Принцип круглогодичности тренировочного процесса является одним из определяющих условий для достижения эффективности занятий и высоких спортивных результатов. Круглогодичность подготовки означает, что при различных вариантах планирования спортсмен ведет регулярную тренировку в течение 12 месяцев, выделяя из них несколько дней или недель для восстановления и отдыха.
Для эффективного планирования круглогодичной тренировки используется периодизация-это деление на циклы, периоды, этапы.Их соотношение и продолжительность обусловлены следующими факторами: необходимостью участвовать в определенных календарных соревнованиях, спецификой вида легкой атлетики, уровнем подготовленности спортсмена, особенностью развития его спортивной формы.
В настоящее время в легкой атлетике принято рассматривать три основных варианта построения круглогодичной тренировки. В первом варианте год составляет один большой цикл (макроцикл) тренировки и делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный период имеет продолжительность около 6 месяцев (ноябрь-апрель) и в свою очередь делится на три этапа: осенне-зимний подготовительный – 3 месяца (ноябрь-январь); зимне-соревновательный -1 месяц (февраль); весенне-подготовительный – 2месяца (март-апрель). Соревновательный период длится пять месяцев и делится на 2 этапа: ранних соревнований – 1 месяц (май) и основных соревнований – 4 месяца (июнь-сентябрь). Переходный период продолжается обычно 3-4 недели и приходится на октябрь месяц[4,17].
Первый вариант используется для подготовки начинающих легкоатлетов, спортсменов младших разрядов, а также хорошо подготовленных бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, скороходов, метателей, не имеющих возможности соревноваться зимой.
Во втором варианте год состоит из сдвоенного цикла: осенне-зимнего – около 5 месяцев (15 октября-14 марта) и весенне-летнего – 6 месяцев (15 марта – 14 сентября), а также переходного периода 3-4 недели (15 сентября-14 октября).
В свою очередь, осенне-зимний цикл делится на этапы: осенне-зимний подготовительный (15 октября-30 ноября) и специально-подготовительный (1 декабря-31 января). В этот цикл входит и соревновательный период (1 февраля-14 марта).
Весенне-летний циклвключает этапы весенне-подготовительный (15 марта-14 апреля) и специально подготовительный (15 апреля-31 мая), а также периоды подводящих (1-30 июня) и основных соревнований (1 июля-14 сентября).
Этот вариант применяется для подготовки тех легкоатлетов, которые имеют возможность соревноваться не только в летний период, но и зимой. Его значимость заключается в том, что участие в многочисленных состязаниях года улучшает подготовленность легкоатлетов и позволяет более качественно и регулярно контролировать учебно-тренировочный процесс. Двухцикловое построение календаря соревнований требует от тренера большого искусства в управлении спортивной формой спортсменов, в подборе средств и методов подготовки, их варьировании и тесно связано с текущим контролем за состоянием спортсмена и его работоспособностью[35].
Для спортсменов, достигших предельно высоких для себя результатов и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят третий вариант годичного построения тренировки, который состоит из нескольких (до четырех) коротких циклов по 3-4 месяца каждый. Особенностью этого варианта является участие спортсмена во многих соревнованиях в течение года с поддерживающими (иногда развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними, а главная особенность – волнообразное изменение тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении года.
Во всех трех вариантах построения годичного цикла подготовительный период состоит из двух этапов – общеподготовительного и специально-подготовительного. Соотношение между ними по затрачиваемому времени может быть выражено как 3:1 (для начинающих спортсменов) и 3:2 или 2:2 (для квалифицированных спортсменов). Основные задачи в подготовительном периоде:
-улучшение общей и специальной физической подготовленности;
-дальнейшее развитие силы, быстроты, выносливости и других физических качеств спортсмена применительно к избранному виду легкой атлетики;
-совершенствование техники и разработка элементов тактики;
-улучшение моральных и волевых качеств;
-повышение уровня знаний в области теории и методики избранного вида легкой атлетики, а также в области гигиены, анатомии, физиологии, спортивной медицины и.т.д. [4,10,17].
Решению этих задач, в зависимости от подготовленности и специализации легкоатлетов, уделяется разное количество времени. Начинающие легкоатлеты много внимания уделяют общефизической подготовке и овладению элементами техники легкоатлетических упражнений. Квалифицированные спортсмены в этот период делают упор на специальную и общефизическую подготовку и совершенствование техники своего вида. Бегуны на средние и длинные дистанции в своей подготовке преимущественно выполняют соревновательные упражнения – бег в различных вариантах и с разной интенсивностью.
Соревновательный период должен преследовать цель – достигнуть наивысших спортивных результатов в заранее запланированные сроки ответственных соревнований. Основные задачи тренировки в этот период: дальнейшее развитие физических и морально-волевых качеств, применительно к избранному виду легкой атлетики; упрочение навыка в спортивной технике; овладение разработанной тактикой и приобретение опыта соревнований; повышение уровня теоретических знаний; дальнейшее решение воспитательных задач.
