Участники эксперимента – бегуны на средние дистанции, были протестированы в начале подготовительного периода (сентябрь 2017 г). В конце 1 этапа эксперимента было проведено повторное тестирование уровня общей и специальной физической подготовки бегунов (декабрь 2017).
В табл. 4, рис.1 представлены результаты в беге на 10 км.
Таблица 4
Результаты теста - бег на 10 км, мин. с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 38,04 | 0,4 | 0,1 |
2,0
|
>0,05 |
Декабрь 2017 | 37,38 | 0,8 | 0,2 |
Рис.1. Изменение показателей в беге на 10 км на 1 этапе эксперимента.
Анализируя результаты теста, можно отметить, что прирост результата был небольшим – 25,8 сек, но эти изменения не носили достоверный характер (p>0,05). Результаты теста «челночный бег 10*10 м», отражены в табл. 5, рис.2.
Таблица 5
Результаты теста-челночный бег 10*10 м, с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 30,8 | 0,6 | 0,1 |
4,2 |
<0,05 |
Декабрь 2017 | 30,2 | 0,6 | 0,1 |
Рис.2. Изменение показателей в челночном беге 10*10 м на 1 этапе эксперимента.
Анализ результатов показал, что бегуны улучшили свои результаты в челночном беге и эти изменения носили достоверный характер (p<0,05)
Результаты теста «прыжок в длину» с разбега представлены в табл.6, рис.3.
Таблица 6
Результаты теста - прыжок в длину с разбега, см
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 517 | 0,12 | 0,03 |
1,6 |
>0,05 |
Декабрь 2017 | 525 | 0,13 | 0,04 |
Рис.3. Изменение показателей в прыжке в длину с разбегана 1 этапе эксперимента.
В табл. 6, рис. 3 представлены результаты прыжков в длину с разбега. Анализ данных результатов показал, что наблюдалась положительная тенденция в динамике прироста результата, но эти изменения не носили достоверный характер (p>0,05).
Вместе с тем, бегуны были протестированы и по показателям специальной физической подготовки.
Результаты теста – «бег на 60м с ходу», представлены в табл. 7 рис.4.
Таблица 7
Результаты теста - бег на 60м с ходу,
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 6,6 | 0,2 | 0,06 |
1,28 |
>0,05 |
Декабрь 2017 | 6,5 | 0,2 | 0,05 |
Рис.4. Изменение показателей в беге на 60м с ходу на 1 этапе эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 0,1 с, но эти изменения не носили достоверный характер (p>0,05).
Результаты теста– бег на 800 м», представлены в табл. 8 рис.5.
Таблица 8
Результаты теста - бег на 800 м, мин. с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 2,03 | 0,14 | 0,03 |
0,14 |
>005 |
Декабрь 2017 | 2,01 | 0,14 | 0,03 |
Рис.5. Изменение показателей в беге на 800м на 1 этапе эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 2 с, но эти изменения не носили достоверный характер (p>0,05).
В табл. 9, рис. 6 представлены результаты теста «прыжки в шаге».
Таблица 9
Результаты теста «прыжки в шаге», с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 16,0 | 0,4 | 0,1 |
1,0
|
>0,05 |
Декабрь 2017 | 15,8 | 0,3 | 0,1 |
Рис.6. Изменение показателей в прыжках в шаге на 100 м на 1 этапе эксперимента.
Анализируя полученные результаты можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 0,15 с, но эти изменения не носили достоверный характер (p>0,05).
Таким образом, на 1 этапе эксперимента (сентябрь – декабрь 2017 г) произошли положительные изменения в уровне, как общей, так и специальной физической подготовленности, но они не носили достоверный характер, за исключением теста «челночный бег 10*10 м».
В конце 2 этапа эксперимента (апрель 2018 г) бегуны были повторно протестированы по показателям общей и специальной физической подготовки.
Результаты теста – «бег на 10 км» представлены в табл. 10, рис.7
Таблица 10 Результаты теста - бег на 10 км, мин
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 38,04 | 0,4 | 0,1 |
6,1 |
<0,05 |
Апрель 2018 | 37,13 | 1,1 | 0,3 |
Рис.7. Изменение показателей в беге на 10 км за период эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время пробегания 10 – километровой дистанции значительно улучшилось и составило 51 с и эти изменения носили достоверный характер (p<0,05).
