Кафедра Анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Имени И.И. Мечникова»

(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздравсоцразвития России)

Кафедра Анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения практического занятия

«Безопасность жизнедеятельности и первая помощь»

Ноябрь-декабрь 2012 года.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: студенты 2 курса медико-профилактического факультета

ТЕМА: Безопасность жизнедеятельности в кризисных ситуацияхи правила поведения при чрезвычайных, аварийных и стрессовых ситуациях.

ЦЕЛЬ:

 

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: классно-групповой.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 4 академических часа.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная аудитория.

 

 

Конспект составил:                                       Командир отделения 52-ПСЧ

                                                         СПб ГКУ «Пожарно-Спасательный отряд

Невского района»

Спасатель 3-го класса М.Б. Сафин

« ____» ________2012 г.

 

 

Конспект проверил:                                           Заведующий учебной частью

кафедры анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии

СЗГМУ им. И.И. Мечникова

к.м.н., доцент Зарипова З.А.

« ____» ________2012 г.

 

Санкт-Петербург

2012

КАКДОСТИЧЬ СПОКОЙСТВИЯ, НАХОДЯСЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ?

Состоянием мышечной и дыхательной си­стем можно управлять произвольно, добива­ясь спокойствия и поведения, обеспечиваю­щего безопасность.

Каким же образом мы можем использо­вать работу этих систем себе во благо? Преж­де всего, мы можем устранить излишнее на­пряжение в мышцах. Для того, что бы достичь этого, необходимо использовать технику, ко­торая известна под названием«самомонито­ринг». Эта техника заключается в выявлении и преодолении напряженности.

Самомониторинг

Необходимо мысленно «пройтись» по все­му телу, задавая себе вопросы:

• Как мои мышцы? Не напряжены ли?

• В какой позе я нахожусь?

• Какова моя мимика в данный момент?

• Как я дышу?

При выявлении негативных признаков не­обходимо заняться их устранением:

• постараться расслабить мышцы;

• постараться изменить положение тела (если это возможно), сделав его более удобным;

• нормализовать дыхание;

Для быстрого расслабления мышц можно использовать прием кратковременного усиления напряжения, которое неизбежно сменяется расслаблением.

Эффективность этой техники обеспечи­вается определенными физиологическими механизмами, которые находятся в основе процессов мышечного напряжения и рас­слабления. Расслабление, вызванное в од­ной группе мышц, отразится и на состоянии других групп и на общем состоянии орга­низма, уменьшив, тем самым, уровень пси­хоэмоционального напряжения.

 

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
Практическое применение психологической адаптации 20 Раздаю листовки с описанием техники. Задание всем – сделать по 3 подхода! Все встали, подышали, напряглись, расслабились…!

 

Экстренное расслабление мышц

Необходимо сделать следующие действия:

• Слегка согнуть обе руки в локтевом суставе и сильно сжать кулаки.

• Сфокусировать внимание на напря­жении в руках и сосчитать до 5 или 7.

• Плавно опустить руки.

• Сконцентрировать внимание на ощущениях в руках (может появить­ся тепло, холод, тяжесть, легкость и т. п. – у каждого человека спектр ощущений индивидуален).

• Побыть в таком состоянии не менее 30 секунд.

Кроме того, любая физическая актив­ность, если она возможна, также приводит к избавлению от излишнего физического напряжения и, соответственно, уменьшает эмоциональное беспокойство.

Затем, мы можем нормализовать свое дыхание.

Для этого необходимо использовать тех­нику глубокого дыхания.

В ситуациях, когда время предельно ограничено, дыхательную технику можно использовать самостоятельно (без других приемов) для достижения спокойствия.

Техника глубокого дыхания

• Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета вре­мени можно мысленно произносить «одна тысяча, две тысячи» – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).

• Задерживаем дыхание на 1-2 секун­ды, то есть, сделаем паузу.

• Выдыхаем медленно и плавно в те­чение 3-х секунд, не менее (обяза­тельно выдох должен быть длиннее вдоха).

• Затем, снова глубокий вдох, без паузы, то есть, повтор цикла.

Повторяем 2-3 подобных цикла (максимум до 5-ти за один подход).

В течение дня – до 15-20 раз.

Кроме нормализации дыхания выполне­ние этой техники приводит и к восстанов­лению параметров работы сердечно-сосудистой системы: нормализации частоты сердцебиения и, в свою очередь, давления. Это происходит в результате уси­ления естественного физиологического эф­фекта: на вдохе у любого человека сердце­биение ускоряется, а на выдохе – замедляется (такие изменения простым прощупыванием пульса заметить невоз­можно, это выявляется только чувствитель­ными приборами).

