Работа с педагогическими кадрами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Расстановка кадров и распределение обязанностей. Определяется нагрузка учителей, классное руководство и обязанности ответственных за тот или иной участок работы. Задача циклограммы управления — упорядочить труд учителей, не допустить чрезмерной нагрузки, отрегулировать собрания, заседания, общественную работу.

2. Повышение квалификации и методическая работа. Определяется работа педагогического совета школы, внутришкольных и межшкольных методических объединений, назначаются ответственные за работу и периодичность совещаний (раз в четверть). В этом же разделе планируется конкретная работа школы (наставничество, школа передового опыта, практикумы и т.д.). Если в школе много молодых учителей, целесообразно, кроме индивидуальной помощи, организовать и спланировать деятельность школы молодого учителя. В этом же разделе планируются педагогические конференции, педагогические чтения, выставки, работа школьного методкабинета (уголка), а также периодичность производственных совещаний.

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта. Планируются конкретные мероприятия по работе школы передового опыта, наставничество опытных учителей над молодежью, открытые уроки, взаимопосещение уроков начинающих учителей и мастеров педагогического дела, совместное поурочное планирование опытных и начинающих учителей, выставки по обмену опытом, посещение уроков лучших учителей района, города.

4. Научно-педагогическая информация обеспечивает ознакомление учителей с новинками педагогической литературы, планируется создание методических уголков, стендов, формы специальных сообщений и обсуждений.

5. Руководство учебно-воспитательным процессом . Учебный и воспитательный процессы неразрывно связаны; в преамбуле раздела следует указать главные цели учебной и воспитательной работы, а затем конкретизировать мероприятия, обеспечивающие выполнение этих целей.

а) Организация учебно-воспитательного процесса. В этом разделе прежде всего перечисляются меры по созданию условий для нормального протекания учебного процесса: оснащение кабинетов, обеспечение техническими средствами, пополнение фондов библиотеки; предусматривается изучение учителями учебных программ и объяснительных записок, нормативных документов Министерства образования; составление тематических планов, рекомендательных списков литературы; приобретение дидактических материалов и методической литературы; работа факультативов.

В некоторых школах составляется график учебного процесса (на четверть). Такое графическое планирование позволяет установить должные межпредметные связи и следить за прохождением отдельных тем учебного материала. Однако наблюдение за эффективностью таких графических планов показывает, что, хотя в отдельных школах такой график и оказался полезным, рекомендовать его следует весьма осторожно, так как составление его требует колоссальных усилий, а точное выполнение часто срывается по разным причинам: учителя вынуждены задерживаться при прохождении отдельных тем или, наоборот, ускорять их прохождение, возможна болезнь учителя и другие. Кроме того, нет надобности переписывать учебную программу и объяснительную записку к ней.

б) Учебно-воспитательная работа после урока. В подразделе планируется работа по созданию органа самоуправления, общешкольные мероприятия, а также организация и деятельность научных обществ, предметных кружков, "Устных журналов" и т.д.

Основное внимание уделяется внеурочной воспитательной работе. С этой целью планируются:

а) сроки выборов детского самоуправления;

б) трудовое воспитание и трудовые дела;

в) эстетическое воспитание;

г) физическое воспитание, туризм. Планирование воспитательной работы должно быть

конкретным, по каждому из разделов намечаются мероприятия, определяющие работу школы в целом и классных коллективов, в частности, назначаются ответственные за выполнение и точные сроки. Намечается работа кружков, обществ, клубов и т.д.

6. Организация контроля за учебно-воспитательным процессом. Контроль ведется за выполнением Закона о всеобучении работой учителей, выполнением программ, качеством знаний учащихся, воспитательной работой и т.д.

Этот раздел целесообразно планировать графически. Год разбивается на четверти, четверти — на месяцы, месяцы — на недели. По каждому классу (или по параллелям) или по всей школе фронтально, или выборочно по циклу классов намечаются цели проверки, формы проверки, ответственные за проверку. В графике отмечается проверка планов работы, журналов, ученических тетрадей; проверяется качество знаний и умений учащихся, проводятся директорские контрольные работы, устные опросы; планируются тематические и комплексные посещения уроков, проверка воспитательных мероприятий, санитарного состояния, сохранности мебели, изучение постановки трудового обучения и воспитания и т.д.

Контроль ведется разными способами, осуществляется силами администрации, профсоюзного актива, привлекаются лучшие учителя школы.

Четкость планирования позволяет вести контроль ритмично, в течение всего года, охватывать все стороны учебно-воспитательного процесса, разных учителей, своевременно принимать меры к исправлению обнаруженных недочетов. В этом разделе планируется работа со школьной документацией и контроль за исполнением приказов Министерства, местных органов власти, постановлений педагогических советов.

