Тренировочный процесс одного макроцикла подразделяется на четыре периода.
Подготовительный период – период общей физической подготовки. Он предполагает развитие функциональной системы спортсмена, за счет больших объемов кроссовой подготовки, а также длительной работе с легкими гирями в умеренном темпе. После набора тренировочного объема повышается интенсивность выполнения упражнений.
Предсоревновательный период предполагает повышение уровня силовых качеств и специальной выносливости. Это происходит за счет применения утяжеленных гирь, увеличение времени и темпа выполнения упражнений.
В соревновательном периоде несколько недель перед ответственными соревнованиями отводится для совершенствования специальной выносливости и скоростно-силовых качеств. Наиболее подходящими являются повторный и интервальный методы. Во избежание неприятных последствий и травм интенсивность нагрузки в первые занятия уменьшается. С наступлением соревновательного периода сокращается объем тренировочной нагрузки, а непосредственно перед соревнованиями дается 1-2 дня отдыха.
Так же в соревновательном периоде используют соревнования, они выполняют «роль прикидки» к основным соревнованиям. Тренировки проходят в медленном и продолжительном темпе. Рекомендуется включать в недельное расписание одну тренировку с продолжительным подниманием гирь и одну – интервальной тренировке. Гиревики, придерживающиеся этой системы, могут рассчитывать на 1-2 месячный период оптимальной физической подготовленности к соревнованиям.
В послесоревновательном периоде дается один-два дня полного восстановления. Далее 1-2 недели тренировки проходит с легкими гирями, непродолжительное время.
1.5 Психологическая подготовка
Психологическая подготовка спортсменов содержит общепсихологическую подготовку (круглогодичную), психологическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предполагает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, вырабатывание спортивного интеллекта, специальных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям содержит два раздела: общую психологическую подготовку к соревнованиям, проводящуюся в течение целого года, и специальные психические подготовки к выступлениям на определенных соревнованиях.
Во время общей психологической подготовки к соревнованиям, вырабатываются значительный уровень мотивации в спорте, соревновательные качества личности, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, а также, способность к самоконтролю и саморегулированию в обстановке соревнований.
Во время подготовки к определенным соревнованиям вырабатывается особенная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсменов к выступлениям. Ее можно охарактеризовать уверенностью в собственных силах, стремлением к непременной победе, наилучшим уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к воздействию внутренних и внешних факторов, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением незамедлительно и успешно осуществлять во время выступления действия и движения, которые необходимы для победы.
В ходе процесса управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снижается или полностью снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок или нагрузок после соревнований, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление можно осуществлять при помощи словесных воздействий, отдыха, переключения на другие различные виды деятельности и иных средств. С данной целью также можно использовать: рациональное совмещение средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечений, систему аутогенных влияний.
Средства и методы психолого-педагогических воздействий обязаны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
Во время занятий учебно-тренировочных групп, следует акцентировать внимание на развитии спортивного интеллекта, способностях к саморегулированию, вырабатывании волевых качеств спортсмена, развитии оперативного мышления и памяти, специализированном восприятии, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
В круглогодичном цикле подготовки следует сделать следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
В подготовительных периодах подготовки выделяют средства и методы психолого-педагогических воздействий, которые связаны с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизированием межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
В соревновательном периоде подготовки упор делают на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлениям и мобилизационной готовности к соревнованиям;
В переходном периоде, главным образом, используют средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяют различные методы, которые способствуют улучшению качеств спортсмена, и приемы психического регулирования.
Безусловно, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в огромной степени зависим от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальных подготовок, направленности тренировочных занятий.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 251.