Схема подготовки и принятия решения
21.3. Основные положения "Закона об образовании"
В законе Российской Федерации "Об образовании" содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.
Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как "внешние" социально-педагогические условия развития системы образования, так и "внутренние" собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.
К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя зашита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является обшее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.
Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.
Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков. На 10 000 тысяч человек населения отмечалось 6500 случаев заболеваний школьников. По экспертной оценке ведущих педагогов в нашей стране только 35—45% учащихся старших классов способны освоить программу общеобразовательной школы по всем предметам. Из поступивших в 1-й класс примерно 27—30% детей отставало в интеллектуальном развитии. Объективно возникает необходимость создания различных форм компенсирующего обучения и охраны здоровья детей. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о том, что даже при наличии функционирующих классов и групп коррекции отношение родителей к ним неоднозначное. С одной стороны, родители выступают за усиление индивидуального подхода к детям, с другой - возражают против явного, открытого для всех акцента на отставании интеллектуального развития ребенка.
Данные выборочных социологических исследований ж свидетельствуют о слабом учебно-методическом обеспечении учебных заведений среднего образования. Так, почти 90% старшеклассников, 48% родителей и 82% учителей считают необходимым дифференциацию обучения, позволяющую изучать учебные предметы по выбору. Но из-за ~ отсутствия альтернативных учебников и учебных пособий, а также достаточной подготовки учителей это трудно осуществить.
В соответствии с Законом "Об образовании" (статьи 21—23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы). Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Предполагается, что среднее профессиональное образование может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях высшего профессионального образования
Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой. Нужно разобраться, в чем сущность современной школы, современного уровня руководства.
Прежде всего "Закон об образовании" требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.
Районные методические объединения, лучшие учителя, методисты институтов повышения квалификации совместными усилиями могут составить такие, но временные государственные общеобразовательные стандарты и обеспечить ритмичную работу учителей всех уровней.
22.4, Выбор типа школы и учебного плана
Закон об образовании дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы.
Это может быть общеобразовательная школа общего типа, школа с углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа.
Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии.
Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т.д.).
Министерство общего и профессионального образования предоставляет широкий выбор вариантов для получения образования, им разработаны инструкции, правила получения сертификатов и т.д.
Однако следует предостеречь руководителей от бездумных модных увлечений и необоснованных решений по проведению конкурсных экзаменов при приеме в старшие классы, стремлений превратить так называемые альтернативные школы в основной способ получения полноценного школьного образования. С момента принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" открыто тысячи негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных школ.
Министерство общего и профессионального образования России подготовило ряд законодательных актов, регулирующих деятельность гимназий, лицеев, колледжей, различного рода частных школ и т.д. Выпущено положение о таких школах, их правах и обязанностях, порядке их открытия, аттестации, аккредитации и лицензирования.
Значит ли это, что будущее за альтернативными школами и их следует предпочесть обычным массовым школам? Есть два пути. Первый - переименовать все средние школы в гимназии. В этом дурного ничего нет. Так было в России, так есть во многих странах. Второй - параллельное существование различных видов и типов школ, что также приемлемо. Гимназии и лицеи - это заведения для одаренных детей, колледжи - дают соответствующее образование и профессию для всех остальных.
При рассмотрении путей модернизации школьного образования во всех типах школ особое внимание следует уделять соотношению обязательных и необязательных предметов, изучаемых в них. Совсем недавно у нас намечалась тенденция к резкому уменьшению обязательных предметов, при этом ссылались на опыт развитых капиталистических стран. Да, такое увлечение там было, но это привело к резкому снижению качества обучения. Например, в школах США 35% обучающихся не изучали физику, 32% - химию и т.д. В настоящее время от такой практики многие страны отказались. Например, во Франции все учащиеся средних школ обязательно изучают родной язык, математику, иностранный язык, историю, географию, физику, биологию, геологию, гражданское право, физкультуру. Проще говоря, на обязательные предметы используется 70—90 процентов учебного времени. В США - 70 процентов, в Англии - 75-85 процентов и т.д. Это оправдано.
Право на открытие того или иного вида учебного заведения предоставлено местным органам власти, органам народного образования.
21.5. Демократизация управления школой
Во всех решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчеркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета, детского самоуправления.
