ещё не значит, что от тебя ничего не ждут!
Основные элементы занятия | Время, мин. | Организационно-методические указания. |
1 | 2 | 3 |
1.Подготови-ельная часть. | 5 | Знакомство. Ознакомление с темой и целями занятия. Создание дискуссионной атмосферы с целью формирования интереса к предлагаемой информации. |
2.Вступление | 5 | Ставлю вопросы, определяющие исходный уровень знаний по теме. |
Известный во всем мире врач Эрнесто Гевара де ла Серна говорил:
«Будем реалистами и совершим невозможное!»
В экстремальной ситуации эти слова являются руководством к действию. Потому что способность сохранять реализм, умение принимать верные решения и адекватно действовать, даже в самых сложных условиях являются факторами выживания. И о том, как развить в себе эти возможности предлагаю поговорить дальше.
Вы узнаете, как при помощи психологических технологий повысить индивидуальную устойчивость к непреодолимым факторам экстремальных ситуаций и совершить возможное — остаться в живых!
Основные элементы занятия | Время, мин. | Организационно-методические указания. |
1 | 2 | 3 |
2.Вступление | 5 | Определяю понятие абсолютной и относительной безопасности (без детализации – детали даны на лекции) |
Основные элементы занятия | Время, мин. | Организационно-методические указания. |
1 | 2 | 3 |
Основы психологической адаптации к ЧС | 10 | Описание физиологических механизмов адаптации к ЧС |
Есть определенные закономерности течения процессов в организме, определяющие его реакцию на стресс, что позволяет человеку выжить в экстремальной ситуации!
· во-первых, ситуация воспринимается органами чувств;
· во-вторых, молниеносно неосознанно оценивается на предмет «опасности-безопасности»;
· в-третьих, стремительно запускаются физиологические реакции, необходимые для приспособления к данной ситуации и появляются соответствующие эмоции, спектр которых зависит от оценки ситуации (например, если «опасно» – страх, если «безопасно» – спокойствие).
Физиологические изменения, развивающиеся в организме человека в экстремальной ситуации сформированы эволюцией и способствуют наилучшему выживанию. И именно в этих реакциях сокрыты, как опасность разрушительных последствий, так и огромный потенциал приемов, которые повышают нашу устойчивость в экстремальных ситуациях.
Можно выделить две системы организма, изменения в которых при нахождении в экстремальной, а значит – стрессовой ситуации наиболее выражены.
(Однако, пребывая в экстремальных условиях, человек не всегда способен заметить изменения в организме, так как его внимание поглощено происходящим.)
Прежде всего, реагирует мышечная система. Мышечные структуры оперативно приводятся в напряженное состояние в результате выделения нервными окончаниями норадреналина. Эта мобилизация мышечной активности есть древнейший механизм выживания: все живые организмы при встрече со стрессором (например, соперником по племени или хищником) либо вступают в схватку с ним, либо убегают от него (или замирают), что в любом случае требует активной работы мышц. И человек – не исключение: мышцы приводятся в состояние «боеготовности». Но, в отличие от животных, это напряжение не сбрасывается при помощи тех приемов, которые находились в репертуаре предков, так как этому препятствуют определенные социальные нормы и правила. И в результате, зачастую, по закону сохранения энергии, это напряжение накапливается, поддерживая психологический дискомфорт и приводя к телесным недугам (например, гипертония). Что делать с этой системой – чуть ниже.
Другая система – это дыхательная система. При нахождении в экстремальной ситуации неподготовленный человек начинает дышать «головой», а не «туловищем», как это происходит в нормальной обстановке. И причина тому –напряженные мышцы, которые препятствуют полноценным движениям грудной клетки. Вначале происходит задержка дыхания, что приводит к уменьшению содержания кислорода и увеличению количества углекислого газа в крови. Так как такое соотношение не является нормальным для организма, то дыхание учащается, вдох становится длиннее, а выдох — короче. В результате развивается гипервентиляция: в крови резко увеличивается содержание кислорода, а содержание углекислого газа падает. Но печальным следствием такой реакции может быть сужение кровеносных сосудов мозга, головокружение и, в худшем случае, обморок.
Так как в случае с террористами активные действия чреваты фатальными последствиями. А при попадании в число жертв кораблекрушения паника, страх и другие избыточные эмоции изнуряют человека и вызывают развитие депрессии, что резко уменьшает шансы на выживание. Кроме того, во многих других ситуациях, которые являются экстремальными (например, нахождение в неуправляемой толпе, нахождение в обесточенном вагоне метро в подземном туннеле и пр.) развитие состояний паники, страха, ужаса лишает человека возможности предпринять эффективные меры, необходимые для спасения себя и близких. Человек, который впадает в такие состояния, утрачивает не только контроль над своим поведением, но и не способен адекватно воспринимать окружающую его действительность. И значит, риск погибнуть значительно возрастает.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОКАЗАВШЕМУСЯ В КРИЗИСНОЙ ИЛИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ?
В каждой ситуации, которая является экстремальной или кризисной (например, Вы оказались в роли заложников или потерпели кораблекрушение) существует всего две стратегии поведения:
• Сохранение спокойствия и ожидание разрешения ситуации.
• Преодоление ситуации (например, поиск возможностей побега или переговоров с террористами).
Более безопасной в любой экстремальной ситуации является первая стратегия – стремление к сохранению спокойствия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.