В этом периоде важно с помощью повышения тренированности добиться, сохраняя спортивную форму, высоких показателей, рекордных достижений (за счет регулярного участия спортсменов в соревнованиях, прикидках, проверках, желательно в конце каждой недели).
На первом этапе соревновательного периода легкоатлеты должны много тренироваться, не бояться участвовать в соревнованиях, цель которых – проверить подготовленность спортсмена, выявить слабые стороны и определить пути их исправления. Участие в соревнованиях на этом этапе не должно вызывать особых изменений в тренировках; прежде всего не следует снижать нагрузки, необходимо проверить свои возможности, повысить тренированность, оценить эффективность тренировочного процесса, привыкнуть к новым условиям. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы, которые позволяют внести поправки в учебно-тренировочный процесс и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям[4,10].
Тренировка на втором этапе соревновательного периода подчинена главной цели – достичь наивысших результатов. В это время необходимо снизить объем тренировочных занятий, но повысить их интенсивность, сложность и напряженность.
На этом этапе спортсмен должен войти в состояние высшей спортивной формы и показать максимальные и стабильные результаты. Постепенное увеличение интенсивности занятий в сочетании с уменьшением объема нагрузок, с вариативностью тренировок и оптимальным числом соревнований – важное условие для достижения больших спортивных успехов.
Средства и методы тренировки в соревновательном периоде не столь разнообразны, как в других периодах. Здесь больше используются упражнения избранного вида легкой атлетики и специально-подготовительные средства. Разнообразие создается изменением методов и способов выполнения упражнений, а также сменой мест занятий (стадионы с различным покрытием, парк, лес, пляж и. др.). В целом тренировочная и соревновательная нагрузка, ее объем и интенсивность, сложность и напряженность в соревновательном периоде имеют значительные колебания волнообразного характера. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, хотя интенсивность занятий изменяется по-разному, в зависимости от видов легкой атлетики[10,17].
Переходный период необходим для восстановления сил спортсмена после напряженного соревновательного сезона. Цель этого периода – подвести спортсмена к началу занятий, в новом большом цикле, полностью отдохнувшим, здоровым, не снизившим своих физических качеств и не утратившим технических навыков. В этот период, в первую очередь, необходимо поддерживать достигнутый уровень физической подготовленности. Важно учесть и особенности видов легкой атлетики. В переходном периоде бегуны на средние дистанции используют свой вид специализации, уменьшая нагрузки.
После ответственных соревнований во всех случаях дается кратковременный отдых. Если на протяжении года используются два и более макроциклов, то между первым и вторым, вторым и третьим макроциклами переходный период может отсутствовать,хотя отдых на протяжении нескольких дней (микроцикл), будет необходим, и лучше, чтобы он был активным. Такие микроциклы называют сдвоенными или строенными.
При рациональном построении подготовки спортсмена предполагает либо планомерное увеличение уровня подготовленности спортсмена, либо его относительную стабилизацию, что характерно для спортсменов высокого класса, находящихся на этапе сохранения высших достижений. Значительные колебания уровня подготовленности в течение года и макроцикла в том числе и его резкое снижение в переходном периоде нецелесообразны. Состояние высокой подготовленности спортсмена может прогрессировать, удерживаться или несущественно колебаться в течение большей части года - до 8-10 месяцев[4].
Состояние готовности к высшим достижениям, в отличие от состояния высокой подготовленности, подвержено резким колебаниям. Его достижение является наиболее специфической и индивидуализированной частью подготовки и во многом связано с такими понятиями, как эффективное восстановление, суперкомпенсация, психоэмоциональная настройка, временный стресс, климатические и погодные условия, коррекция физического состояния, эффективная разминка и предстартовая подготовка и др. Это состояние может существенно колебаться, неоднократно достигаться, утрачиваться, или видоизменяться в зависимости от календаря соревнований и их условий, особенностей непосредственной подготовки к стартам, состава участников и др.
Таким образом, формирование состояния высокой подготовленности спортсмена к соревнованиям и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них – длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого - относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года (чемпионатам мира, Олимпийским играм) и участия в большом количестве соревнований, в том числе и коммерческих, что характерно для современного этапа развития спорта.
С учетом процессов, протекающих в современном спорте, будет возрастать и потребность в дальнейшей разработке теории периодизации, в уточнении действующих закономерностей, развитии положений и принципов. Продуктивность работы в этой области, естественно, будет зависеть от объективного анализа наличных знаний, правильной формулировки проблем и перспектив гипотез [4,25].
Дата: 2019-04-22, просмотров: 306.