Но что нам дает выполнение этих тех­ник в экстремальной ситуации? Давно из­вестно о взаимосвязи и взаимовлиянии фи­зического и психологического, «души и тела».

Более расслабленное состояние мышц и спокойное дыхание обеспечат аналогичные ощущения в психологической сфере: мы бу­дем более стабильны и спокойны эмоциона­льно (не на 100%, конечно, но спокойней, чем изначально). А значит, появится воз­можность действовать с «ясным рассудком и холодным сердцем», не вызывая собствен­ными переживаниями дополнительных стрессов.

Следующий этап действий, направлен­ных на повышение психологической устой­чивости в экстремальной ситуации, – это работа с системой оценки ситуации. По­нятно, что оценка происходит при помощи мыслей. И иногда человек может легкомыс­ленно увлекаться в своей оценке, тем са­мым, изнуряя и «накручивая» себя. Например, чрезмерными и продолжительными рассуждениями: «Ужас! Все пропало! Это ко­нец!». Однако на саму ситуацию эти мысли никакого влияния не оказывают и в лучшую сторону ее не изменяют. А состояние чело­века, размышляющего таким образом, се­рьезно изменяют, причем в негативную сторону. Но стоит ли такими размышлени­ями ввергать себя в еще худшее состояние, особенно тогда когда повлиять на ход со­бытий невозможно? Ясно, что не стоит. Потому что в противном случае эти мысли будут бумерангом возвращаться в виде из­бытка отрицательных эмоций, ввергая в де­прессивное состояние и приводя организм к болезням, что явно не способствует выжива­нию.

Потеря контроля над происходящим на какой-то период времени не означает, что невозможно регулировать свое психоэмоциональное состояние!

В работе с мыслями существуют два основных приема.

Вера в себя.

Желание выжить.

Укрытие и огонь.

Сигналы призыва о помощи.

План действий по выходу из экстремальной ситуации

Человек, не пытающийся в экстремаль­ной ситуации сохранить или восстановить спокойствие, имеет меньшие шансы на без­болезненный выход из произошедшего. Причина кроется в том, что избыточное волнение препятствует принятию правиль­ного решения. И если беспокойство не уменьшается, а, наоборот, возрастает, то риск истощения, развития депрессивных состояний и физических заболеваний очень высок. Стремление к сохранению спокой­ствия, установка на преодоление, на выход из экстремальной ситуации способствуют мобилизации внутренних ресурсов и обес­печивают выход из малоприятных обстоя­тельств с наименьшими потерями.

 

Перед перерывом расставляем акценты: ИТАК

АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ НАХОЖДЕНИИ В КРИЗИСНОЙ ИЛИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:

· самомониторинг.

· экстренное расслабление мышц.

· успокаивающее дыхание.

· переключение внимания.

· оценка произошедшего.

· возможные действия (допустимые условиями ситуации).

Заключение.

Использование перечисленных в данной памятке приемов и рекомендаций достиг­нет максимального эффекта при регуляр­ной практике. Дело в том, что при постоян­ном применении они станут полезной привычкой, как ежедневно осуществляе­мые каждым человеком действия (такие как умывание, чистка зубов и т. п.) и будут ис­пользоваться автоматически «в нужное вре­мя и нужном месте», давая необходимый результат. И в этом случае, действительно, будет развиваться персональная устойчи­вость к стрессам.

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
Практическое применение листовки 5 Раздаю листовки с аббревиатурами. Задание всем – расставить приоритеты (По Палкевичу, по-порядку!)
    ПЕРЕРЫВ 10-15 минут

 

 

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
Теоретическая модель личности безопасного типа поведения   15

 

Человек в социуме

Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других.

 

Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном.

Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения:

• признание ценности интеллекта и природной одаренности;

• признание ценности профессионализма и образованности;

• признание ценности личности и ее прав;

• признание неприкосновенности частной собственности;

• законопослушание;

• уважение чужих интересов и способность к компромиссу;

• честность и обязательность;

• расчетливость и бережливость.

Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических.

Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения:

аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ;

антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества;

суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости;

конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество;

нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему;

фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее;

аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности;

девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.

4 команды - 4 задачи

Модели деструктивного поведения,

Таким образом, понятие «личность безопасного типа» обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу.

 Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

Приоритеты первой помощи.

