Переключение внимания с негативных «накручивающих» мыслей
Осуществить это можно используя то, что всегда с нами: дыхание. Для этого необходимо сфокусировать внимание на:
• движении воздуха по дыхательным путям;
• движениях грудной клетки;
• температурных параметрах вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу.
Оценка произошедшего по критериям
• «Что я могу изменить в этой ситуации?»
• «Что я не могу изменить в этой ситуации?»
• И после оценки продумать план действий для преодоления того, что можно изменить.
Крайне важно не допускать появления состояния полной апатии и безразличия: необходимо заполнять время возможными действиями. Для этого Вам необходимо продумать план действийна:
• ближайшее время (15, 30 минут);
• ближайший час;
• на день.
После продумывания плана приступить к реализации намеченного. Если условия ситуации исключают возможность каких-либо действий, займитесь мыслительной деятельностью: решайте какие-либо задачи, вспоминайте таблицу умножения, упражняйтесь в сочинении стихов и т. д.
Главное — займите себя и, при возможности, окружающих деятельностью.
Основатель всемирно известной школы выживания в экстремальных ситуациях, польский путешественник Яцек Палкевич выделил 6 факторов выживания. Но определяющее значение, по его мнению, играет то, в каком порядке они располагаются человеком. По наблюдениям Палкевича, шансы на выживание и спасение выше у тех, кто, находясь в экстремальной, а значит стрессовой ситуации, ориентирует свои мысли и действия в таком порядке:
Вера в себя.
Желание выжить.
Укрытие и огонь.
Сигналы призыва о помощи.
Возможность добыть воду и пищу.
План действий по выходу из экстремальной ситуации
Человек, не пытающийся в экстремальной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на безболезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правильного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает, то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокойствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обеспечивают выход из малоприятных обстоятельств с наименьшими потерями.
Перед перерывом расставляем акценты: ИТАК
АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ НАХОЖДЕНИИ В КРИЗИСНОЙ ИЛИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
· самомониторинг.
· экстренное расслабление мышц.
· успокаивающее дыхание.
· переключение внимания.
· оценка произошедшего.
· возможные действия (допустимые условиями ситуации).
ДОЛЖЕН ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕК ПОСТОЯННО НАЧЕКУ, И СПОСОБЕН ЛИ ОН ПЕРЕНОСИТЬ ПОДОБНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ?
Человек не может постоянно переносить эмоциональное напряжение высокой интенсивности, так как это неизбежно приведет к истощению. Однако определенная мера внимательности и бдительности поможет в жизни любому человеку (например, оставленный без присмотра мешок в транспорте может оказаться миной). То есть, как и во всем необходимо стремиться к «золотой середине». А предлагаемая информация и психологические технологии помогут в определенной мере добиться этого, так как обеспечивая спокойствие человека, они предотвращают изнуряющее напряжение и, тем самым, помогают сохранять достаточный уровень бдительности.
Заключение.
Использование перечисленных в данной памятке приемов и рекомендаций достигнет максимального эффекта при регулярной практике. Дело в том, что при постоянном применении они станут полезной привычкой, как ежедневно осуществляемые каждым человеком действия (такие как умывание, чистка зубов и т. п.) и будут использоваться автоматически «в нужное время и нужном месте», давая необходимый результат. И в этом случае, действительно, будет развиваться персональная устойчивость к стрессам.
Основные элементы занятия | Время, мин. | Организационно-методические указания. |
1 | 2 | 3 |
Практическое применение листовки | 5 | Раздаю листовки с аббревиатурами. Задание всем – расставить приоритеты (По Палкевичу, по-порядку!) |
ПЕРЕРЫВ 10-15 минут |
Основные элементы занятия | Время, мин. | Организационно-методические указания. |
1 | 2 | 3 |
Теоретическая модель личности безопасного типа поведения | 15 |
Человек в социуме
Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других.
Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном.
Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения:
• признание ценности интеллекта и природной одаренности;
• признание ценности профессионализма и образованности;
• признание ценности личности и ее прав;
• признание неприкосновенности частной собственности;
• законопослушание;
• уважение чужих интересов и способность к компромиссу;
• честность и обязательность;
• расчетливость и бережливость.
Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических.
Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения:
• аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ;
• антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества;
• суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости;
• конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество;
• нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему;
• фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее;
• аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности;
• девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.
4 команды - 4 задачи
Модели деструктивного поведения,
Дата: 2019-04-23, просмотров: 278.