То, что ты никому ничего не должен,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ещё не значит, что от тебя ничего не ждут!

 

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
1.Подготови-ельная часть.   5 Знакомство. Ознакомление с темой и целями занятия. Создание дискуссионной атмосферы с целью формирования интереса к предлагаемой информации.
2.Вступление 5   Ставлю вопросы, определяющие исходный уровень знаний по теме.  

 

 

Известный во всем мире врач Эрнесто Гевара де ла Серна говорил:

«Будем реалистами и совершим невозможное!»

В экстремальной ситуации эти слова яв­ляются руководством к действию. Потому что способность сохранять реализм, умение принимать верные решения и адекватно действовать, даже в самых сложных услови­ях являются факторами выживания. И о том, как развить в себе эти возможности предлагаю поговорить дальше.

Вы узнаете, как при помощи психологических технологий по­высить индивидуальную устойчивость к непреодолимым факторам экстремальных ситуаций и совершить возможное — оста­ться в живых!

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
2.Вступление 5 Определяю понятие абсолютной и относительной безопасности (без детализации – детали даны на лекции)

 

 

Основные элементы занятия Время, мин. Организационно-методические указания.
1 2 3
Основы психологической адаптации к ЧС 10 Описание физиологических механизмов адаптации к ЧС

 

Есть определенные закономерности течения процессов в организме, определяющие его реакцию на стресс, что позволяет человеку выжить в экст­ремальной ситуации!

· во-первых, ситуация воспринимает­ся органами чувств;

· во-вторых, молниеносно неосоз­нанно оценивается на предмет «опасности-безопасности»;

· в-третьих, стремительно запускают­ся физиологические реакции, необходимые для приспособления к дан­ной ситуации и появляются соответствующие эмоции, спектр которых зависит от оценки ситуа­ции (например, если «опасно» страх, если «безопасно» спокой­ствие).

 

Физиологические изменения, развиваю­щиеся в организме человека в экстремаль­ной ситуации сформированы эволюцией и способствуют наилучшему выживанию. И именно в этих реакциях сокрыты, как опасность разрушительных последствий, так и огромный потенциал приемов, кото­рые повышают нашу устойчивость в экст­ремальных ситуациях.

Можно выделить две системы организма, изменения в которых при нахождении в экстремальной, а значит – стрессовой ситуации наиболее выражены.

(Однако, пребывая в экстремальных усло­виях, человек не всегда способен заметить из­менения в организме, так как его внимание поглощено происходящим.)

Прежде всего, реагирует мышечная систе­ма. Мышечные структуры оперативно приво­дятся в напряженное состояние в результате выделения нервными окончаниями норадреналина. Эта мобилизация мышечной актив­ности есть древнейший механизм выживания: все живые организмы при встрече со стрес­сором (например, соперником по племени или хищником) либо вступают в схватку с ним, либо убегают от него (или замирают), что в любом случае требует активной работы мышц. И человек –  не исключение: мышцы приводятся в состояние «боеготовности». Но, в отличие от животных, это напряжение не сбрасывается при помощи тех приемов, кото­рые находились в репертуаре предков, так как этому препятствуют определенные социаль­ные нормы и правила. И в результате, зачас­тую, по закону сохранения энергии, это на­пряжение накапливается, поддерживая психологический дискомфорт и приводя к те­лесным недугам (например, гипертония). Что делать с этой системой – чуть ниже.

Другая система – это дыхательная систе­ма. При нахождении в экстремальной ситуа­ции неподготовленный человек начинает ды­шать «головой», а не «туловищем», как это происходит в нормальной обстановке. И при­чина тому –напряженные мышцы, которые препятствуют полноценным движениям груд­ной клетки. Вначале происходит задержка ды­хания, что приводит к уменьшению содержа­ния кислорода и увеличению количества углекислого газа в крови. Так как такое соот­ношение не является нормальным для орга­низма, то дыхание учащается, вдох становится длиннее, а выдох — короче. В результате раз­вивается гипервентиляция: в крови резко уве­личивается содержание кислорода, а содержа­ние углекислого газа падает. Но печальным следствием такой реакции может быть суже­ние кровеносных сосудов мозга, головокруже­ние и, в худшем случае, обморок.

 

Так как в случае с террористами активные действия чреваты фатальными последствиями. А при попадании в число жертв кораблекрушения паника, страх и другие избыточные эмоции изнуряют человека и вызывают развитие депрессии, что резко уменьшает шансы на выживание. Кроме того, во многих других ситуациях, которые являются экстремальными (например, нахождение в неуправляемой толпе, нахождение в обесточенном вагоне метро в подземном туннеле и пр.) развитие состояний паники, страха, ужаса лишает человека возможности предпринять эффективные меры, необходимые для спасения себя и близких. Человек, который впадает в такие состояния, утрачивает не только контроль над своим поведением, но и не способен адекватно воспринимать окружающую его действительность. И значит, риск погибнуть значительно возрастает.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОКАЗАВШЕМУСЯ В КРИЗИСНОЙ ИЛИ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ?

В каждой ситуации, которая является экстремальной или кризисной (например, Вы оказались в роли заложников или по­терпели кораблекрушение) существует все­го две стратегии поведения:

Сохранение спокойствия и ожида­ние разрешения ситуации.

Преодоление ситуации (например, поиск возможностей побега или пе­реговоров с террористами).

Более безопасной в любой экстремальной ситуации является первая стратегия стремление к сохранению спокойствия.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 186.