Тема 8. Проблема современной жанровой системы медиакритики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическое занятие

Вопрос о жанровой системе медиакритики остается спорным. В отличие от классической жанровой системы журналистики вопрос о месте в ней информационных жанров остается спорным. Как уже упоминалось, медиакритика всегда предполагает помимо информационной составляющей заметную авторскую оценку. Поэтому каждый раз необходимо внимательно смотреть, присутствует ли некоторая доля оценочности в информационном материале. Самих по себе информационных материалов, посвященных деятельности СМИ не так уж мало. Существуют специальные информационно-развлекательные тематические массовые издания, посвященные, скажем, телеэфиру, вроде «Телесемь» или «Теленедели», где регулярно присутствуют анонсы новых телепроектов или интервью с медиаперсонами.

Тема работы СМИ, характерная для текстов медиакритики стабильно появляется в рамках таких информационных жанров, как заметка, расширенная заметка или новостной телевизионный сюжет. Информационным поводом может быть выход в эфир новой программы, уход или появление новых ведущих, жизнь героев журналистских материалов после участия в программе, обновление оборудования на ТВ, медиапортала, день рождения программы или самого СМИ. То есть, по сути, жанр информационный, но в расширенной заметке или телесюжете для информационно-аналитической программы новостной материал вполне может сопровождаться элементами аналитики, комментариями, да и определенной оценочностью в изложении фактов. Правда, источником этой оценочности чаще всего является не авторская позиция, а информационная политика самого СМИ. Поэтому говорить о заметке и ее разновидностях как жанре медиакритики было бы некорректно.

Аннотация – информационный жанр, который также часто отражает тему СМИ. Представляет собой краткое изложение или представление-анонс теле- или радиопередач, телевизионных фильмов. Функция его, скорее, рекламно-справочная, а цель – привлечь внимание аудитории к анонсируемой передаче. Отличие от заметки довольно условное. Если поводом к заметке чаще всего служит новость, например, запуск новой программы, то аннотация, анонс – это, скорее, напоминание для зрителей посмотреть очередной выпуск уже известного медиапроекта. Данный тип текстов также не может быть отнесен в медиакритике.

Информационное интервью с представителями мира медиа является довольно распространенным жанром. Чаще всего это диалоги различными известными люди телевизионного эфира: генеральными директорами, ведущими программ, корреспондентами, реже с теми, кого относят к техническому персоналу – режиссерами, операторами. Опять же эти интервью призваны привлечь внимание к той или иной программе с их участием.

Довольно часто СМИ в информационных жанрах работают в режиме «информационного бартера»: газета или портал делает интервью с ведущим о новом телевизионном проекте, телеканал делает сюжет о новом формате журнала, либо одна программа рассказывает о другой. Все это носит характер своего рода «самопиара» среди СМИ одного холдинга или группы, либо пиара «по обмену», по взаимной договоренности. Такие схемы существуют по сей день, но данные тексты хоть и освещают деятельность СМИ, к медиакритике отнесены быть не могут, несмотря на то, что содержат оценки, чаще всего сугубо позитивные. Подобного рода похожий на медиакритику самопиар представляет собой пограничное с медиакритикой явление, копирующие формат медиакритических выступлений, которые необходимо отличать от текстов критики СМИ. То есть медиакритикой в полном смысле слова их считать некорректно. Такие тексты называют «имитационной» медиакритикой за внешнюю схожесть и общность тематики.

Таким образом, необходимо иметь в виду, что текстов и материалов о СМИ, текстов, похожих на медиакритику немало. В медиакритике должна быть высказана четкая, яркая авторская оценка рассматриваемого явления. В информационных жанрах она встречается редко и ее следует отличать от восторженной оценки в промо- и рекламных материалах.

 

Задание:

1. Найдите в любых типах СМИ материалы в информационных жанрах (заметка, расширенная заметка, телесюжет, аннотация, информационное интервью), где были бы отражены новости СМИ, 4-5 текстов. Издания могут быть как универсальные, так и тематические.

2. Определите жанр.

3. Есть ли оценочная и публицистическая составляющая в данных текстах? Если да, то каков «градус» этой оценочности. Какими средствами выражена оценочность?

4. Какую задачу ставил перед собой автор?

5. Можно ли данный текст считать медиакритикой и почему?

Задания для самостоятельной работы по теме «Проблема современной жанровой системы медиакритики»

Задание №1

Написать рецензию на одну из теле- или радиопрограмм федерального или нижегородского эфира (как вариант – YouTube -канал, спецпроект в интернет-СМИ).

