Разработка грунта экскаватором с прямой лопатой выполняется, когда грунт находится выше его стоянки. Экскаватор копает «от себя» снизу вверх с погрузкой в транспортные средства. Наиболее часто применяются в строительстве экскаваторы с емкостью ковша 0,25—2,5 м3. Емкость ковша выбирают в зависимости от объемов работ, глубины котлована и характеристик грунта.
Экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, в основном используются при разработке выемок в сухих и маловлажных грунтах, что связано с необходимостью их съезда на дно выемки.
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами производится проходками. Проходкой называют выемку, образованную экскаватором за один проход. По характеру разработки грунта проходки могут быть лобовыми (торцевыми) и боковыми.
Рабочая зона экскаватора, ограниченная радиусом его действия, которая включает в себя место стоянки экскаватора, место для установки транспортного средства, отвал грунта, называется забоем. Забои, так же как и проходки, бывают лобовые и боковые.
Транспорт размещают под погрузку на расстоянии от экскаватора, превышающем радиус поворота его хвостовой части не менее чем на 1 м.
При лобовой проходке экскаватор разрабатывает грунт впереди себя по обе стороны, а самосвал подается к экскаватору задним ходом по дну траншеи.
При боковой проходке грунт разрабатывается с одной стороны, по ходу движения. Самосвал устанавливают сбоку, и он имеет сквозной проезд.
Рис. 6.23. Схемы разработки выемок экскаватором, оборудованным прямой лопатой:
а — общий вид; б, в, г — лобовые проходки узкая, нормальной ширины и уширенная соответственно; д — боковая проходка
Применение той или иной проходки зависит от глубины и ширины котлована, условий его разработки.
Разработку глубоких котлованов (забой выше максимальной высоты резания экскаватора) осуществляют уступами (ярусами). В начале разрабатывается пионерная траншея лобовым забоем с погрузкой грунта в автосамоовалы, находящиеся на верхней бровке котлована.
В дальнейшем разработку котлована производят боковым забоем продольными проходками с подачей транспортных средств сначала по дну пионерной траншеи, а затем по дну котлована.
Для установки экскаватора в забой, въезда и выезда автомобильного транспорта устраиваются траншеи с уклоном 0,1...0,15, ширину которой принимают от 3,0 до 3,5 при одностороннем движении и от 7,0 до 7,5 м при двустороннем.
Для выезда и въезда транспорта устраивают наклонные пандусы.
Высота забоя должна быть не более максимальной высоты резания и не меньше размера, обеспечивающего наполнение ковша
Недобор грунта может составлять при использовании обычного ковша 10 см, планировочного — 5 см. В случае перебора подсыпка должна быть выполнена местным грунтом с уплотнением до плотности грунта естественного основания или малосжимаемым грунтом с модулем деформации не менее 20 МПа.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 277.