Обучение и воспитание учащихся проводится в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно-полезного труда. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды индивидуальной и коллективной работы, лабораторные, практические и семинарские занятия, новые формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, основанные на педагогике сотрудничества.
1. Средняя общеобразовательная школа работает на основании учебного плана и программ Министерства образования. Выбор варианта учебного плана и коррекция программ осуществляется Советом школы на основе рекомендаций Педагогического Совета.
2. Комплектование первых классов осуществляется специальной комиссией по данным диагностирования на психологическую и физическую готовность детей, достигших школьного возраста, с учетом места жительства.
3. Прием в десятый класс осуществляется по заявлению учащихся без ограничений, по закону все выпускники основной школы имеют право на получение бесплатного среднего образования.
4. Для учащихся 1-4 классов создаются классы коррекции (для ослабленных детей, для детей с замедленным развитием). Вопрос о зачислении решает комиссия. Наполняемость классов 12-15 человек.
5. В 5—9 классах создаются группы по выполнению домашних заданий для отстающих учащихся. Оплата учителей за счет ставок групп продленного дня.
6. В старших классах создаются группы с углубленным изучением ряда дисциплин. Профиль школы: физико-математический, историко-филологический, естественный и др.
Для желающих создается группа профессиональной подготовки при шефствующем предприятии.
7. Классы общеобразовательной школы комплектуются в количестве до ЭО человек.
8. Классы школы делятся на две подгруппы при изучении иностранных языков, информатики и вычислительной техники, на занятиях по физической культуре, трудовому обучению, а также при проведении лабораторных и практических работ по профильным предметам.
9. Домашние задания даются учащимся с таким расчетом, чтобы их выполнение занимало: в 1 классе до 1 часа; во 2 классе до 1,5 часа; в 3—4 классе до 2 часов; в 5—7 классе до 2,5 часов; в 8—9 классе до 3 часов; в 10—Пклассе до 4 часов.
10. В 9-х классах и 11-х классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В отдельных классах Совет школы может устанавливать по согласованию с отделом народного образования переводные экзамены.
Выпускные экзамены в 11 классе принимаются государственной экзаменационной комиссией, в состав которой могут входить преподаватели школы, представители высших учебных заведений, органов народного образования и др.
По согласованию с администрациями высших учебных заведений оценки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, могут учитываться при сдаче вступительных экзаменов в данные ВУЗы.
Раздел IV . Учителя.
Учитывая исключительно важную роль педагога, необходимо создать для него все условия для нормальной деятельности.
Прежде всего не допускается отвлечение педагогов от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписанием уроков, для других целей.
В школе обеспечивается необходимый психологический микроклимат: никто, в том числе администрация, не имеет права повышать голос на учителя, делать замечания в течение учебного дня, унижать человеческое достоинство. Коллеги, администрация, родители, ученики, технические служащие проявляют максимум уважения к учителям, поднимают и укрепляют их авторитет. Оскорбление учителя является грубейшим нарушением дисциплины и в особо сложных случаях ведет к увольнению с работы, а учащихся - к исключению из школы. Преподаватели имеют право:
— выбирать формы и методы общения, учебники и учебные пособия;
— принимать участие в составлении учебных программ по своему предмету;
— обращаться в Совет школы по вопросу поощрения или наказания учащихся;
— принимать участие в работе Совета школы и в работе органов самоуправления, создавать общественные организации;
— имеют право на предоставление одного дня в неделю для методической работы и работы в библиотеке (за исключением учителей начальных классов);
— вести факультативные занятия или занятия по предмету, выбранному учащимся, если такой выбор сделали 8—10 учащихся;
— не выполнять работу, которая не предусмотрена учебным планом, расписанием или обязанностями классного руководителя (воспитателя);
— принимать участие в управлении школой, критиковать должностных лиц.
Преподаватели обязаны:
— Постоянно повышать свою квалификацию, тщательно готовиться к учебным занятиям;
— Применять современные методы преподавания, активизировать учебный процесс;
— Осуществлять дифференцированный подход к учащимся, обеспечивать помощь отстающим и развитие способностей и талантов одаренных детей;
— Проводить постоянно воспитательную работу, проявляя заботу о детях, их здоровье и психологическом комфорте. Вместе с тем, быть требовательными и справедливыми;
— Выполнять распоряжения администрации, быть дисциплинированными и аккуратными;
— Работать с родителями, помогать им воспитывать детей;
— Помогать товарищам в работе, придерживаться норм педагогической этики.
Раздел V .
Учащиеся.
а) Учащиеся школы имеют право:
— выбирать для изучения дисциплины из перечня курсов по выбору, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также дисциплины для углубленного изучения. Выбирать профиль обучения (физико-математический, филологический, историко-филологический, естественный); отстающие - на помощь учителей и воспитателей;
— иметь свою точку зрения по всем вопросам и свободно ее излагать, включая оценку исторических и литературных явлений, поиски оригинальных решений задач и т.д.;
— принимать участие в работе органов самоуправления школы и быть избранным в эти органы;
— избирать членов Совета школы и быть избранным в этот Совет;
— создавать свои общественные организации, свободно участвовать в кружках, обществах;
— на уважение и самоуважение. Никто не имеет права унижать человеческое достоинство детей, тем более применять физические меры воздействия.