Рецензия в медиакритике – это жанр, в котором рассматривается, анализируется, оценивается один определенный продукт медиа. При этом под продуктом могут пониматься различные типы объектов. Это может быть, скажем, конкретный выпуск телепрограммы, конкретная публикация в газете или в сетевом издании; может быть сама программа как цикл выпусков; может быть канал на YouTube или группа в соцсети; а может быть СМИ в целом (телеканал, радиостанция, газета, сетевое издание). В любом случае каждый из этих объектов оценивается как целостная концепция, максимально детально изучаются их различные аспекты. Чаще всего рецензированию в медиакритике подвергаются телепередачи: либо конкретные выпуски, либо программа в целом.

Написание рецензии требует детального и всестороннего осмысления медиапродукта. Автор рецензии должен не просто пересказать содержание, но дать своего рода экспертную оценку его достоинств и недостатков. Что касается пересказа содержания, то оно (за редким исключением, если история уж слишком хорошо известна) все же предполагается в рамках рецензии, хотя в максимально сжатом виде. Не следует забывать об информационной составляющей медиакритики, которая призвана не только дать оценки, но и проинформировать читателя, ввести в курс дела тех, кто, скажем, не видел телепрограмму, о которой пойдет речь в рецензии. Рецензент должен не просто выразить свое субъективное мнение на продукт, но сочетать в тексте методы теоретического и эстетического исследования. Критик оценивает медиапродукт с теоретической точки зрения, как явление того или иного жанра по соответствующим категориям, но при этом и оценивает эстетику явления с точки зрения собственных представлений о должном и прекрасном, личных впечатлений, эмоций, которые этот медиатекст вызвал у него. Как уже было сказано, в рецензии не обойтись без элементов описания, но они не должны быть главными. В рецензии важно продемонстрировать внутреннюю логику построения медиапродукта, его структуру, дать характеристику творческим приемам, но при этом не ограничиваться характеристиками лишь с формальной точки зрения. Важно отметить, насколько фактическое содержание журналистского продукта соответствует действительности, провести своего рода фактчекинг, проверку достоверности.

Важно провести анализ и оценку не только собственных, внутренних характеристик медиапродукта, но и обозначить его место, например, в системе телевещания (если речь идет о телепрограмме), определить, насколько он соответствует современным требованиям телевизионного бизнеса, насколько он вписывается в концепцию телеканала, насколько он отличается (или копирует) от аналогичных программ-конкурентов.

 

При написании рецензии на телепрограмму (телеканал, канал на YouTube ) необходимо обратить внимание на следующие моменты:

· Работа автора сценария, текста;

· Работа журналиста в кадре;

· Уровень операторской работы;

· Жанр программы, насколько данный продукт соответствует требованиям жанра;

· Состав интервьюируемых, компетентность и авторитетность экспертной группы;

· Качество исполнения заставки к передаче, компьютерной графики;

· Качество работы режиссера;

· Качество работы монтажера;

· Степень раскрытия социальных противоречий или проблем, о которых идет речь в данной программе;

· Наличие / отсутствие в тексте проблем, связанных с профессиональной этикой журналиста;

· Степень актуальности освещаемых в передаче проблем;

· Наличие стратегической и тактической цели произведения. Ваше понимание каждой из них;

· Наличие / отсутствие приемов журналистского воздействия на зрителей. Постарайтесь выявить и сформулировать некоторые из способов манипулирования общественным мнением;

· Насколько эта телепрограмма вписывается в формат канала;

· Какое место передача занимает в программной сетке канала (в какое время выходит, с чем «соседствует» в эфире, с чем конкурирует на других каналах)

· Выскажите предположение, кто является целевой аудиторией данного телевизионного проекта.

Советы студентам. Чем больше аспектов при анализе программы будет затронуто, тем более весомо и убедительно «прозвучит» ваша рецензия. Однако не следует пытаться делать «разбор по пунктам». При написании рецензии важно помнить, что задачей является создание публицистического журналистского текста, а не учебной работы «для зачета». Подумайте о том, в каком издании могла бы появиться ваша рецензия, на какую аудиторию она рассчитана, в чем вы хотите убедить эту аудиторию. Не пытайтесь любой ценой охватить абсолютно весь перечень обозначенных в задании вопросов – они даны лишь как повод для размышлений и направления для анализа. Используйте только сильные аргументы и яркие примеры. Помните о логике изложения и продумайте ее заранее. Не стесняйтесь высказывать собственное мнение и оценки, но делайте это корректно и обоснованно, приводите доказательства вашей позиции в виде примеров из программы.