 

Без пищи человек может прожить до 30 дней, без воды до 2 недель. Без кислорода несколько минут.

Раньше погибают наиболее тонко организованные клетки. Так клетки коры головного мозга гибнут раньше всех остальных.

В зависимости от ряда условий — внешней температуры, состояния организма и т. д. от момента прекращения подачи кислорода клеткам коры головного мозга до их гибели проходит от 3 до 10 минут.

Следовательно, основной задачей первой помощи является не допустить прекращения подачи кислорода.

Доставку кислорода клеткам организма обеспечивают дыхательная и сердечно-сосудистая системы.

Дыхательная система начинается с носа, где вдыхаемый воздух очищается и согревается. Далее через носоглотку воздух попадает в гортань, проходит через голосовую щель, далее в трахею, бронхи, бронхиолы и, наконец, в альвеолы, где и происходит газообмен кислорода в кровь, углекислый газ из крови. На выдохе углекислый газ удаляется из организма. Вдох производится активно, при помощи межреберных мышц и диафрагмой. Выдох — пассивен и усилий со стороны человека не требует.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце — полый мышечный орган, выполняющий роль насоса, прокачивая кровь по всем сосудам человеческого тела. Нормальный ритм сердечных сокращений 60–80 раз в минуту. По размерам сердце, как правило, соответствует сжатому кулаку человека, масса сердца 200–400 грамм. Минутный объем кровообращения (МОК) в покое около 5 литров крови.

Кровь циркулирует по замкнутому циклу, состоящему из двух кругов.

Малый круг кровообращения прокачивает кровь через легкие, где она избавляется от углекислого газа и насыщается кислородом. Далее кровь проходит по большому кругу, снабжая ткани всего организма кислородом и забирая углекислый газ, после чего опять проходит по малому кругу и так далее. Объяснение максимально упрощено. Кровеносное русло состоит из крупных сосудов, помогающих сердцу качать кровь из артерий (стенки артерий очень плотные и крепкие, при ранении не спадаются.), более мелких-артериол, переходящих в капилляры, совсем тоненькие сосудики. На уровне капилляров и происходит процесс газообмена. Далее кровь переходит в венулы, откуда поступает в вены.

Функционирование этих систем (дыхательной и сердечно — сосудистой) жизненно важно. Поэтому в первую очередь необходимо позаботиться об их бесперебойной работе.

Кислород поступает в организм через дыхательные пути. Очень важно, чтобы они были свободны.

Первый приоритет — проходимость дыхательных путей (ДП).

Сами по себе дыхательные пути не обеспечивают организм кислородом. Нужно, чтобы человек дышал.

Поэтому второй приоритет — дыхание (Д).

Однако кислород, попавший в легкие, бесполезен, если не доставляется кровью в ткани.

Третий приоритет — циркуляция крови (ЦК) . Все это легко выразить формулой ДП — Д — ЦК

Англоязычные спасатели называют эту формулой азбукой спасения, так как в английской транскрипции она выглядит так: А — В — С

А — airway (дыхательные пути)

В — breathing (дыхание)

С — circulation (циркуляция крови)

Также эту формулу называют азбукой реанимации, так как в ходе реанимационных мероприятий придерживаются четко определенной последовательности действий напрямую связанную с постановкой приоритетов.

Реанимационные мероприятия не всегда дают ожидаемый результат. К этому надо быть готовым. Но совершенно точно — они отдаляют гибель коры головного мозга и позволяют дождаться прибытия квалифицированной медицинской помощи, что значительно улучшает шансы пострадавшего на выздоровление.

 

А. Опасность.

 

Здесь требуется определить — угрожает ли что-либо вам, пострадавшему или окружающим. Если есть возможность ликвидировать возможную угрозу — например, остановить движение транспорта, отключить газ, электрический ток, то можно устранить опасность. Если это вам не по силам, с максимальной осторожностью переместить пострадавшего.

Совершенно необязательно рисковать. Особенно, если кроме вас оказывать помощь больше некому. В этом вопросе наша общепринятая мораль разительно отличается от их установок (нельзя сказать западных, так как точно так же в азиатских странах).

Спасатель, умеющий оказывать первую помощь не должен брать на себя обязанности тех же пожарных и лезть, например, в огонь.

