Тема 9. Сетевая медиакритика в России . Медиакритика и блогосфера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание для самостоятельной работы

Записать видеовыступление («медиакритический ролик») в одном из жанров медиакритики (реплика, рецензия, зарисовка, творческий портрет и др.) в формате тематического видеоблога. Выступление в кадре можно «перекрывать» фото- и видеорядом, перемежать видеоиллюстрациями (например, выступлений героя творческого портрета или фрагментами анализируемой программы). На занятии представить свой ролик, обосновать выбор жанра, описать сложности при создании. В рамках занятия проводится обсуждение, возможен ли такой формат развития медиакритики, в чем специфика создания медиакритических текстов для устного произнесения и восприятия на слух.

 

Заключительное практическое занятие

Деловая игра «Научная конференция «Проблемы отечественной медиакритики»

Деловая игра представляет собой учебную мини-конференцию по проблематике курса. Студенты готовят выступления на 5-6 минут, где ставят проблемы, касающиеся современной российской медиакритики. В начале выступления должна быть сформулирована гипотеза (например, «Медиакритика в России переживает упадок» (или подъем), или «Тематика медиакритических выступлений не выходит за рамки популярных телепередач», или «Жанровый спектр медиакритики сужается до реплики и рецензии», или «Аудитория профессиональной медиакритики постепенно сужается» и т.д.). Далее в ходе доклада студент доказывает свое утверждение аргументами, примерами из практики современной медиакритики. Задача докладчика – убедить коллег, что ваша гипотеза верна или что выделенная вами проблема действительно имеет место. Задача слушающих – тренировка критического мышления. Во время доклада все слушатели придумывают вопросы к докладчику по его теме. Предпочтительно, чтобы вопрос содержал сомнение и конструктивную критику докладчика. Докладчик защищает свою позицию. Студенты должны попытаться обнаружить какие-либо логические нарушения в докладе или недостаточность аргументации, выдвинуть собственные контраргументы. В результате дискуссии начальная гипотеза может быть скорректирована или опровергнута.

В ходе занятия магистранты отрабатывают следующие навыки:

· Постановка гипотезы;

· Анализ имеющейся информации;

· Построение доказательства того или иного суждения;

· Составление научного доклада;

· Выступление перед аудиторией;

· Критическое осмысление утверждений коллег;

· Участие в дискуссии;

· Корректировка изначального утверждения.

В течение занятия каждый студент должен выступить с докладом и принять участие в дискуссии.

Советы студентам. При подготовке к учебной конференции просмотрите весь материал, который использовался при подготовке к практическим занятиям и выполнении самостоятельной работы. Подумайте, какую проблему в развитии отечественной медиакритики можно считать наиболее острой и актуальной. Подготовьте аргументы и примеры, чтобы это доказать. Продумайте структуру вашего доклада. Пусть в его основе будет всего одна гипотеза. Ее и предстоит подтвердить. Не стоит пытаться охватить сразу несколько проблем. Ваша задача – убедить аудиторию в справедливости вашего утверждения. Чем более живой и острой получится дискуссия по итогам вашего доклада, тем лучше, поэтому смелость гипотез приветствуется. О линии защитной аргументации нужно подумать заранее, предположив возможные аргументы оппонентов.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

а) Основная литература

1. Баканов Р.П. Гражданская медиакритика в информационном пространстве России // Тонус. Научное и учебно-методическое издание факультета журналистики и социологии КФУ (№ 18). – Казань: Казанск. ун-т, 2010. – С. 9 – 26.

2. Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. – 256 с.

3. Баканов Р.П. Медийная критика в системе современной журналистики России: Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 116 с.

4. Баканов Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Р.П.Баканов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» / Отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2009. – С. 114 – 122.

5. Бейненсон В.А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. Филология.  № 2 (2). 2014. С. 418-422.

6. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.

7. Ковалев-Случевский К.П. Тележурналистика XXI века. Настольная книга для познания современного ТВ. – М.: Грифон, 2012. – 176 с.

8. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П.Короченский. – Р/н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 335 с.

9. Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дисс… докт.филол. наук. – СПб., 2003.

10. Латынина Ю. И куда только смотрит телевизор? Как дешифровать новости государственного ТВ. Инструкция для пользователя / Ю.Латынина // Новая газета. – 2006. – 9.10. – С.12.

11. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений) / С.А.Муратов. – М.: Логос, 2001. – 240 с.

12. Петровская И. Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении / И. Петровская.- [б.м.] Издательские решения, 2017. – 224 с.

13. Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы / В.С.Саппак. –
М.: Искусство, 1963. – 182 с.

14. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской / Гл. ред. Я.Н.Засурский. – М.: Журфак МГУ; Гуманитарный центр Монолит, 1998. – 406 с.

15. Чиненова О.С. Телевизионная критика в России / О.С.Чиненова // Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика / Под ред. В.В.Прозорова. – Саратов: Издательский центр Наука, 2006. – С. 44 – 85.