7. Работа с родителями, спонсорами и общественностью В этом разделе планируются мероприятия по педагогической пропаганде среди родителей, родительские собрания, лектории, университеты, а также работа родительского комитета или Совета школы. Совместная работа общественных комиссий содействия семье и школе, а также работа по месту жительства.

Летняя работа включает конкретные мероприятия по организации летнего городского лагеря, туристского, спортивного, трудового, загородного лагерей, пятой трудовой четверти, летней практики в школе, экспедиции, дальние походы, туристские слеты, экскурсии по городам России, за рубеж.

8. Укрепление материально-технической базы и организационно-хозяйственная работа . Планирование этого раздела связано с перспективным планом работы школы. В этом разделе планируется: создание и оснащение учебных мастерских, спортзала, помещений для кружковой работы, пришкольного участка, оборудование игровых комнат; работа по хранению, ремонту и порядку пользования техническими средствами обучения, наглядными пособиями и т.д. В подразделе, посвященном хозяйственной работе, намечаются планы текущего и капитального ремонта помещений, своевременного ремонта мебели, окон, электрооборудования и теплосистемы, санитарно-гигиенического режима, обеспечение противопожарной безопасности, а также составление смет и распределение средств.

На основе общешкольного плана составляется календарный план организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть (отдельно педагогического и ученического коллектива). По горизонтали обозначаются недели и дни учебной четверти, по вертикали — организационные формы работы с учителями и учащимися, фамилии ответственных, тематика.

Планируются следующие разделы:

1. Педсовет.

2. Заседания методических объединений.

3. Профсоюзные собрания и производственные совещания.

4. Совещания при директоре.

5. Заседания местного комитета.

6. Общешкольные родительские собрания.

7. Школьные вечера.

8. Спортивные соревнования.

9. Массовые культпоходы и туристические походы.

10. Общешкольная газета.

11. Работа научных обществ, клубов, организация выставок и олимпиад.

Четкий план позволяет избежать дублирования, дает возможность заранее определить, в какое время и на каких вопросах следует сконцентрировать внимание, а также помогает спланировать работу классного руководителя и личное время учителей.

Требования к руководителю школы

Некоторые зарубежные теоретики выдвигают идею специальной системы управления, при которой руководителю остается решать вопросы только по определенным стандартам. Не снижая значения организации, следует все же отметить решающее значение личности руководителя.

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности фактически определяют лицо школы, деятельность учительского и ученического коллектива.

Каждый хороший директор хорош по-своему. Однако, есть качества? исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся:

1 Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор обладает глубокой общей подготовкой, он следит за основными событиями в стране и за рубежом, его отличают высокая принципиальность, чистота личной жизни. Только образованный человек может руководить современной школой. Это ясно для всех. Прекрасное знание современной педагогики и психологии, мастерство учителя, осведомленность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора особое обаяние и не позволяют ему опуститься до уровня заурядного хозяйственника.

2. Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределить обязанности, создать должные условия для работы, четко организовать помощь, контроль и руководство, обеспечить высокую деловую активность коллектива и снабжение школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость и требовательность. Сочетание учебно-воспитательных и хозяйственных задач — одна из самых больших трудностей в работе современной школы.

3. Человечность, душевность. В последнее время справедливо уделяется много внимания принципам гуманизации труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим запасом оптимизма, человеческой гуманностью, вниманием к людям, большой любовью к детям.

Бесспорно, нужен талант, чтобы быть руководителем школы, важны опыт и трудолюбие, не меньшее значение имеет специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации.

В России делается много для подготовки руководителей школ, но интересен и зарубежный опыт.

В качестве примера расскажем, как проходит подготовка школьных администраторов в США.

В США около ста тысяч директоров средних и элитарных школ. Вполне естественно, что вопросам профессиональной подготовки школьных администраторов придается исключительное внимание.

Вычленяется два вида вопросов: отбор школьных администраторов (технология отбора из числа желающих) и организация их профессиональной подготовки. Более четырехсот учебных заведений занимаются вопросами управления и специальной подготовки школьных менеджеров.

Прежде всего разрабатываются критерии для отбора будущих школьных администраторов. Несмотря на некоторую наивность и недостаточную достоверность показателей, они тем не менее представляют определенный интерес и для нас. Так, стажер (учитель, желающий стать администратором) оценивается по своим умственным способностям (оценки в дипломе, мнение членов комиссии), организаторским способностям, эмоциональной уравновешенности, моральной устойчивости, умению ладить с детьми, педагогическим успехам, стажу работы, творческим способностям, состоянию здоровья. Проводятся собеседования, тестирование на определение "поведения" в различных ситуациях и т.д. Если стажер проходит эти "испытания", ему дается возможность в течение года быть помощником директора (при снижении учебной нагрузки и сохранении средней заработной платы) и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятельности, организации связи с родителями и населением микрорайона. Только после годичной успешной предварительной стажировки он может быть зачислен на специальные курсы по подготовке школьных администраторов с сохранением заработной платы.