(Пример: когда на нашей подлодке в отсеке возник пожар, после всплытия не удавалось отдраить заклинивший люк и находившиеся в задымленном отсеке моряки попали в катастрофическую ситуацию, тем более, что противогазов на всех не хватало. Бывший в этом отсеке корабельный врач отдал свой недавно прооперированному подводнику. Когда люк, наконец, открыли, врач был в крайне тяжелом состоянии, так же, как и другие оказавшиеся без противогазов. Кроме него никто толком не представлял, как оказывать первую помощь, поэтому многие из отравленных угарным газом и дымом погибли. В их числе был и врач.)

С нашей точки зрения все правильно: "сам погибай, а товарища выручай".

С их точки зрения медик должен себя беречь, так как только он может организовать других людей для качественной помощи всем пострадавшим и спасти больше.

Вообще старайтесь увидеть ситуацию в целом. Опасность может быть многоликой.

 

Г. Проверяем дыхание

 

Придерживая голову пострадавшего в этом положении, наклоняемся так, чтобы видеть движения грудной клетки, слышать дыхание и ощущать выдох нежной кожей виска и щеки.

Длительность проверки 10 секунд. Этого времени достаточно, чтобы убедиться — дышит человек или нет. (Проще поднести к носу пострадавшего тыльную сторону ладони.Кожа нежная и даже легкое дыхание ощутит.)

 

Безопасное положение.

 

Синонимы: поза приведения к жизни, положение для обеспечения жизни.

Для человека, находящегося без сознания, самое опасное положение — на спине. Он может погибнуть из-за совершенной ерунды, мышцы не контролируются, поэтому язык западает и перекрывает дыхательные пути.

(Пример: в нашем городе перед футбольным матчем подросток — болельщик потерял сознание и погиб именно по этой причине, прямо на глазах у толпы зевак.)

Кровь или другие жидкости (рвота и др.), попадая в гортань, вызывают рефлекторную остановку дыхания.

(Пример: одна из спасательных служб в нашей стране организована на средства человека, потерявшего в автоаварии свою 15 летнюю единственную дочь.Девушка погибла из-за рефлекторной остановки дыхания, вызванной носовым кровотечением.)

Различные предметы, находящиеся в ротовой полости (жвачка, зубные протезы, сломанные зубы, пища) также могут перекрыть дыхательные пути.

Человек, лежащий на боку, рискует значительно меньше. Поэтому необходимо потерявшего сознание уложить в безопасное положение. Предлагаемый здесь методика не оригинальна. Зато она легко запоминается, легко выполняется и дает очень хорошие результаты.

Положительные стороны безопасного положения:

— язык не может перекрыть дыхательные пути.

— свободный отток жидкости из ротовой полости и носа.

— согнутые рука и нога обеспечивают устойчивое положение и гарантируют от возможного переворота обратно на спину.

— кисть руки поддерживает и защищает голову.

Придание безопасного положения проще всего выполнить в пять этапов.

1 . Уложить пострадавшего на спину, обеспечить проходимость дыхательных путей. Выпрямить ноги. Ближнюю к себе руку отвести под прямым углом к телу.

2. Дальнюю от себя руку пострадавшего перенести через грудную клетку и приложить тыльной стороной к щеке пострадавшего. Желательно держать руку "пальцы в пальцы", что обеспечивает четкую фиксацию. Придерживать руку до конца переворота в боковое положение.

3. Дальнюю от себя ногу пострадавшего согнуть в колене. Ступня должна стоять на поверхности земли.

4. Используя согнутую ногу как рычаг, аккуратно повернуть пострадавшего на бок. Делать это плавно и спокойно. Поворот корпуса не должен быть резким. При этом совершенно не требуется усилий. Хрупкая девушка спокойно перевернет таким способом здоровенного мужчину.

5. Установить бедро перпендикулярно корпусу для устойчивости положения. Убрать свою руку из-под головы пострадавшего. Обеспечить проходимость ДП по уже описанному способу, слегка запрокинув голову. Убедиться, что пострадавший дышит. В данном случае можно поднести ко рту и носу пострадавшего тыльную сторону своей кисти, нежная кожа ощутит даже слабое дыхание.

После приведения в безопасное положение целесообразно вызвать скорую помощь и контролировать состояние до ее прибытия. Если вы вынуждены отлучиться, например, для вызова скорой. Подложите к спине пострадавшего свернутую одежду или что-нибудь другое, чтобы предотвратить бессознательный переворот на спину.

Безопасное положение нельзя применять только при тяжелых травмах — например, переломе бедра, позвоночника и т. п.

В большинстве ситуаций оно надежно защитит пострадавшего.

 

Имени И.И. Мечникова»

(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздравсоцразвития России)

кафедра Анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.