СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Аналитический обзор литературы………………………………….....6
1.1 . Основные виды подготовки спортсмена………………………...….6
1.2. Характеристика общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции………………………………………..…12
1.3. Периодизация спортивной тренировки в годичном макроцикле бегунов на средние дистанции………………………………………..…23
Глава 2. Организация и методы исследования………………………………...30
2.1. Организация исследования………………………………………... 30
2.2 Методы исследования…………………………………………........32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………….…………...37
Заключение………………………………………………………….……..……51
Список литературы ………………………………………………………….....52
Приложение…………………………………………………………..………….56
ВВЕДЕНИЕ
Бег в зависимости от его характера различно влияет на организм человека. Медленный, длительный бег в парке или в лесу имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение. Быстрый, спринтерский бег способствует к совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции-выносливости, барьерный бег-ловкости, высокой координации движений. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера[3,30].
Ни один вид легкой атлетики не имеет такой богатой истории, такой обширной научной и методической литературы, как бег на средние дистанции. Чрезвычайно многочисленны и разнообразны взгляды, направления, существовавшие и существующие в области теории и практики бега.
Систематические занятия бегом, развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни [29,33].
В настоящее время, для достижения высоких результатов в беге на средние дистанции, в тренировочном процессе немалое место нужно уделять общей и специальной физической подготовке.
Цель общей физической подготовки — гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением в тренировке самых разнообразных физических упражнений и видов спорта[10,25].
Цель специальной физической подготовки — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде[10,25].
Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на общую и специальную физическую подготовку, распределение их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи.
Вопросами подготовки спортсменов посвящены работы таких авторов, как: Л.П. Матвеев [18,19,20], С.М. Вайцеховский [5], Н.Г. Озолин [25], А.И. Полунин [29], А.Д. Макаров [15].
Вопросы общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции, были предметом анализа Н.Г. Озолина [24,26], В.Н. Селуянова [30], М.Н. Максимовой [16], А.М. Якимова [39] и других.
Вместе с тем в современной литературе крайне недостаточно работ, в которых рассматривается взаимосвязь общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции. В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования: физическая подготовка бегунов на средние дистанции.
Цель исследования: выявить взаимосвязь общей и специальной физической подготовки у бегунов на средние дистанции
В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции.
3. Экспериментальным путем обосновать взаимосвязь общей и специальной физической подготовки у бегунов на средние дистанции.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 58 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 39 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
Организация исследования
Педагогическое исследование проводилось в МАОУ ПГО«СОШ-Лицей №4 » «Интеллект» города Полевского. В нем приняли участие 15 юношей, возраст которых от 15 до 17 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, спортивная квалификация которых, от 1 разряда, до кандидата в мастера спорта. Из участников исследования была сформирована экспериментальная группа.
Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 г по апрель 2018 года. Тренировочные занятия проводились 7 дней в неделю по 2 часа, под руководством тренера по легкой атлетике Колчанов Николай Дмитриевич
Соотношение общей и специальной физической подготовки в периодах и этапах круглогодичной тренировки бегунов на средние дистанции приведено в табл. 1., [3].
Первый период осенне-зимнего цикла направлен на достижение наиболее высокого уровня общей выносливости. Также в нем были использованы упражнения для развития силы, быстроты и координации. Особое внимание уделялось развитию выносливости с помощью длительного кроссового бега, а также развитию аэробных возможностей организма. Второй период данного цикла направлен на развитие специальной выносливости, а также быстроты и силы.
Тренировочная нагрузка в соревновательном периоде была направлена на совершенствование технических навыков, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости). Основной целью тренировок в осеннее – зимнем цикле, является достижение базового уровня подготовленности, для выхода на пик формы к летнему соревновательному сезону.
Занятия планировались по недельным циклам. Содержание тренировочных занятий недельного микроцикла приведено в табл. 2.
Таблица 1
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции (Бойко А.Ф.)
