а) определение предельного срока, по истечении которого прекращается всякая связь;
б) поддержка третьей стороны, настаивающей на внесенном предложении или условиях;
в) привлечение посредника, который:
· идет лишь на ограниченные уступки в связи с недостатком полномочий;
· знает еще до начала переговоров, как далеко он может пойти на уступки;
· должен выяснить, насколько твердую позицию занимает противоположная сторона;
г) привлечение агента — профессионального негоцианта, который владеет всеми тонкостями тактических приемов (его вознаграждение зависит от размера выторгованной им продажной цены);
д) публичные заявления. При наличии открытого блефа партнеру по переговорам трудно что-либо противопоставить;
е) строгое придерживание принципа или курса. Принципы довольно легко создаются, но оппоненту очень трудно с ними бороться;
ж) ссылка на прецедент;
з) вступление в сговор с оппонентом против третьей стороны;
и) упрямство, упорное настаивание на своей позиции без всяких уступок, если известно о зависимости оппонента;
к) ссылка на наличие другой, альтернативной возможности, на наличие других предложений;
л) затяжка времени:
· откладывание переговоров;
· ссылка на якобы имеющиеся неясности;
· необходимость предварительной консультации со специалистами;
· переход к другой теме;
· пускать пыль в глаза, рассказывать длинные истории;
м) угроза или имитация угрозы, также являющейся формой блефа;
н) ссылка на отсутствие твердых гарантий:
· нет возможности для контроля выполнить принятые договоренности;
· нет возможности использовать какие-либо санкции в случае нарушения договора;
· нельзя исключить возможность надувательства;
· нет возможности принимать ответные меры.
Деловые дискуссии
Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:
1) вступление в контакт;
2) постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);
3) уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;
4) выдвижение альтернативных вариантов;
5) конфронтация участников;
6) обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;
7) установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения.
Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать предметные позиции партнеров (т.е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего. Он должен:
1. Сформулировать цель и тему дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).
Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; 2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; 3) выбор оптимальной альтернативы.
2. Установить время дискуссии (20—30—40 минут или более);
3. Заинтересовать участников дискуссии (изложить проблему в виде некоторого противоречия);
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
5. Организовать обмен мнениями (желающим или по кругу);
6. Активизировать пассивных (обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
7. Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
8. Не допускать отклонений от темы (тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
9. Уточнять неясные положения, пресекать оценочные суждения о личности участников;
10. Помогать группе прийти к согласованному мнению;
11. В конце — четкое подведение итогов, формулировка выводов, решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами; следует подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.
При публичном выступлении могут возникать типичные затруднения:
1) нелогичность (непоследовательность в изложении сути, нечеткая аргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости в достижении поставленных целей);
2) проблема самовыражения (недостаточная эмоциональность, зажатость, монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния и внешних признаков);
3) эгоцентризм (не учитывается плюрализм мнений; неспособность понять иное, чужое мнение);
4) некомпетентность (недостаток информации, некомпетентность в конкретных вопросах);
5) проблема контакта (трудности контакта с аудиторией, не удается расположить слушателей убеждением и т. п.);
6) проблема самоконтроля (трудно преодолеть волнение, неумение вести себя и т. п.);
7) проблема выхода из контакта (сумбурность и незавершенность выступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора).
Рекомендация человеку, публично защищающему свое мнение, лично вести дискуссию в том случае, если вы заранее продумаете возможные вопросы оппонентов и постараетесь предвидеть сложные ситуации, которые могут возникнуть и смутить вас. Сложные ситуации возникают, когда докладчику адресуются:
1) наивные вопросы и критика авторитетных людей, не являющихся специалистами в обсуждаемой проблеме (сложность в том, что, опровергая такую критику с помощью азбучных истин, ставишь в неудобное положение маститых оппонентов, которые болезненно реагируют на это);
2) ироничные вопросы с «подковыркой» молодых жизнерадостных людей, желающих повеселить аудиторию (ответ возможен либо в духе мягкого юмора, либо серьезным тоном с подчеркиванием недопустимости недооценки важности обсуждаемого вопроса);
3) сложные вопросы, затрагивающие малоизвестную докладчику смежную область и заданные с целью «прощупать» эрудицию и находчивость докладчика (лучше ответить: «Нельзя объять необъятное» или «Решение этой задачи не предусматривалось в нашем исследовании»);
4) вопросы, на которые докладчик уже отвечал, а также вопросы несуразные и критика тех, кто невнимательно слушал и недопонял суть обсуждаемого дела (здесь важно не впадать в шок от замечаний оппонента, не заявлять ожесточенно: «Я ведь это уже объяснял!», а спокойно и кратко повторить ответ, используя фразу: «Как уже отмечалось...»);
5) вопросы-замечания о несоответствии выводов докладчика мнению некоего авторитета, имя которого подчас никому ничего не говорит (может помочь ответ: «По мере того как накапливаются новые факты, многие ранее казавшиеся бесспорными истины, провозглашенные даже авторитетами, пересматриваются»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980.
1. Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И. Психология управления. – М., 2001.
2. Азямова Л.В. Организация и проведение аттестации персонала по решению работодателя // Справочник кадровика. — 2001. — № 1. — С. 20-28.
3. Альтман Г.Х. Звездные часы лидерства. – М., 1999.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. - М., 1999.
6. Бершова Л.В. Оценка личного трудового вклада руководителя // Справочник кадровика. — 2001. —№ 1. —С. 95-104.
7. Блейк Р., Моутон Дж. Научные методы управления / Пер с англ. – М., Киев, 1990.
8. Большаков А.С. Менеджмент: стратегия успеха. – СПб., 2001.
10. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. – М., 1969.
11. Вересов Н.Н. Психология управления. – М., 2001.
14. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. – М., 2003.
15. Делопроизводство в кадровой службе / Сост.А.В. Верховцев — М.: ИНФРА-М, 1999. — 192 с.
22. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. – М., 1997.
23. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПБ., 2003.
25. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. – М., 1996.
26. Лебедев В.И. Психология и управление. – М., 1998.
27. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. -М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 2000.
28. Мачура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М., 2001.
31. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 1997.
32. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. – М., 1998.
36. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М., 1997.
38. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. Сер. «Университетский учебник». – СПб., 2000.
39. Словарь деловых характеристик // Справочник кадровика. — 2001. — № 3. —С. 101-110.
42. Уманский Л.И Психология организаторской деятельности. – М., 1980.
43. Урбанович А.А. Психология управления. – Мн., 2004.
44. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону, 2004.
46. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1996.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 187.