 

б) Дополнительная литература

1. Алешина Н.В. Проблемы институционализации медиакритики в России / Н.В.Алешина // Средства массовой информации в современном мире: Молодые исследователи: Тезисы докладов VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. Л.П.Громовой / Сост. О.А.Никитина. – СПб, Факультет журналистики, 2007. – С. 45 – 47.

2. Алешина Н.В. К вопросу о функциях профессиональной медиакритики / Н.В. Алешина // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 202 – 206.

3. Аношина И.В. Организация общественного мониторинга СМИ и медиакритики «Fair» (США) в системе гражданского диалога со СМИ / И.В.Аношина // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 275 – 281.

4. Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения / Р.П.Баканов // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Н.Ф.Федотова. – филиал Казанского гос. ун-та. – Набережные Челны: Лаб. Опер. полиграфии, 2007. – С. 192 – 196.

5. Баканов Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. –
С. 263 – 265.

6. Баканов Р.П. Специфика телевизионной критики в России (Из текущих наблюдений) / Р.П. Баканов // Материалы ежегодной международной научной конференции молодых ученых «Ломоносов–2007». – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2007. – С. 4 – 6.

7. Баканов Р.П. Дальнейшие пути развития отечественного ТВ на страницах федеральной печати 1990-х годов. Журналистский взгляд / Р.П.Баканов // Тонус: Научный и учебно-методический альманах. – 2005. –
№ 10. – С. 54 – 56.

8. Баканов Р.П. Пресса о телевидении: концепция исследования /
Р.П.Баканов // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 2. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. – С. 75 – 76.

9. Бесова Е.С. Журналистика и медиаобразование: точки соприкосновения и новые возможности / Е.С.Бесова // Средства массовой информации в современном мире: Молодые исследователи: Тезисы докладов VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. Л.П.Громовой / Сост. О.А.Никитина. – СПб, Факультет журналистики, 2007. – С. 49 – 51.

10. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье: Сб. ст. 1989 – 1998 /
Р.А.Борецкий. – М.: НИАНО Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. – 105 с.

11. Борщева Н.Н. Литературная критика в газете «Известия» / Н.Н.Борщева // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 2. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. – С. 83 – 84.

12. Вартанов А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества / А.С.Вартанов. – М.: КДУ; Высшая школа, 2003. – 320 с.

13. Влащенко Н. Ирина Петровская: Американский кодекс поведения журналистов читается, как бестселлер / Н.Влащенко // День. – 2002. – № 68. – 12.IV.

14. Выровцева Е.В. Медиатекст как средство формирования образа жизни / Е.В.Выровцева // Профессия – журналист: вызовы ХХI века. Сборник материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2007. – С. 124 – 125.

15. Григорова Д.Е. Медиаобразование как одно из условий развития критического мышления / Д.Е.Григорова // Медиаобразование: от теории – к практике / Сост. И.В.Жилавская. Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007. – С. 113 – 118.

16. Добросклонская Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г.Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. –
С. 66 – 68.

17. Еловских И. В. Своеобразие телекритики в «Литературной газете» (2003-2004 гг.) / И.В.Еловских // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 3-4 марта 2005 / Под ред. А.С.Быковой. – СПб.: С. – Петерб. гос. ун-т, 2005. – С. 94 – 95.

18. Захаров Е.Е. Телекритика как средство диалога литературной и телевизионной культур / Е.Е.Захаров // Журналистика: взаимодействие науки и практики: сб. материалов международной научно-практической конференции 3 – 7 октября 2007 года. – Ростов н/Д: НМЦ Логос, 2007. – С. 109 – 114.

19. Захаров Е.Е. Этические аспекты российского телевидения в оценках современной телекритики / Е.Е.Захаров // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых / Отв. Редактор Е.Е.Захаров. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2005. – Вып.8. – Ч.I-II. – С.223 – 226.

20. Киреев О. Краткий глоссарий тактической медиа-критики / О.Киреев // Художественный журнал. – 2005. – №№ 58/59. // http://xz.gif.ru/numbers/58-59/glossariy

21. Корконосенко С.Г. Культура чтения как основа медиаобразованая специалиста / С.Г.Корконоенко // PR, бизнес, СМИ: партнерство и конкуренция / Отв. Сек. Л.Н.Гончаренко. – СПб.: Изд-во СПб гос. инж. экон. ун-та, 2007. – С. 118 – 125.

22. Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование / А.П.Короченский // Высшее образование в России. – 2004. –– № 8. – С. 40 – 46.

23. Короченский А.П. Регулятивная роль медиа-критики / А.П.Короченский // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – С. 177 – 194.

24. Короченский А.П. Медиакритика как фактор влияния на профессионально-этическое регулирование в журналистских обществах / А.П.Короченский // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В.И.Конькова. – СПб.: Изд-во «Роза мира», 2003. –
С. 132 – 133.

25. Короченский А.П. Медиакритика и общественное доверие к средствам массовой информации в условиях информационного рынка / А.П.Короченский // 40 лет развития журналистских исследований и журналистского образования на Юге России. – Р/н/Д.: Изд-во РГУ, 2002. – С. 14 – 18.

