Обучение познанию собственной Самости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как мы учимся познавать нашу Самость? В определенном смысле вся духовная практика ориентирована на это открытие. Однако, три учения особенно важны: медитация, самоисследование, и приятие себя. Мы уже обсуждали медитацию как необходимый инструмент для ясного сознавания; кроме того, она оказывает огромную помощь в самопознании. Как говорит Шри Нисаргадатта Махарадж:

Мы рабы того, чего мы не знаем; мы господа того, что мы знаем.
Открывая в себе любые пороки или слабости и понимая их причины и следствия, мы преодолеваем их самим этим познанием.
Первоочередная цель медитации – осознать нашу внутреннюю жизнь и познакомиться с ней.
Конечная цель – достичь источника жизни.

Действие внутреннего исследования и медитации усиливается одновременным изучением нашего внешнего "я". Это означает – уделять пристальное внимание всему, что мы говорим и делаем, пытаясь учиться на любом опыте. Мы наблюдаем, что мы говорим и делаем, наши привычки и отношения, сильные и слабые стороны, успехи и неудачи. Таким образом, каждый опыт, каждый человек, каждое взаимодействие становятся уроками, и мир превращается в школу для души.

По словам иудейских мудрецов: "Мудрый человек учится из каждой услышанной фразы, на каждом наблюдаемом событии, на каждом переживаемом опыте". Делая это, "Вы будете способны использовать любой опыт как средство приближения к Богу".

Это старание учиться на любом опыте – превосходное упражнение. Оно отнимает немного времени или усилий, но, тем не менее, преобразует каждый опыт – и, в конечном итоге, всю жизнь человека – в постоянную возможность обучения.




Приятие себя

Третий ключевой элемент самопознания – это приятие себя. Мы много слышим о том, как важно принимать других людей такими, какие они есть, и это совершенно справедливо. Однако, очень мало говорится о приятии самого себя, по всей вероятности, потому, что его путают с гордыней и самодовольством. Принимать себя таким, как есть, не означает надуваться от самодовольства или чувствовать, что ты лучше других. Скорее, это значит отказаться от самобичевания и самоосуждения.

И современная психология, и некоторые области древней мудрости утверждают, что приятие себя жизненно необходимо для психологического и духовного здоровья. Одно из важнейших достижений западной психотерапии – это открытие того, какое огромное количество невротической боли происходит от самоосуждения, и столь же огромного исцеления, которое может приносить приятие себя.

Мы склонны думать, что, подвергая себя самобичеванию за свои ошибки, мы избавимся от них. В действительности, эти нападки заставляют нас защищаться, все крепче цепляясь за привычные старые шаблоны. "Осуждение не освобождает, а угнетает" – замечал Карл Юнг – "и потому приятие собственного "я" может служить лакмусовой бумажкой всего жизненного мировоззрения человека". Исследования показывают, что приятие себя – это один из наилучших предвестников удовлетворенности жизнью.

Некоторые религии отстаивают совершенно иную точку зрения. По их мнению, все мы – несчастные грешники, заслуживающие самоосуждения и презрения.

Безусловно, все мы совершали в своей жизни глупейшие ошибки. Однако, ошибки гораздо лучше использовать как возможность чему-нибудь научиться, нежели как повод для ненависти к себе, которая может быть ужасным препятствием для благополучия и роста. Нам нужен срединный путь между напыщенной гордыней, с одной стороны, и ненавистью к себе, с другой. Это срединный путь состоит в том, чтобы просто видеть себя такими, как мы есть, не преувеличивая ни наших достоинств, ни наших слабостей. Это простое приятие себя. Приятие себя не означает отрицания своих недостатков или отказа от попыток их исправить. Оно означает умение признавать эти недостатки и работать над ними, не подвергая себя нападкам или унижению, за то, что они у нас есть.

 

 

 

 

Глава 29

УПРАЖНЕНИЯ В МУДРОСТИ

Поистине, ничто в этом мире
не очищает так, как мудрость.

Бхагавадгита

Тибетские буддисты говорят: "Мир – это деяния учителя". Это транснойя – представление, согласно которому мир и весь опыт жизни – это призывы учиться и пробуждаться. Задача состоит в том, чтобы открыться этому опыту и учиться на нем.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.