Наименование периодов и этапов | Продолжительность | Время | Структура распределения тренировочных средств |
Осенне-зимний цикл – 6 месяцев | |||
1.1 Осенне-зимний подготовительный | 1 месяц | 15 сентября – 15 октября | О.Ф.П – 60% С.Ф.П – 40% |
1.2 Специально - подготовительный | 1.5 месяца | 15 октября – 1 декабря | О.Ф.П – 40% С.Ф.П – 60% |
1.3 Осенне-зимний соревновательный | 3 месяца | 1 декабря – 1 марта | О.Ф.П – 30% С.Ф.П – 70% |
1.4 Переходный период | 3 недели | 1 марта – 21 марта | О.Ф.П – 75% С.Ф.П – 25% |
Весенне-летний цикл – 6 месяцев | |||
2.1 Весенне-подготовительный | 3 недели | 21 марта – 15 апреля | О.Ф.П – 65% С.Ф.П – 35% |
2.2 Специально - подготовительный | 1 месяц | 15 апреля – 15 мая | О.Ф.П – 25% С.Ф.П – 75% |
2.3 Подводяще-соревновательный | 1 месяц | 15 мая – 15 июня | О.Ф.П – 30% С.Ф.П – 70% |
2.4 Основных соревнований | 1.5 месяца | 15 июня – 1 августа | О.Ф.П – 80% С.Ф.П – 20% |
2.5 Переходный период | 1.5 месяца | 1 августа – 15 сентября | Активный отдых |
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Методы теоретического анализа и обобщения литературных данных;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогическое тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математико-статистической обработки материала.
Педагогическое наблюдение
Для определения эффективности применяемых средств и методов в тренировочном процессе для повышения уровня ОФП и СФП. у бегунов на средние дистанции, было организовано педагогическое наблюдение, которое проводилось непосредственно в условиях секционных занятий.
Педагогическое тестирование
Для оценки общей физической подготовленности проводились следующие тесты:
1. Челночный бег 10*10 м.
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки, длиной 10м. Проводились две попытки, пробная и зачетная. Определялось лучшее время.
2. Бег на 10 км.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
3. Прыжок в длину с разбега.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
Тесты для оценки специальной физической подготовленности:
1. Бег на 60 м сходу.
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки длиной 60 м. Испытуемый становится за 20 м до линии старта, хронометрист находится на линии финиша, помощник хронометриста становится на стартовой линии. По команде хронометриста испытуемый начинает стартовый разгон, по пересечении им линии старта, помощник дает отмашку и включается секундомер. Проводились три попытки, определялось лучшее время.
2. Бег на 800 м.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
3. Прыжки в шаге, с ноги на ногу (100 м).
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки длиной 100 м. Испытуемый становится на линию старта, хронометрист находится на линии финиша. По команде хронометриста, испытуемый начинает преодолевать дистанцию прыжками в шаге. Проводились две пробные попытки и одна зачетная, определялось лучшее время.
Педагогический эксперимент
Эксперимент проводился в течение годичного макроцикла (2017-2018 гг.). В нем приняли участие 15 мужчин, из них 6 имеют первый спортивный разряд, возраст испытуемых от 15 до 17 лет.
Для повышения уровня ОФП бегунов на средние дистанции в тренировочные занятия включались следующие средства:
-кроссовый бег;
-упражнения на снарядах (Гимнастическая стенка, скамейка);
-упражнения на тренажерах;
-упражнения со снарядами (набивные мячи, блины от штанги, гантели, мешки с песком, камни);
-подвижные и спортивные игры.
Для повышения уровня СФП бегунов на средние дистанции в тренировочные занятия включались следующие средства:
-бег на отрезках, с вариацией интенсивности;
-прыжковые упражнения;
-бег в гору;
-бег с горы;
-упражнения со штангой (приседания, выпады, выпрыгивания);
-упражнения на гибкость;
-упражнения на укрепление отдельных мышечных групп;
-комплекс танцевальных движений танца джайв.
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции в течение макроцикла представлено в (табл.3).
Таблица 3
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции в период эксперимента
Период, этап | ОФП, % | СФП, % |
Подготовительный период: -Общеподготовительный этап -Специально-подготовительный этап | 70 35 | 30 65 |
Соревновательный период: -Осенне-зимний соревновательный этап -Весенне-летний соревновательный этап | 25 20 | 75 80 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди проблем легкой атлетики, непосредственно связанных с достижение высоких спортивных результатов, существует проблема совершенствования методик подготовки бегунов на средние дистанции, физическая подготовка бегунов на средние дистанции, занимает одно из ведущих мест среди видов подготовки. Включение в тренировочный процесс во взаимосвязи средств общей и специальной физической подготовки, ведет к повышению уровня спортивного мастерства, поэтому не угасает интерес со стороны специалистов к этому вопросу. Средства и методы тренировок бегунов постоянно совершенствуются, требуют дальнейшей разработки и подтверждения эффективности на практике.