В табл. 11, рис. 8 отражены результаты челночного бега 10*10 м.
Таблица 11
Результаты теста - челночный бег 10*10 м, с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 30,8 | 0,6 | 0,1 |
7,0 |
<0,05 |
Апрель 2018 | 29,4 | 0,8 | 0,2 |
Рис.8. Изменение показателей в челночном беге 10*10 м за период эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 1,4 с и эти изменения достоверны (p<0,05).
Результаты теста «прыжок в длину с разбега» представлены в табл. 12 рис.9. Они свидетельствуют о том, что средний результат улучшился на 16 см, и эти изменения достоверны (p<0,05).
Таблица 12
Результаты теста - прыжок в длину с разбега, см
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 517 | 0,1 | 0,03 |
3,2 |
<0,05 |
Апрель 2018 | 533 | 0,2 | 0,05 |
Рис.9. Изменение показателей в прыжке в длину с разбега за период эксперимента.
Результаты теста «бег на 60м с ходу» представлены в табл. 13 рис.10.
Таблица 13
Результаты теста - бег на 60м с ходу, с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 6,6 | 0,2 | 0,1 |
1,4 |
>0,05 |
Апрель 2018 | 6,4 | 0,2 | 0,1 |
Рис.10. Изменение показателей в беге на 60м с ходу за период эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 0,2 с, эти изменения не носили достоверный характер p>0,05.
Результаты теста «бег на 800м» представлены в табл. 14 рис.11.
Таблица 14
Результаты теста - бег на 800м, мин.с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 2,03 | 0,1 | 0,02 |
3,3 |
<0,05 |
Апрель 2018 | 1,57 | 0,1 | 0,03 |
Рис.11. Изменение показателей в беге на 800м за период эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста значительно уменьшилось, на 5 с и эти изменения носили достоверный характер (p<0,05).
Результаты теста «прыжки в шаге» представлены в табл. 15 рис.12.
Таблица 15
Результаты теста - прыжки в шаге на 100м, с
Этапы | M | ±Ϭ | ±m | t | p |
Сентябрь 2017 | 16,0 | 0,4 | 0,1 |
3,8 |
<0,05 |
Апрель 2018 | 15,6 | 0,2 | 0,05 |
>
Рис.12. Изменение показателей в прыжках в шаге на 100 м за период эксперимента.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что среднее время выполнения теста уменьшилось на 0,42 с и эти изменения носили достоверный характер (p<0,05).
Сопоставление результатов первоначального тестирования бегунов на средние дистанции, проведенного в сентябре 2017 г и последнего тестирования, которое было проведено в апреле 2018 г., можно провести при помощи сравнения темпов прироста по анализируемым показателям ( рис. 13,14).
Из представленных данных видно, что произошли положительные изменения как по показателям ОФП, так и СФП.
В беге на 10 км прирост результата составил – 4,8%;
- в челночном беге 10*10 м – 4,7%;
- в прыжках в длину с разбега -3,1%;
- в беге на 60 м с ходу – 3,5%;
- в беге на 800 м – 4,9%;
- в прыжках в шаге – 2,6%.
Рис.13. Прирост результатов в контрольных упражнениях на ОФП у бегунов на средние дистанции за период эксперимента, %.
Рис.14. Прирост результатов в контрольных упражнениях на СФП у бегунов на средние дистанции за период эксперимента, %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди проблем легкой атлетики, непосредственно связанных с достижение высоких спортивных результатов, существует проблема совершенствования методик подготовки бегунов на средние дистанции, физическая подготовка бегунов на средние дистанции, занимает одно из ведущих мест среди видов подготовки. Включение в тренировочный процесс во взаимосвязи средств общей и специальной физической подготовки, ведет к повышению уровня спортивного мастерства, поэтому не угасает интерес со стороны специалистов к этому вопросу. Средства и методы тренировок бегунов постоянно совершенствуются, требуют дальнейшей разработки и подтверждения эффективности на практике.