б) Учащиеся школы обязаны:
— старательно учиться, не пропускать занятий без уважительных причин, примерно вести себя, участвовать в жизни класса и школы и общественно-полезном труде, выполнять Устав школы и режим дня;
— настойчиво и творчески овладевать основами наук и навыками самообразования;
— учиться сочетать личные интересы с интересами коллектива;
— овладевать богатствами культуры, искусства, всесторонне развивать свои способности;
— подчиняться указаниям руководителей школы и учителей, проявляя к ним должное уважение;
— следить за своим внешним видом: в манере держаться, в одежде проявлять хороший вкус, простоту, скромность;
— корректно и доброжелательно относиться к людям, заботиться о младших, помогать старшим:
— нести ответственность за сохранность имущества школы и учебных пособий;
— достойно вести себя вне школы, в общественных местах, в семье.
21.7. Взаимодействие школы и органов образования
Новые условия, обеспечивающие деятельность органов народного образования и школ, породили различные формы взаимоотношений и связей, существенно отличающиеся от ранее существующих.
Несмотря на внешнюю демократизацию, провозглашение свобод и прав, в ряде областей и районов сохранилась жесткая диктатура органов образования. По-прежнему инспектора и главные специалисты контролируют, указывают, требуют исполнения, навязывают решения и даже нововведения, инновации предписываются сверху. Многие школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.
В других районах органы народного образования видят свой долг в "быстрейшем", немедленном включении школ своей территории в инновационный процесс: больше лицеев, гимназий, авторских школ, часто без учета возможностей и потребностей. На каждом шагу только и слышно: "'новое", "новое","новое". Демонстрации, показуха, лозунги. Но, к сожалению, не более того. Ни глубокого анализа, ни помощи, ни научного обоснования. Школы "экспериментируют" на внешнем, показательном уровне, мало заботясь об интересах детей, уровне образования, результатах труда.
В третьих районах пошли еще по более облегченному пути: все пустили на самотек, свобода так свобода. Делайте, что хотите, только у нас ничего не просите и нас не беспокойте.
Отделы народного образования занимаются распределительными функциями и собственным благополучием: повышением зарплаты сотрудников и расширением штатов. Они не помогают ни финансами, ни кадрами, ни научными идеями. В лучшем случае проводят дежурные мероприятия с приглашением специалистов, ученых, новаторов, мало заботясь о реальной отдаче от всех этих демонстраций преобразований и новаторства.
К счастью, имеется и положительный опыт. Если кратко его суммировать, то он представляется в следующем виде.
Во многих районах созданы своеобразные мозговые центры: это и советы директоров школ, и практикумы, и школы передового опыта. Тщательно подобранные квалифицированные главные специалисты, изучая результаты научных исследований и передового опыта совместно с ИПК, разрабатывают рекомендации для школ региона с учетом местных возможностей и потребностей. Так сделали в Ульяновской, Тамбовской, Челябинской, Волгоградской и других областях. Широкая образовательная система знакомит с лучшими достижениями педагогической теории и практики и путями внедрения этих достижений в работу школ.
Вычленяются школы, желающие по-новому решать вопросы обучения и воспитания, создаются экспериментальные площадки, оказывается всесторонняя помощь всем школам, вставшим на путь научного поиска. Союз школы и органов народного образования дает свои плоды. Меняется характер контроля и помощи. В отличие от прежних инспекторов и фронтальных и тематических проверок в передовых районах специалисты и главные специалисты не просто контролируют, а являются соучастниками процесса, не только совместно изучая и практику и передовой опыт, но и тут же намечают пути распространения передового опыта. Контроль становится не карательной мерой, а способом помощи и совершенствования работы школ.
Вместе с тем не на словах, а на деле происходит делегирование управленческих функций вниз: руководителям школ предоставляются широкие права и в области экспериментальной работы, и в финансировании и распределении средств, и в организации коммерческих структур.
Нельзя утверждать, что все вопросы демократизации управления функционированием и развитием школы уже решены. Все еще нет четкого распределения функций, не продуманы критерии оценки деятельности школ и учителя, формы аттестации учителей и руководителей школ, оплаты труда с учетом квалификации и достигнутых результатов. Поиски продолжаются. Ряд исследователей (М.М. Поташник, B.C. Лазарев и др.) предлагают новые структуры отделов народного образования, включающие кроме Советов руководителей учреждений образования, экспертные советы, периодическую службу, районную хозяйственную группу, главных специалистов по социальной защите и реабилитации детей, специалистов по стабилизации образования, развитию образования, программно-методическому обеспечению, диагностическую службу, службу информации и нововведений, методический кабинет.
Как показал опыт ряда районов, такое нововведение способствует упорядочению работы органов народного образования.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем особенности понятий управления и руководства?
2. Каковы отличительные особенности линейной и функциональной системы управления?
3. Какова суть системного подхода в управлении?
4. В чем особенности демократизации управления в системе образования?
5. Каковы основные требования "Закона об образовании"?
6. Какие виды и типы школ Вы знаете и дайте им краткую характеристику?
7. Устав школы. Каким ему быть?
Литература для самостоятельной работы
Закон об образовании Российской Федерации.
Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
Поташник М.М., Лазарев B . C . Управление развитием школы. М. 1995.
Поташник М.М. Управление современной школой. М.1992.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1992.
Худоминский П.В. Управление современной общеобразовательной школы. М., 1995.
Конаршевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой.
Пикельная B . C . Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М., 1990.
Глава 22
Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.