История и развитие развивающей детской литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. Детская литература - долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной. Дата появления детской литературы в России неизвестна. Лишь в конце XII века устное народное творчество, куда входили сказки для детей, потешки, колыбельные и прочее, стали переносить в рукописный вид. Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII -XVIII вв. были распространены сказки о Шемякином суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре - Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец», включающий сказочные предания. В XVI -XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Жития святых», «Священные писания», «Псалтырь». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские буквари, по ним учились читать. Самой первой из печатных книг такого типа является азбука, созданная «ради скорого младенческого научения» первопечатником Иваном Федоровым. Она вышла во Львове в 1574 г. Азбука была задумана и осуществлена как составная часть целого комплекса учебных пособий необходимых для обучения довольно широкого круга детей. [4, 137c.]

Кроме учебных книг в XVII веке появляются так называемые «потешные» или «фряжские» или «немецкие» листы. Это оттиски на меди или эстампы с гравюр вначале иностранного а затем и русского происхождения. Сюжеты были географического исторического или сказочного характера. Под картинкой помещались подписи поясняющие изображённое.

В конце XVII в. появляется в России первый детский писатель Карион Истомин приблизительные даты жизни 1650-1722. Монах Чудова монастыря в Москве поэт и педагог Карион Истомин писал стихи для детей составлял буквари создавал энциклопедии. Среди книг написанных Карионом Истоминым наибольшей известностью пользовался «Лицевой букварь» первоначально появившийся в рукописном варианте. Букварь был преподнесён в 1692 г. Царице Наталье Кирилловне для обучения её внука царевича Алексея сына Петра I.

Итак XVI-XVII века можно назвать периодом становления учебной книги своеобразным «азбучным» периодом литературы для детей.

XVIII век имел решающее значение для формирования литературы для детей как самостоятельной ветви общей литературы. Начало XVIII века - время правления Петра I - новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Для получения начального образования вместо существовавших так называемых епархиальных школ с 1714 года по указу Петра во всех губерниях создавались чисто светские «цифирные школы» в которых дети обучались грамоте арифметике отчасти геометрии не только «все дворянские и подьячие дети» но и «ребятки изо всех чинов» этот указ не распространялся на крестьянских детей особенно из крепостных. Состоятельные дворяне давали своим детям домашнее образование. [8. 50c.]

Расширение сферы образования стимулировало развитие печатно-издательского дела. Самый многочисленный поток изданий - учебного характера. Естественно, что первыми читателями букварей арифметик грамматик были дети отроки, приступающие к обучению продолжающие его.

Следовательно, говоря о литературе для детей начала 18 века вплоть до его последней трети мы имеем в виду прежде всего учебную книгу и издания учебно-прикладного характера. Среди них обращают внимание такие издания как «Букварь» Ф.Поликарпова «Первое учение отрокам» Ф.Прокоповича известного общественного деятеля сторонника и продолжателя идей Петра.

 

Вторая половина XVIII века - начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако в основном детская литература заимствовалась с Запада. Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи.

Во второй половине XVIII в. продолжается рост русской культуры и просвещения. В среде прогрессивно настроенных писателей и учёных усиливается интерес к проблемам педагогики. В Россию проникают новые педагогические идеи Запада. Растёт стремление старшего поколения активнее воздействовать на младшее прививая ему определённые идеалы и нормы поведения. Литературу для детей, как и литературу в целом питали новые гуманистические идеи значимости человеческой личности её внесословной ценности. Эпоха Просвещения в России выдвинула на первый план задачи воспитания человека-гражданина патриота «для пользы общества коль радостно трудиться» М.В.Ломоносов. Характерная особенность литературы предназначенной молодому читателю - открыто назидательный наставительно-нравоучительной характер. Это было влияние «эпохи разума».

Основная масса изданий для детей безымянна. Но постепенно появляются и авторские книги. Одним из первых писателей создававших свои произведения специально для детей был Андрей Тимофеевич Болотов 1738-1833 - человек разносторонних знаний и дарований ученый-агроном архитектор художник педагог и писатель. Молодым читателям он адресовал свою «Детскую философию или Нравоучительные разговоры между одной госпожою и ее детьми...». 1760 - книгу энциклопедического характера, написанную в традициях своего времени. Большую роль в становлении литературы для детей в XVIII веке сыграла просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова 1744- 1818. Большой вклад в развитие литературы для детей был связан с изданием в России первого детского журнала. Он назывался «Детское чтение для сердца и разума» и выходил как еженедельная бесплатная приложение к газете «Московские ведомости» с 1785 по 1789 год. Всего вышло 260 номеров «Детского чтения» объединенных потом в 20 книжек. [14, 97c.]

Сейчас же развивающая литература для детей имеет множество аналогов во всех странах мира. В последнее столетие специалисты все чаще обращаются к проблемам обучения детей. Именно поэтому на рынке стала появляться не только общеобразовательная литература, но и имеющая весьма узкое направление. Примером этому может стать книга Т.А Барчана «Расскажи мне расскажи...», по сути эта книга направлена только на одну игру и содержит в себе ряд картинок с одним и тем же заданием.