Профессиональная подготовка складывается из двух основных форм: на базе специальных курсов обучения в государственных или частных университетах, а также стажировки в образцовых школах.

Выпускники учительского колледжа, имеющие стаж работы не менее одного года и степень бакалавра, обучаясь на курсах в университете, проходят специальный теоретический курс, сдают экзамены и пишут дипломную работу по школоведению. Им присваивается степень магистра педагогики. В некоторых Университетах имеются повышенные дополнительные курсы также с отрывом от работы, куда принимаются лица, имеющие степень магистра. После успешного окончания они получают звание "специалист по педагогике" (нечто среднее между магистром и доктором).

Программа подготовки школьных администраторов состоит из блоков:

а) общеобразовательного (социология, сравнительная педагогика, антропология и психология);

б) управленческого (цели образования и его организация, теория управления, связь с общественностью, учебная работа, руководство учащимися и школьным персоналом, хозяйственная деятельность);

в) практического, связанного с выработкой нужных умений и навыков (подготовка документов, умение ладить с учителями, родителями, учащимися, спонсорами, начальством и т.д.).

Особое внимание (треть учебного времени) уделяется ознакомлению с технологией управления (принятие решений, "моральное руководство", под которым понимается умение создать у педагогического персонала наиболее положительное отношение к своей работе). Будущий руководитель обязан придерживаться этических норм и правил: не повышать голос на учителя, не разбирать работу преподавателя в присутствии других (чтобы не унижать достоинства). Руководитель школы обязан знать эмоциональные особенности каждого учителя и осуществлять индивидуальный подход и т.д.

На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и вырабатывать пути исправления своих ошибок, недостатков характера. Деловые игры на каждом ходу. Например: "Как вы будете говорить с человеком, который вам лично неприятен, но он полезен для школы?" Разбираются варианты. Тут и голос, и жесты, и мысли "про себя" (почти самовнушение) и тренировки.

Вся система подготовки носит конкретный, прикладной характер. Например, философские концепции при изучении художественной литературы позволяют тут же вырабатывать критерии понятий "хорошая жизнь", "хорошее общество", "хороший человек", "хорошее образование" и т.д. При изучении экономических или политических тенденций тут же уточняются сущность экономики американского образования и других стран, автоматизации и технического прогресса, человеческих и природных ресурсов в аспекте будущих нужд общества, особенности местного самооуправления, отношения между церковью и государством, международные отношения и т.д.

Много времени тратится на изучение методов управления (технологию). Здесь и подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, способы изучения деятельности преподавателей (то, что мы называем контролем) и т.д.

Как мы говорили выше, третий этап в подготовке школьных администраторов заключается в стажировке. Это совершенно оригинальный и эффективный способ "доводки" будущего администратора до нужной кондиции. Стажировка длится год, проходит под руководством опытного администратора и преподавателей соответствующего колледжа, проводится после окончания теоретического курса и рассчитана на приобретение соответствующих навыков управления в реальной школьной обстановке.

К стажировке допускаются, как правило, учителя, имеющие стаж работы от одного до пяти лет, в возрасте 25—45 лет, прошедшие курсы теоретической подготовки и получившие степень магистра, кроме того "выдержавшие" собеседование отборочной комиссии.

Стажеры получают свою прежнюю учительскую заработную плату.

Начинается стажировка в школьном округе, стажеры помогают суперинтенданту по сбору нужной информации в микрорайоне, закупке различного школьного оборудования. Затем в школе в качестве дублера директора проводят конкретную работу по руководству школой. Коллектив учителей выполняет все распоряжения стажера, директор данной школы вмешивается только в крайнем случае, правда по основным вопросам обсуждение проходит предварительно, но об этом никто не знает и авторитет стажера всячески поддерживается. Примерно раз в неделю стажеры собираются в отделе народного образования для обсуждения своей работы. Такая стажировка помогает выработать нужный стиль руководства, необходимые навыки, перенять опыт, а значит и уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и реальной школьной обстановкой.

Не следует, однако, думать, что в США нет проблем. Такая система стоит больших денег, не во всех регионах они есть, поэтому нередко встречаются руководители элементарных школ, которые такой подготовки не получили.

Мы не идеализируем американских директоров. Наши директора ни в чем не уступают лучшим школьным администраторам самых передовых стран Запада. Просто нашим руководителям работать труднее.

Что касается профессиональной подготовки, то наша система нуждается в серьезной корректировке.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 178.