Практическая или прикладная мудрость
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическая мудрость представляет собой искусство жить и, особенно, умение подходить к главным, экзистенциальным вопросам жизни. Это образ жизни, который выражает визионерский аспект мудрости, ее способность к пониманию. В глубочайшем случае – это жизнь sub specie aeternitas, по законам вечности, или, как сказали бы даосы, "в гармонии с Дао".

Широкое видение и глубокое понимание ведут к признанию ценности "естественного закона", а также "естественной нравственности" и "естественного образа жизни". Это, соответственно, правовые системы, мораль, и образ жизни, естественным образом следующие из фундаментальной природы реальности, созвучные ей, и пробуждающие нас к ней.

Эти идеи воплощает в себе конфуцианский идеал благородного или святого (шен-йен) человека. Согласно ему, благородный человек – это "несравненный учитель эпохи, живущий в совершенном согласии со всеми принципами и в полной гармонии с природой и обществом".

На всех стадиях развития люди могут стремиться быть нравственными и добрыми, но, пожалуй, лишь мистический опыт и рождающаяся из него мудрость дают однозначный ответ на фундаментальный вопрос: "Зачем быть нравственным?". Без непосредственного осознания нашего единства со всеми людьми и всей жизнью мы можем только пытаться придумывать способы оправдания нравственной жизни, рассматривая и сопоставляя идеи справедливости и точки зрения разных людей. Такого рода рассуждения, безусловно, очень ценны, но могут страдать ограниченностью, и передовой исследователь морального развития Лоуренс Кольберг делал вывод:

Даже самый высочайший уровень аргументации справедливости не может дать адекватного ответа на вопрос: "Зачем быть моральным?"... единственная этико-онтологическая ориентация, которая выглядит способной привести к полностью адекватному разрешению высших моральных вопросов: "Зачем быть нравственным?" "Зачем быть справедливым в явно несправедливом мире?" – это космическая перспектива. Представляется также, что эта ориентация основана на определенного рода трансцендентальном или мистическом опыте – непосредственном переживании уровня, на котором внутренняя сущность (самость) человека и вселенная оказываются едиными.

Мистический опыт создает основу для зрелой мудрости, которая, в свою очередь воспитывает зрелые надличностные этику, мотивацию, эмоции, и служение. Поэтому мудрость дает нам возможность жить в гармонии с другими и состраданием к ним. Эти освященные веками идеи недавно нашли поддержку у ученых, которые пришли к выводу, что мудрые люди, которых они исследовали, "выходят за пределы личных амбиций и обращаются к коллективным или универсальным проблемам". Буддизм называет это союзом мудрости и сострадания, поскольку мудрость естественным образом выражается в служении другим.

 

 

 

Глава 28

ПРОБУЖДЕНИЕ МУДРОСТИ

Мудрость сияет и расцветает,
И ее легко увидят те, кто любят ее,
и найдут те, кто ищут ее.
Она спешит открыться тем, кто желает ее...
Думать о ней – совершенный разум...
Начало мудрости в искреннем желании наставления...
Умножение мудрых – спасение мира

Мудрость Соломона22

Куда идти, чтобы обрести мудрость? Не в университеты, где безраздельно властвует одно лишь знание. Не к нашим вождям, что так часто поклоняются политике и власти и подвергают опасности нашу планету. Вместо этого, мы обращаемся к духовному ядру великих религиозных традиций, которое содержит в себе мудрость, накопленную в течение тысячелетий тысячами мудрецов. Именно там можно найти ключи к мудрости.

22 Сравните: "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;... Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо... блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры. Блажен человек, который слушает меня... Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; (Притч 8:12, 14, 17, 20-21, 32-35). (Прим. перев.)







ПОДГОТОВКА К МУДРОСТИ

Если вы дочитали до этого места и выполняли все предыдущие практики, то вы уже сделали очень многое для развития мудрости. Совершенствование мотивации и отказ от привязанностей позволяют совершать мудрый выбор. Нравственная жизнь и преобразование эмоций уменьшают помрачающее действие гнева, вины, и страха. Это имеет решающее значение. Как говорит Тора, "Мудрость не коснется вероломной души". Сосредоточение и ясное восприятие обостряют осознание и подсказывают умелые решения и поступки. В итоге, ум меньше обременен прошлым, менее помрачен пристрастием, более сосредоточен и ясен, и способен к глубокой проницательности и полному пониманию. Ум становится искусным инструментом для развития мудрости. Это развитие начинается с признания важнейшего факта.

Мудрость неведения

Глупец, считающий себя мудрым –
глуп вдвойне
(Будда)

Мудрость рождается из парадокса. Если бы мы были мудрыми, мы бы, в первую очередь, признали, что не являемся таковыми. Мы испытываем побуждение учиться, только когда знаем, что мы чего-то не знаем. Важность этой мудрости прекрасно иллюстрирует классическая дзенская история о том, как встретились образованный профессор и мудрый мастер Дзен.