26. Краснова Т.А. Медиакритика как новая образовательная дисциплина / Т.А.Краснова, А.Г.Шкляев // Профессия – журналист: вызовы ХХI века. Сборник материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2007. – С.24.

27. Кузнецов Г. В двух зеркалах / Г.Кузнецов // Журналист. – 1996. –
№ 12. – С. 42 – 45.

28. Медиаобразование: от теории – к практике [Текст] / Сост. И.В.Жилавская. – Томск: Изд-во Томск. ин-та информационных технологий, 2007. – 352 с.

29. Муратов С.А. Телекритика как самосознание телевидения / С.А.Муратов // http//:www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ab_no=4612&page=5/

30. Новиков К.Ю. Аналитика электронных СМИ постсоветской России / К.Ю.Новиков // Журналистика 2005: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики им. М.В.Ломоносова, 2006. – С. 380 – 381.

31. Парес-и-Майкас М. Самоконтроль прессы / М. Парес-и-Майкас // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 184 – 188.

32. Садовников А.А. Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика. Типология, проблема взаимодействия Дисс…канд.филол.наук. – Иваново, 2011

33. Талалаева Е.М. К чему приводит медиабезграмотность / Е.М.Талалаева // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П. Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 238 – 243.

34. Ушакова С.В. Роль журналиста в развитии медиакультуры аудитории / С.В.Ушакова // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 222 – 225.

35. Федоров А.В. Обучение критическому анализу медиатекстов: «за» и «против» / А.В.Федоров // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 229 – 233.

36. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия / А.В.Федоров // Инновации в образовании. – 2007. – № 4. – с. 30 – 47.

37. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В.Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 с.

38. Федоров А.В. Медиаобразование. История, теория и методика /
А.В.Федоров. – Ростов.: Феникс, 2001. – 265 с.

39. Чиненова О.С. История телекритики в России на фоне истории литературной критики: Автореф. дис. … канд. филол. наук / О.С.Чиненова; Саратовский гос. ун-т. – Саратов, 2006. – 22 с.

 

в ) Интернет-ресурсы :

1. http://journalist-virt.ru   - сетевая версия журнала «Журналист».

2. http://tv-digest.ru - “ТВ-Дайджест”- российское сетевое издание о телевидении.

3. http://www.kino-teatr.ru/ - «Кинотеатр.ру» - российский портал, посвященный театральной, кино- и медиакритике.

4. https://tvkinoradio.ru/ - информационный портал для работников сферы кино, радио и телевидения.

5. http://mediatoolbox.ru/ - ресурс, публикующий медиакритические материалы о сетевой журналистике.

6. http://newreporter.org/ - «Новый репортер» - портал о новых медиа для профессионалов

7. http://mediast.ancia.com/ - «Медиастанция» - ресурс о медиабизнесе для профессионалов.

8. https://themedia.center/ - «Media and Journalism» - реферативный сборник зарубежного и российского опыта в медиаотрасли, созданный журналистом и медиаконсультантом Александром Амзиным.

9. https://te-st.ru/ - «Теплица социальных технологий» - образовательный проект, направленный на развитие сотрудничества между журналистами и IT-специалистами.

10. https://www.gazeta.ru/tech/online-smi/ - спецпроект Gazeta.ru «Новые медиа» о тенденциях в развитии сетевой журналистики.

11. https://meduza.io/feature/2016/12/28/rizhskiy-balzam-2016 - рубрика «Рижский бальзам» в сетевом издании «Meduza»: лучшие тексты на русском языке по версии редакции.

12. http://echo.msk.ru/programs/persontv/ - программа «Человек из телевизора» на портале «Эхо Москвы» с К. Лариной и И. Петровской.

13. http://echo.msk.ru/programs/programm/   - программа «Программное обеспечение» на портале «Эхо Москвы» с А. Бородиной.

14. http://lgz.ru/tv/ - рубрика «Телеведение» в «Литературной газете».

15. http://www.tv-digest.ru/ -  “МедиаРевю” - первый российский сайт общественного медиамониторинга и медиакритики.

16. http://www.sreda-mag.ru  “Среда” - российско-европейский журнал о медиа (электронная версия).

17. http://www.tv-kritik.ru/forum/forumdisplay.php?f=18 - форум телезрителей «Телекритик.ру».

18. http://mediakritika.by/ - тематический белорусский ресурс на русском языке, посвященный медиакритике.

19. http://ru.telekritika.ua/ - тематический украинский ресурс, посвященный медиакритике.

20. http://www.mediakrytyka.info - сетевая версия журнала "Медиакритик", основанного Институтом медиаэкологии Львовского национального университета имени И. Франко.

21. http://projectcensored.org/ - американский проект, посвященный медиакритике и медиграмотности.

22. http://www.mediachannel.org/ - американский ресурс, посвященный профессиональной и массовой медиакритике.

23. http://www.mrc.org - - «Центр медиаисследований» - американский ресурс, посвященный медиаграмотности

24. https://www.cjr.org - Columbia Journalism Review - американский профессиональный журнал, выпускаемый Высшей школой журналистики Колумбийского университета.












Дата: 2019-04-23, просмотров: 282.