 

Задание №2

Написать критический материал в жанре обзора-презентации нижегородских или федеральных информационных программ или программ в жанре интервью. Оцените разницу в стилистике, выборе материала, разнообразии тем и жанров, манере ведущих, выборе героев, оформлении студии. Главный акцент сделайте на оценке качества и профессионализма журналистской работы.

В качестве альтернативы – тематический обзор. Его предметом может стать любое событие, которое получило широкое освещение в различных СМИ. Задача тематического обзора – анализ работы журналистов по освещению темы (профессионализм, стилистика, полнота аргументации, выбор жанра). Оценить, изменилась ли ваша точка зрения на событие после анализа нескольких источников.

 

Жанры обзора СМИ и обозрения и довольно часто вызывают сложности в понимании их специфики и определении их границ.

Обозрение является классическим аналитическим жанром журналистики, задачей которого является подбор и выстраивание цепочки фактов, обнаружение их связей. Принципы объединения фактов могут быть различными. Согласно этим принципам и определяются классические разновидности обозрения: пространственно-временное обозрение и тематическое обозрение. В рамках медиакритики обозрение отличается тематикой обозреваемых проблем, при этом сам принцип построения обозрений и его разновидности остаются традиционными.

Пространственно-временное обозрение чаще всего дает характеристику той или иной отрасли журналистики за определенный период (реже – на определенной территории). Например, критик оценивает то, что привлекло его внимание в СМИ за месяц или даже год. Например, часто анализируют программу передач в новогоднюю ночь или в новогодние каникулы в целом или оценивают новый эфирный сезон, который традиционно наступает осенью после возвращения программ из отпусков. При этом критик не просто рассказывает о том, что показалось ему интересным в эфире, но обнажает перед читателем наиболее заметные, острые проблемы телевидения или медиапространства в целом, проявившиеся в обозначенный период.

В центре тематического обозрения обычно стоит определенная проблема, касающаяся современной журналистики или медиасистемы (например, засилие на экране скандальных ток-шоу, покупка СМИ холдингами, проблемы региональной прессы и др.). Автор материала обычно «собирает» факты по данной проблеме, выстраивая текст таким образом, чтобы каждый из них выглядел логическим звеном. Главное здесь - не пересказать факты по той или иной проблеме, а пояснить читателям их суть и этим рядом фактов обозначить тенденцию.

Таким образом, обозрение в медиакритике является тематической разновидностью классического обозрения, обращающего свое внимание на проблемы, связанные с функционированием СМИ в обществе.

Обзор СМИ является заметно более распространенным жанром, чем обозрение. Его суть – осмысление какой-либо общественно значимой проблемы посредством сравнения и анализа журналистских материалов, посвященной этой проблеме. Он также является традиционным жанром аналитической журналистики, имеет богатую и долгую историю. В современной медиакритике различают несколько разновидностей обзора СМИ: обзор-презентация, тематический обзор, безадресный обзор.

Обзор-презентация может решать различные задачи. Во-первых, в обзоре-презентации его автор может рассказать о наиболее интересных свежих публикациях в тех или иных СМИ и избавлять своих читателей тем самым от необходимости читать сразу несколько изданий. С другой стороны, подобные публикации как раз и могут подогревать интерес к упомянутым изданиям и мотивировать читателей к покупке очередного номера. Однако такие тексты могут носить характер «промо-бартера» и не являются медиакритическими в полном смысле слова. Во-вторых, обзор-презентация может представлять сами издания или медиапроекты. Это могут быть как новые СМИ или отдельные продукты, так и выделенные автором обзора по какому-либо признаку (например, обзор городских новостных порталов, журналов для дошкольников, телепрограмм о науке и проч.) При этом главной задачей является не только привлечь внимание читателей к незнакомым медиапродуктам, но и дать им экспертную оценку, сравнить конкурирующие издания, принадлежащие к одному сегменту. Это позволяет не только формировать вкус читателя, но и корректировать работу самих изданий, устранять недостатки.

Тематический обзор является наиболее распространенной разновидностью обзора. Он посвящен освещению определенной темы, определенного события. Одной из задач автора обзора - представить наиболее полную и объемную картину события, собрав и проанализировав тексты СМИ, посвященные данной теме, проблеме, событию. Привлекая публикации коллег, автор стремится с их помощью познакомить аудиторию с разными оценками, мнениями, позициями, занятыми СМИ по отношению к данному событию.  Чаще всего это события резонансные, неоднозначные, поскольку для написания тематического обзора необходим ряд разнообразных публикаций, выполненных в различных жанрах.