Задача педагогической науки - найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, четко разграничить его права и обязанности подчиненных.
Конечно, если директор школы будет уповать в основном на свои права, единолично принимать решения, действовать путем окрика и угроз — успеха не будет. Главное - это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей.
В связи с этим следует различать в руководстве две линии: стратегическую-перспективную, долговременную и оперативную — тактическую, конкретно-исполнительскую.
Стратегическая линия предполагает принятие тщательно подготовленных решений: подбор и расстановка кадров, планирование, выбор. профиля образования и учебного плана, систему дополнительных платных услуг, совершенствование учебно-воспитательного процесса и т.д. Принятие подобных управленческих решений следует проводить поэтапно: изучить Законы, положения дел в школе, посоветоваться с советом школы, родительским советом, специалистами, детскими организациями. Только полная гласность, опора на коллектив и разумная требовательность с оказанием своевременной необходимой помощи обеспечивают активность коллектива, высокое качество учебно-воспитательного процесса.
Ущемляет ли подобный подход авторитет руководителя, принцип единоначалия? Ни в коем случае. Наоборот, укрепляет, ибо создает необходимое единство, обеспечивает поддержку основной массы исполнителей.
Другое дело - при осуществлении оперативного, каждодневного руководства, когда решение нужно принимать немедленно, по ходу дела. Правда, и здесь бывают случаи, когда есть время посоветоваться, поразмыслить. Но встречается масса дел, требующих немедленного решения. Разумеется, директор не обязан по каждому вопросу бегать за советом к тем или иным лицам, он принимает решение самостоятельно, с должной твердостью и ответственностью.
Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей школы перед советом школы, коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе.
Встает вопрос: выбирать или назначать директора школы? В Законе об образовании допускаются разные варианты: назначение, выборы и заключение контракта.
Практика показала, что выборы директора очень редко дают положительный результат, даже если проходят на конкурсной основе. Многие коллективы предпочитают выбирать "удобного" человека, который поменьше бы их беспокоил. Кроме того, зависимость директора от "выборщиков" снижает его требовательность и принципиальность. Тем не менее и такую форму отбрасывать нельзя.
Что касается контракта, то и здесь имеются сложности. Если контракт заключается единолично руководителем по своему усмотрению, то зависимость учителя или директора от вышестоящего руководства усиливается. Поэтому заключение контракта требует серьезной юридической подготовки, чтобы обе стороны чувствовали уверенность и защиту закона.
Права и обязанности руководителя, совета школы, учителей и учащихся полезно обсудить на педагогическом совете и собрании коллектива.
Школьный совет. Нужен ли школьный совет?
Там, где совет школы вписался в систему управления и стал органической частью этой системы, он, как показал опыт, стал крайне полезным и важным органом управления. Наиболее эффективен школьный Совет, состоящий из трех секторов:
1. Педагогический сектор занимается кадровыми вопросами (распределение нагрузки, назначение классных руководителей, ответственных за те или иные участки работы), повышением квалификации учителей, их аттестацией, осуществляет общественный контроль и т.д. Избирается педагогическим Советом.
2. Родительский сектор, созданный вместо родительского комитета, помогает решению вопросов детского питания, ремонта школы, организует педагогический всеобуч родителей, работает с родителями, помогает в проведении воспитательных мероприятий, создает кооперативы и т.д. Совет родительского сектора избирается из представителей классных родительских комитетов и утверждается на общешкольном родительском собрании.
3. Ученический сектор создается вместо учкома: он осуществляет функции детского самоуправления. Избирается собранием представителей учащихся 5—11 классов. Его обязанности - организации дежурств, трудовых дел, спортивных соревнований, вечеров, походов, олимпиад, стенной печати итд.
В школе могут действовать кружки, общества, детские организации, их представители входят в состав ученического сектора Совета школы.
Общешкольный Совет в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегически важные вопросы: заслушивает и обсуждает доклад директора о перспективах и задачах школы на текущий год, рассматривает и утверждает планы работы школы, факультативы, сметы, платные дополнительные расходы и т.д. Председателем Совета школы, как правило, является родитель или один из руководителей подшефного предприятия, дети которого учатся в школе, или директор школы.
