ПЛАН
Вопрос 1. Коммуникационный процесс в организации
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
Основные функции коммуникации:
1) информативная— передача истинных или ложных сведений;
2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
3) перцептивная — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Передача информации возможна: другим лицам; для выполнения задач.
Передача информации может осуществляться в следующих направлениях:
а) сверху вниз:
· постановка задач (что, когда делать),
· инструктирование (как, каким образом, кто);
б) снизу вверх:
· донесения об исполнении,
· донесения о проверках,
· донесения о личном мнении сотрудника;
в) в горизонтальном направлении:
· обмен мнениями,
· координация действий,
· планирование,
· сообщения об исполнении (рис. 3).
Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента: отправитель информации; сообщение — собственно информация; канал — средство передачи информации; получатель информации.
Рис.3. Информационные потоки
Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов.
I этап — начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
II этап — воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.
III этап — передача информации через использование выбранных каналов связи.
IV этап — получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием.
V этап — этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.
Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации.
Выделяют следующие виды коммуникаций:
· формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
· неформальные коммуникации (например, канал распространения слухов);
· вертикальные (межуровневые) коммуникации — сверху вниз и снизу вверх;
· горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;
· межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.