Другой важной задачей тематического обзора помимо создания широкого спектра мнение по определенной теме является оценка качества работы коллег, самих текстов, которые вошли в обзор. Анализ качества журналистской работы является неотъемлемой частью публикаций в данном жанре. В последние годы в связи с развитием интернет-журналистики с ее неотъемлемым свойством гипертекстуальности жанр тематического обзора получил «второе дыхание». Например, он регулярно появляется на тематических профессиональных порталах (таких, как электронная версия журнала «Журналист» или белорусском сайте Mediakritika.by), где оценка работы журналистов по освещению той или иной темы сопровождается гиперссылками в тексте обзора на все упоминаемые материалы. Тем самым читатель имеет возможность прочитать исходные тексты самостоятельно, согласиться или не согласиться с оценками автора обзора и составить собственное суждение, как о самой теме, так и о качестве ее освещения в медиапространстве. Порой происходит смешение понятий «обзор» и «подборка», что является некорректным. Задачей автора обзора является не просто подобрать ряд публикаций по теме, но и проанализировать их, оценить, структурировать спектр мнений, провести сравнение, обозначить тенденцию, донести до читателя собственную позицию, то есть выступить с публицистическим текстом.

Безадресный обзор также является характерным жанром для публицистического выступления по какой-либо дискуссионной теме. Отличительная черта безадресного обзора в отличие от тематического обзора – принципиальное отсутствие ссылок, причем не только прямых гиперссылок на конкретные материалы, но и простого указания автора или издания, чью позицию описывает автор безадресного обзора. Для автора важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Иногда своей целью автор ставит выявление проблем, тем, которые на протяжении определенного времени (недели, месяца) в наибольшей мере волновали российскую или мировую прессу. Для автора тут важнее не позиция коллег, а рассмотрение самой сути проблемы и выражение собственного авторского мнения по данному вопросу. Публикации в СМИ становятся своего рода информационным поводом для анализа проблемы. В связи с тем, что ссылки на конкретные публикации отсутствуют, они могут заменяться так называемыми «псевдоссылками», вроде «федеральные каналы обратили внимание…», «оппозиционные журналисты заявляют…», «государственные СМИ делают акцент…», «левая пресса заявила…», «мировые СМИ выступили…» и проч. С одной стороны, это избавляет автора от возможных упреков со стороны конкретных СМИ, если тот неверно истолковал их позицию, позволяет ему мыслить «глобально», рассматривая проблемы мирового масштаба и отталкиваясь при этом от внимания прессы к ним. С другой стороны, это может предоставлять автору практически неограниченные возможности для манипуляций, приведение оценок и мнений фактически без источников, которые невозможно проверить. В этом случае аудитория должна относиться к подобному тексту исключительно как к личному мнению автора.

 

Советы студентам. При написании обзора-презентации продумайте «категорию», внутри которой будете делать обзор медиапродуктов. Необходимо четкое понимание, на какую аудиторию рассчитан ваш обзор, по какой причине он может быть интересен и полезен, в каком издании он мог бы появиться. Будет ли это массовый читатель или профессиональный, участник рынка медиа.

При написании тематического обзора имеет смысл брать резонансные темы, получившие широкое освещение в прессе, причем в различных жанрах. Темы не должны быть «мелкими», чисто новостными, иначе ваш текст превратится в подборку заметок. Но если одни издания посвятили событию статью, лонгрид, интервью, а другие ограничились заметками, возможно, имеет смысл проанализировать причины этой ситуации. В любом случае целью должен стать анализ многообразия в разработке темы, а также оценка работы журналистов.

Помните, что ваша цель – журналистский публицистический текст (а не учебная работа). Вы как автор имеете право высказываться, как о самой проблеме или ситуации, так и о работе журналистов, однако соблюдайте нормы профессиональной этики, уважение к коллегам и корректность в оценках.

 

Задание №3

Написать медиакритический текст в жанре реплики на один из журналистских материалов федерального или нижегородского СМИ (ТВ, радио, печатное, сетевое издание) объемом не более 3 000 знаков (с пробелами). Придумать выразительный заголовок.

Реплика – жанр довольно простой и свободный. Чаще всего проблем с ее написанием у студентов не возникает, но тут есть свои требования. Реплика представляет собой своего рода высказывание по конкретному поводу. Например, если вы посмотрели телепрограмму и вас что-то возмутило, удивило, расстроило – впечатления и эмоции вполне уместны в жанре реплики. Особенность реплики в ее монопроблематичности. То есть это небольшой публицистический текст о конкретной программе, о конкретной публикации, о конкретной фразе ведущего, в конце концов. Однако при этом нужно помнить, что реплика, как и другие медиакритические тексты ориентирована на массовую аудиторию, а значит, ваше личное авторское мнение должно быть интересно этой аудитории, быть оригинальным, спорным, остроумным. Важно не просто оценить увиденное, но и написать так, чтобы текст обратил на себя внимание читателя.