В течение года основную работу ведут сектора, они собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за тот или иной участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Текущую работу ведет президиум Совета. Он собирается раз в две недели и осуществляет оперативное руководство школой. В президиум входят руководители секторов и члены администрации.
Такая организация деятельности школьного Совета делает его полезным инструментом в системе управления, подключения к руководству школой лучших представителей учителей, родителей, школьников.
Одним из трудных вопросов в системе управления является распределение учебной нагрузки.
Существуют правовые нормы регламентации распределения учебной нагрузки. Приводим ее основные положения:
— Объем учебной нагрузки (больше или меньше нормы часов) устанавливаются с письменного согласия работника.
— Установленный по тарификации в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение года, за исключением случаев сокращения классов или уменьшения количества часов учебным планом и программой.
— Распределение учебной нагрузки на следующий учебный год обсуждается на Совете школы при участии профсоюзной организации гласно и доводится до сведения учителей до ухода в отпуск.
Решение принимается администрацией с учетом мнения общественности.
Новым во взаимоотношениях с руководителями школ и при возникновении конфликтных ситуаций стал фактор морального вреда.
Что такое "моральный вред" и в каких случаях возможна компенсация?
Впервые в России принят закон о компенсации за моральный вред. Решение о компенсации принимает суд.
Статьей 151 части 1 Гражданского кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 1995 г., возмещение ущерба происходит, если гражданину причиняется вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права. В частности, суд вправе обязать работодателя (например, администрацию школы) компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконным увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением дисциплинарного взыскания, отказом в переводе на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.д.
Размер денежной компенсации, присуждаемой судом, зависит от объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, связанных, например, с вынужденным прогулом при незаконном увольнении.
21.6. Устав школы - каким ему быть
Устав - это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций.
Устав зависит от типа этой организации (армия, партия, учебное заведение) и требований общества и руководящих структур.
Во всем мире с древних времен учебные заведения составляют свои Уставы, регламентирующие работу данных учреждений.
Нужно сказать, что в России всегда придавали Уставу важнейшее значение. В этих уставах было много интересного, представляющего определенный интерес и сейчас.
В России с появлением средних учебных заведений был опубликован в 1804 г. "Устав учебных заведений". Каждый тип школы имел свой Устав. В приходских училищах занятия проходили глубокой осенью и зимой (чтобы не мешать полевым работам). Целями гимназии была подготовка к университету и "сообщение наук" тем, которые "пожелают приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека".
Особое внимание уделялось установлению связи с жизнью. Устав требовал, чтобы учителя показывали мельницы, машины, образцы трав, почвы, минералов, возили детей в лес, чтобы они в природе различали птиц, деревья и т.д.
В Уставе Царскосельского, лицея требовалось, чтобы каждый учитель добивался усвоение материала каждым учеником, запрещая "двигаться дальше, пока не усвоен всеми изучаемый материал".
В Уставе 1828 г. - в гимназиях устанавливался строгий порядок, вводилось физическое наказание, увеличивался штат надзирателей.
В 60-е гг. Устав был предельно либеральным по тем временам. Отменялось телесное наказание: "Наказание розгами составляет самое дурное и самое ненадежное средство для воспитания человека", - говорилось в Уставе. Предусматривалось значительное расширение прав педагогических советов "для более и всестороннего обсуждения вопросов, относящихся преимущественно к учебной и воспитательной части". В Уставе провозглашался принцип общечеловеческого образования и школы.
В предреволюционные годы гимназии России превратились в солидные учебные заведения, дававшие глубокие и прочные знания. Уставы составлялись с учетом целевой направленности: классические, реальные, коммерческие. В гимназиях был строгий порядок, высокая система требований, большое внимание уделялось воспитанию (был освобожденный классный наставник).
Нужно сказать, что много интересного и в Уставах современных школ капиталистических стран. В основе Устава - дифференцированный подход к учащимся. На основе тестов устанавливают умственный потенциал ученика (КИ -коэффициент интеллектуальности) и разрабатываются разные программы, учебные планы и целевые установки.
