйствующих субъектов предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной, а по своему размаху она подразделяется на мелкое, среднее, крупное предпринимательство.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, широкого круга читателей, интересующихся отечественной истории. Пособие подготовлено коллективом авторов Уфимской государственной академии сервиса и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В написании принимали участие:
Алексеев В. В.: План, Введение, гл. 2, 3, 3.1, 3.2, 4.
Кабанова Е. Е.: гл. 1.1, 1.2, 1.4, 1.7
Матвеева Л. Д.: гл. 1.3, 1.5, 1.6, гл. 6, 6.1, гл. 7.
ПЛАН КУРСА
«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Тема 1. ВВОДНАЯ
Предмет, задачи, хронологические рамки курса. Зарождение и эволюция терминов, связанных с предпринимательской деятельностью, исторический контекст их применения, современное значение. Важнейшие черты предпринимательства. Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для предпринимательской деятельности. Виды и формы предпринимательства. Периодизация истории отечественного предпринимательства.
Предпринимательство как культурно-исторический феномен, влияние конфессиональных религиозных установок на предпринимательскую деятельность.
Общие и особенные черты российского предпринимательства.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 298.