Анализ научно- методической литературы и результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1.Анализ доступной литературы по проблеме исследования показал, что среди проблем легкой атлетики, непосредственно связанных с достижением спортивных результатов и планированием многолетней подготовки бегунов на средние дистанции, одно из первейших мест занимает проблема взаимосвязи общей и специальной физической подготовки.
2. В ходе экспериментального исследования был определен уровень и оптимальное процентное соотношение общей и специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции.
3. Экспериментальное исследование показало, что включение в тренировочный процесс, во взаимосвязи, упражнений на развитие общей и специальной физической подготовленности, позволяет существенно влиять на уровень тренированности бегунов на средние дистанции, о чем свидетельствует прирост результатов в контрольных тестах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова, А. М. Книга легкоатлета [Текст] / А.М. Абдулова, Р.В. Орлова, В.П. Теннова, Е.Б. Иена, П.Г. Болотников. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 200 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Бойко, А.Ф. Основы лёгкой атлетики [Текст] / А.Ф. Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 250 с.
4. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки [Текст]/ А.П. Бондарчук. - К.: Олимпийская литература, 2005. – 304 с.
5. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 210 с
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. –М.: 1998. – 331 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю.В. Верхошанский. –М.: Физкультура и спорт, 1985.– 176 с.
8. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. – М.: 1998. - 192 с.
9. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 264 с.
10. Жилкин, А. И. Легкая Атлетика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/ А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. –464 с.
11. Ивочкин, В.В. Планирование тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции [Текст] / В.В. Ивочкин. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 120 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник для вузов [Текст]/ Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании. Пособие для учителя [Текст] / В.И.Лях. – М.: 1998.- 272 с.
14. Лях, В.И. Двигательные способности [Текст] / В.И.Лях Физическая культура в школе. - 1987. - №2. – С. 31-38.
15. Макаров, А.Д. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / А.Д. Макаров. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 210 с.
16. Максимова, М.Н. Эффективные средства и методы тренировки бегунов на средние дистанции [Текст] / М.Н. Максимова. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 190 с.
17. Матвеев, Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 248 с.
18. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 208 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика спорта [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 416 с.
20. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст]/ Л.П. Матвеев. – К.: Олимпийская литература, 1999.–320 с.
21. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст]/ Л.П.Матвеев. - СПБ. : Издательство «Лань», 2003. – 543 с.
22. Международная федерация легкой атлетики [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. www.iaaf.ru.
23. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах [Текст]/ Д.И. Нестеровский.– М.: 1992. – 24с.
24. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика [Текст] / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примаков. – М.: Физкультура и спорт, 1999 . – 180 с.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: ООО "Издательство Астрель", 2003. – 863 с.
26. Озолин, Н.Г. Тренировка легкоатлетов [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 212 с.
27. Петровский, В.В. Организация спортивной тренировки [Текст] / В.В. Петровский. – К.: Здоровья, 1978. – 96 с.
28. Платонов, В.Н. Теория спорта: Учебник для ИФК [Текст] / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 310 с.
29. Полунин, А.И. Бег на средние дистанции [Текст] / А.И. Полунин. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 180 с.
30. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции [Текст] / В.Н. Селуянов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 104 с.
31. Смирнов, Ю.И., Полевщиков, М.М. Спортивная метрология: Учеб. Для студентов пед. Вузов [Текст]/ В.А. Смирнов. – М .: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
32. Смирнов, Ю.И.Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности [Текст]/ Ю.И. Смирнов. – М .: Издательский центр «Академия», 1996. – 134 с.
33. Сиренко, В.А. Бег на средние дистанции [Текст]/ В.А. Сиренко. – Киев: Здоровье, 1995. – 186 с.
34. Суслов, Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / Ф.П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, – 1982. – 256 с.
35. Суслов, Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов [Текст] / Ф.П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, – 1993. – 352 с.
36. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М., Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
37. Хоменков, Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике [Текст] / Л.С. Хоменков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 200 с.
38. Энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. WWW.Wikipedia.ru.
39. Якимов, А.М. Исследование объема специальных средств тренировки бегунов на средние дистанции [Текст] / А.М. Якимов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 210 с.
Приложение 1
Структура годового тренировочного цикла спортсменов
Наименование периода | Продолжительность | Время | Структура распределения тренировочных средств |
Дата: 2019-04-22, просмотров: 251.