В Уставах школ подчеркиваются важность двух компонентов педагогического цикла: набора знаний (что следует заучить по каждому разделу, программы) и формирование умений (что следует уметь: грамотно писать, решать задачи и т.д.). Это составляет минимум знаний, стандарт образования. Это доступно всем. Дальше - право выбора, так называемый элективный принцип. Например, в школах США обязательным являются английский язык, история, физкультура. Дальше специальные профили: 1) подготовительный к колледжу; 2) сельскохозяйственный; 3) индустриальный; 4) домоводческий; 5) коммерческий и т.д. В зависимости от выбора цели предлагаются разные предметы: общая математика, экономическая математика, потребительская математика и т.д.
Устав школы четко расписывает требования к учебному плану, права и обязанности учащихся, учителей, руководителей школы. Так, например, учитель не отвечает за уровень знаний учащихся, фактически за результат (это зависит от способностей ученика), а отвечает за процесс, уровень педагогического мастерства (научность изложения, мастерство, наглядность, связь с жизнью, работу с разными учениками, умение активизировать процесс познания и т.д.).
Устав предусматривает вопросы самоуправления, роль попечительских советов, взаимоотношения в коллективе. Например, директор не имеет права повышать голос на учителя, разбирать его работу в присутствии других, обязан знать эмоциональные качества каждого учителя и осуществлять идвидидуальный подход и т.д. В Уставе предусматривается контрактная система подбора учителей и роль попечительского совета в подборе кадров и финансовой политики и т.д.
Каков наш Устав школы?
Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.
В Уставе указывается место нахождения учреждения, еи> тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления.
Нет смысла переписывать статьи и параграфы из Закона об образовании, повторять нормативные документы. Главное - отразить на основе этих законодательных положений специфику самой школы, своеобразие ее деятельности. В Уставе многие разделы могут совпадать с формулировками плана работы школы. И также повторение излишне. Следует подумать, что оставить в плане, а что перенести в Устав. По-видимому, общие требования, повторяющиеся из года в год, вписываются в Устав, а их конкретное исполнение фиксируется в плане, это делает план более действенным и четким: что, где, когда, исполнитель.
Устав школы включает следующие разделы:
1. Краткое описание школы, особенности микрорайона, тип школы, язык обучения, цели обучения и воспитания.
2. Вопросы управления школой: а) демократизация управления; б) директор: его права и обязанности; в) завучи: их права и обязанности; г) совет школы; д) педагогический совет; ж) комплектование школы: правила приема, платные и бесплатные услуги; е) охрана здоровья и жизни детей.
3. Организация учебно-воспитательного процесса: а) Программы. Стандарт образования, б) Учебный план и программы для групп с углубленным изучением ряда предметов, в) Факультативы. Работа с сильными учениками, г) Классы коррекции, д) Помощь отстающим, е) Начальное профессиональное образование, ж) Платные дополнительные услуги, з) Режим дня (смены, продолжительность занятий, перемены, нормы домашних заданий).
4. Учителя. Права и обязанности. Учебная нагрузка. Работа классного руководителя. Система повышения квалификации учителей.
5. Ученики. Права и обязанности.
6. Технические служащие, другие работники школы. Права и обязанности.
7. Родители. Их права и обязанности. Связь с общественными организациями и шефами.
8. Трудовое воспитание. Кооператив. Аренда.
9. Материально-финансовая служба школы.
10. Оздоровительные мероприятия, организация отдыха детей, питание, лагерь.
Расшифруем эти пункты, наметим примерные формулировки, разберемся в деталях. Разумеется, наши предложения носят ориентировочный характер, каждая школа применяет эти предложения с учетом своих специфических, неповторимых условий.
Раздел I . Общие положения.
Школа - общеобразовательная, охватывающая начальное общее, основное общее и полное среднее общее образование.
Школа государственная, учредителем является орган местного самоуправления.
Язык обучения - русский.
Основные цели школы: дать всем учащимся общее начальное и основное общее (девятилетнее) образование, а для детей с повышенными способностями полное среднее образование.
Задачей школы является гармоническое развитие личности, формирование духовного и гражданского самосознания, подготовка к сознательному выбору профессии или дальнейшему пути обучения, развитие способностей и самостоятельности детей. Для желающих в школе обеспечивается начальное профессиональное обучение, а для учащихся старших классов (9—11) - подготовка к обучению в высших учебных заведениях и в техникумах.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 236.