В особенности пособий конкретно для детей с задержками речевого развития входит задача не только научить ребенка чему-то новому, но и увлечь его и разговорить. Главным лекарством против ЗРР, является общение ребенка с другими людьми. Именно поэтому авторы развивающей литературы для детей с ЗРР идут на разные хитрости для достижения цели, а конкретно для начала общения ребенка с преподавателем. [15, 78c.]

1.2  Художественные и технические требования к разработке дизайна пособий и детской литературы

Существует определенное количество требований к разработке дизайна пособий для детей. Требования относятся как к качеству иллюстраций, так и качеству бумаги. Важную роль играет плотность бумаги, использованные шрифты и Например, постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» опубликовано «Российской газетой» 21 апреля. К объектам технического регулирования отнесена в том числе издательская (учебная, книжная и журнальная) продукция, электронные учебные издания и школьно-письменные принадлежности (коды по ОК - 95 3005, 95 6600, 95 3920, 95 2600).

Это постановление содержит большое количество требований, но из них можно выделить общие:
для изготовления издательской продукции не допускается применение бумаги с показателем белизны менее 74 процентов и газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды); в издательской продукции не допускается применение узкого начертания шрифта; корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм; не допускается печать текста с нечеткими штрихами знаков.

Также постановление содержит ряд приложений, в которых перечислены требования по шрифтовому оформлению текстов учебных изданий по различным (гуманитарным, математическим) дисциплинам для разных ступеней обучения общеобразовательных школ. Например, размер кегля шрифта текстов для начальной школы, как правило, должен быть не меньше 14 с увеличением интерлиньяжа не менее 2.

В постановлении так же прописано требование к массе учебного издания для общего и начального профессионального образования не должна превышать: для 1 -4-х классов - 300 г; для 5-х и 6-х классов - 400 г; для 7 -9-х классов - 500 г; для 10-х и 11-х классов - 600 г.

Не рекомендуется применять в учебных изданиях: для основного и дополнительного текста - выворотку шрифта и цветные краски; для выделения текста - выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне; для основного и дополнительного текста - набор в 3 и более колонок; бесшвейный способ скрепления.

Помимо постановления правительства, также существуют гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Федеральный закон "О санитарно -

эпидемиологическом благополучии населения"

N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

"Государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний" (статья 1).

"Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" (статья 39).

"За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность" (статья 55).

Общие гигиенические требования к изданиям:

Гигиенические требования к изданиям направлены на обеспечение их удобочитаемости и дифференцированы в соответствии с гигиенической классификацией изданий, установленной в настоящих санитарных правилах.

Требования к шрифтовому оформлению не зависят от графической основы шрифта для изданий второй, третьей и четвертой возрастных групп.

Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице должен быть не менее 10 мм.

Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм, кроме страниц с полосными иллюстрациями.

При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.

В издании не следует применять: шрифты узкого начертания; цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

Так же следует учитывать ГОСТ 3489.1-71. Настоящий стандарт распространяется на типографские шрифты русской и латинской графических основ для ручного, буквоотливного машинного, строкоотливного машинного, строкоотливного крупнокегельного машинного, строкоотливного крупнокегельного ручного и фото способов набора.

Текст книг для дошкольников набирают, как правило, шрифтами крупных кеглей - 16, 14, 12, требующими длинной строки, которая не является неудобной для медленно читающего ребенка. Полоса набора, «загруженная» мелким кеглем, недопустима в детской книге - читать ее трудно, и она количеством текста психологически отпугивает ребенка от чтения.

Сложность усвоения текстового материала ребенком обусловливает, с одной стороны, необходимость уменьшения текстового объема книжек, с другой - их обильное иллюстрирование. Внимание ребенка должно привлекаться к каждому шагу повествования, иллюстрации обычно неотступно следуют за текстом, неразрывно с ним связаны. Так, оформляя книгу С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», В. Конашевич иллюстрировал в ней, например, почти каждые две строчки стихотворения. Подобным образом иллюстрировал «Азбуку» Л.Н. Толстого А. Пахомов.

Обе особенности детских книг - крупный шрифт и большое количество иллюстраций - приводят к необходимости пользоваться большими форматами: 60×90/8, 84×108/16, 70×90/16, 70×108/16 и др. Для этих форматов характерны просторные с широкими пропорциями страницы, удобные для размещения рисунков в тексте и для компоновки разворотных иллюстраций.

Величина форматов хорошо гармонирует с крупными кеглями шрифта и с длинной (7-10 кв.) строкой. Возможность выбора формата позволяет разнообразно оформлять детские книжки, подходить к выбору формата индивидуально, в зависимости от характера и количества иллюстраций и т.д.

Пользуются успехом у малышей и книжки-малютки (формат 60×90/32), но и в этих изданиях остается обилие иллюстраций и крупный кегль шрифта.

Особая роль в формировании художественного образа в книге для дошкольников отводится цвету. Живописность, яркость красок усиливают эмоциональное воздействие иллюстраций на ребенка, пробуждают у него воображение и фантазию. Однако дети - чуткие наблюдатели, просто яркость и пестрота изображения для них недостаточна, и в цветовой композиции должна сохраняться ясность и конкретность отношений.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 211.