Реплика делится на аргументированную и неаргументированную. В неаргументированной реплике акцент делается, прежде всего, на выражении эмоций по поводу того или иного медиапродукта. Данный тип реплики довольно распространен в гражданской медиакритике, когда непрофессиональные авторы желают высказаться (чаще всего негативно) о происходящем на экране, но не сильны в аргументации, не умеют доказать собственную позицию, часто уходят в рассуждения «о жизни» или описывают созвучные случаи из личного опыта. Такие тексты уместны на форумах или социальных сетях, однако не имеют отношения к профессиональной публицистике.

Намного более высокий публицистический потенциал имеет аргументированная реплика. Ее можно считать частью рецензии, ее наброском. В аргументированной реплике, как и в рецензии, автору необходимо доказать свою точку зрения, подтвердить свои оценки примерами из программы (публикации). Однако в отличие от рецензии автору реплики нет необходимости проводить всесторонний анализ медиапродукта, достаточно остановиться только на одном конкретном аспекте, возмутившем или восхитившем более всего. Несмотря на то, что реплика предполагает небольшой объем (не более 3000 знаков с пробелами), необходимо кратко обрисовать читателю ситуацию, по поводу которой пишется реплика, ввести его в курс дела.

При написании реплики, обращайте внимание на следующие моменты:

1. Выбирайте публикацию (программу) на тему, в которой вы компетентны.

2. Определите жанр публикации (программы) и вспомните законы этого жанра. Не следует ждать от автора больше, чем предполагает жанр или формат. Подумайте, как информационная политика самого СМИ могла повлиять на автора программы.

3. Подумайте, в каком издании мог бы появиться ваш текст.

4. Реплика предполагает эмоциональную окрашенность текста, однако помните и о рациональных аргументах. «Градус оценочности» не должен быть чрезмерным. Соблюдайте нормы журналистской этики.

5. Подбирая заголовок, помните о специфике ресурса, на который рассчитан ваш текст (печатный, сетевой). В работе обозначьте, на какой тип ресурсов рассчитана ваша публикация.

 

Задание №4

Написать критический материал в жанре творческого портрета любой медийной персоны. Это может быть журналист, продюсер, руководитель СМИ, ведущий или постоянный участник какой-либо программы. Задача - создать медийный образ персоны, оценить его профессиональные качества в сфере СМИ, его умение (неумение) выстраивать собственный публичный имидж.

 

Задача творческого портрета – представить медийную личность во всем противоречии ее характера, отразив многогранность создаваемого ею публичного образа. Работа над текстом в данном жанре проста и сложна одновременно. Простота заключается в том, что автору не нужно быть лично знакомым с его героем. Достаточно внимательно изучить публичную сторону его образа – работу на экране, интервью, выступления в СМИ, ведение блога, поведение в соцсетях. Сложность же в том, что для создания многогранного образа необходимо проштудировать и отсмотреть большое количество разнообразных работ и выступлений персоны, не поддаваться чужому мнению, уметь отделить личные качества от профессиональных. Кроме того, при возникновении вопросов и противоречий нет возможности уточнить что-либо из первых рук, как во время интервью.

При написании творческого портрета нужно обращать внимание на следующие аспекты:

1. Необходимо продемонстрировать разносторонность личности, которая может вести себя по-разному, проявляться в разных сферах. Даже если вы испытываете стойкую симпатию или антипатию к герою, портрет не должен быть написан «одной краской».

2. Подумайте об информационном поводе публикации.

3. Чтобы творческий портрет получился убедительным, нужно просмотреть большое количество материала о вашем герое: фильмы и программы с его участием, интервью с ним, прочитать его тексты, посмотреть на него в процессе работы, прочитать уже написанное о нем. При этом не увлекайтесь пересказом прежних публикаций, однако имеет смысл ссылаться на них, если вы хотите согласиться с ними или возразить.

4. При отсмотре материала сразу отмечайте наиболее яркие факты или цитаты. Это позволит вам не «утонуть» в большом количестве информации и сосредоточиться на самом интересном.

5. При написании текста творческого портрета эмоциональная окрашенность возможна, но именно в этом жанре этические требования особенно высоки, поскольку речь идет о конкретном человека. Тон публикации должен быть спокойным и корректным.

6. Хотя творческий портрет может охватывать разнообразные аспекты личности, главный акцент следует делать именно на профессиональные качества медиаперсоны, ее умение держаться в кадре, вести диалог, выходить из сложных ситуаций, выражать свою позицию.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 361.