Профессор представился мастеру и объявил, что хотел бы что-нибудь узнать о Дзен.

"О, прекрасно!" – сказал мастер Дзен. "Пожалуйста, входите". После того, как они сели, мастер начал говорить о чрезвычайной важности нравственного образа жизни в традиции Дзен.

"О, да", – прервал его профессор. "Этика – это такая увлекательная тема, не так ли? Я изучил несколько направлений этики. По правде говоря, я написал о ней книгу", и профессор, набирая ход, пустился в рассуждения о разнообразных теориях этики.

"Ага, понимаю" – мягко сказал мастер Дзен, когда профессор, наконец, остановился перевести дух. "В Дзен очень важна правильная мотивация любых слов и поступков, и потому мы стараемся говорить лишь то, что действительно полезно".

"Ну, существуют несколько теорий, которые придерживаются такой точки зрения" – воскликнул профессор. "Однако, я должен сказать, что нахожу недостатки в каждой из них" – и он тут же прочитал длинную лекцию о различных теориях мотивации.

"Гм-м, понимаю" – сказал мастер Дзен, когда профессор, в конце концов, на минуту остановился. "Не хотите ли чаю?"

"О, да, спасибо" – отвечал профессор. Мастер Дзен улыбнулся, налил чашку профессора доверху и продолжал наливать, пока не переполнилось блюдце и чай не потек по столу. Профессор, будучи человеком, которому редко не хватало слов, при виде этого просто ошеломленно молчал. Но когда чай начал проливаться ему на колени, он вскочил с криком:

"Остановитесь! Разве вы не видите, что чашка полна? В нее больше не поместится!"

"Ну конечно, вижу" – улыбнулся мастер Дзен. "А разве вы не видите, что ваш ум до краев полон старых идей и потому не может вместить в себя новые? Поэтому вы, вероятно, не сможете ничего узнать о Дзен".

Признание собственного незнания – это больше чем понимание себя; это бесценная догадка о реальности. Вселенная так невообразимо велика, жизнь так непостижимо сложна, а наш ум по сравнению с ними столь ограничен, что наше существование и вселенная выглядят великой и чудесной тайной. Хьюстон Смит так охарактеризовал эту ситуацию "Наша жизнь – такая же тайна, как рождение и смерть".

Признание нашего невежества перед лицом этой бесконечной тайна – это точное отражение нашего человеческого состояния. Это действительно огромное облегчение. Во всяком случае, таков был мой собственный опыт. Годами я сожалел, что испытываю ощущения окружающей меня тайны и моего собственного невежества, считая их знаками того, что со мной или с моей духовной практикой что-то не так, и что если бы я практиковал должным образом, то они бы исчезли. Было настоящим облегчением наконец осознать, что эти ощущения просто отражали реальность, а вовсе не обязательно были признаками какого-либо несоответствия.

Признание нашего невежества может быть великим даром. Оно изгоняет из наших сердец гордыню и предубеждение и открывает наши умы навстречу новым возможностям, превращая их в чистые пустые сосуды, которые может наполнять мудрость. Тогда страх незнания сменяется благоговением и восторгом перед никогда не кончающимся чудом жизни. Вслед за Лао Цзы мы понимаем, что "Бытие открывается от чуда к чуду". Один христианский текст рекомендует в качестве средства для избавления от старых представлений и раскрытия к божественному следующее размышление; его лучше всего читать медленно и спокойно, чтобы слова могли оказывать свое целительное действие:

На мгновение остановимся и забудем все, чему мы учились, все мысли, которые у нас были, и все наши предубеждения о том, что означают вещи и какова их цель.

Не будем помнить наши собственные идеи о предназначении мира. Мы не знаем... Просто поступайте так: будьте спокойны и отложите в сторону все мысли о том, что есть вы, и что есть Бог; все заученные вами представления о мире; все привычные образы самих себя...

Не берите с собой не единой мысли из прошлого, ни единого убеждения, усвоенного раньше откуда бы то ни было. Забудьте этот мир, забудьте эту жизнь, и с совершенно пустыми руками придите к своему Богу.



ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ

Где найти мудрость? В конечном счете, везде – в каждом человеке, каждой ситуации, и каждом опыте, к которым мы подходим с открытым и пытливым умом. Однако, хотя и возможно учиться у всех людей и всех вещей, религиозные традиции особо рекомендуют пять источников. Традиции советуют искать мудрость:

  1. в природе;
  2. в тишине и уединении;
  3. у мудрых;
  4. в самих себе;
  5. в размышлениях о природе жизни и смерти.

Мы рассмотрим первые четыре источника здесь, а размышления о жизни и смерти – в следующей главе.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 210.