Анализ научно- методической литературы и результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:
1.Анализ доступной литературы по проблеме исследования показал, что среди проблем легкой атлетики, непосредственно связанных с достижением спортивных результатов и планированием многолетней подготовки бегунов на средние дистанции, одно из первейших мест занимает проблема взаимосвязи общей и специальной физической подготовки.
2. В ходе экспериментального исследования был определен уровень и оптимальное процентное соотношение общей и специальной физической подготовленности бегунов на средние дистанции.
3. Экспериментальное исследование показало, что включение в тренировочный процесс, во взаимосвязи, упражнений на развитие общей и специальной физической подготовленности, позволяет существенно влиять на уровень тренированности бегунов на средние дистанции, о чем свидетельствует прирост результатов в контрольных тестах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулова, А. М. Книга легкоатлета [Текст] / А.М. Абдулова, Р.В. Орлова, В.П. Теннова, Е.Б. Иена, П.Г. Болотников. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 200 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Бойко, А.Ф. Основы лёгкой атлетики [Текст] / А.Ф. Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 250 с.
4. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки [Текст]/ А.П. Бондарчук. - К.: Олимпийская литература, 2005. – 304 с.
5. Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 210 с
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. –М.: 1998. – 331 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса [Текст] / Ю.В. Верхошанский. –М.: Физкультура и спорт, 1985.– 176 с.
8. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. – М.: 1998. - 192 с.
9. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 264 с.
10. Жилкин, А. И. Легкая Атлетика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/ А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. –464 с.
11. Ивочкин, В.В. Планирование тренировочных нагрузок бегунов на средние дистанции [Текст] / В.В. Ивочкин. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 120 с.
12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник для вузов [Текст]/ Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2010. – 464 с.
13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании. Пособие для учителя [Текст] / В.И.Лях. – М.: 1998.- 272 с.
14. Лях, В.И. Двигательные способности [Текст] / В.И.Лях Физическая культура в школе. - 1987. - №2. – С. 31-38.
15. Макаров, А.Д. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / А.Д. Макаров. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 210 с.
16. Максимова, М.Н. Эффективные средства и методы тренировки бегунов на средние дистанции [Текст] / М.Н. Максимова. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 190 с.
17. Матвеев, Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 248 с.
18. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 208 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика спорта [Текст]/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 416 с.
20. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст]/ Л.П. Матвеев. – К.: Олимпийская литература, 1999.–320 с.
21. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст]/ Л.П.Матвеев. - СПБ. : Издательство «Лань», 2003. – 543 с.
22. Международная федерация легкой атлетики [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. www.iaaf.ru.
23. Нестеровский Д.И. Интегральная подготовка баскетболисток в учебно-тренировочных группах [Текст]/ Д.И. Нестеровский.– М.: 1992. – 24с.
24. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика [Текст] / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примаков. – М.: Физкультура и спорт, 1999 . – 180 с.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: ООО "Издательство Астрель", 2003. – 863 с.
26. Озолин, Н.Г. Тренировка легкоатлетов [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 212 с.
27. Петровский, В.В. Организация спортивной тренировки [Текст] / В.В. Петровский. – К.: Здоровья, 1978. – 96 с.
28. Платонов, В.Н. Теория спорта: Учебник для ИФК [Текст] / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 310 с.
29. Полунин, А.И. Бег на средние дистанции [Текст] / А.И. Полунин. – М.: Физкультура и спорт, 1994. – 180 с.
30. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции [Текст] / В.Н. Селуянов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 104 с.
31. Смирнов, Ю.И., Полевщиков, М.М. Спортивная метрология: Учеб. Для студентов пед. Вузов [Текст]/ В.А. Смирнов. – М .: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
32. Смирнов, Ю.И.Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности [Текст]/ Ю.И. Смирнов. – М .: Издательский центр «Академия», 1996. – 134 с.
33. Сиренко, В.А. Бег на средние дистанции [Текст]/ В.А. Сиренко. – Киев: Здоровье, 1995. – 186 с.
34. Суслов, Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции [Текст] / Ф.П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, – 1982. – 256 с.
35. Суслов, Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов [Текст] / Ф.П. Суслов. – М.: Физкультура и спорт, – 1993. – 352 с.
36. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М., Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
37. Хоменков, Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике [Текст] / Л.С. Хоменков. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 200 с.
38. Энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные. WWW.Wikipedia.ru.
39. Якимов, А.М. Исследование объема специальных средств тренировки бегунов на средние дистанции [Текст] / А.М. Якимов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 210 с.
Приложение 1
Структура годового тренировочного цикла спортсменов
Наименование периода | Продолжительность | Время | Структура распределения тренировочных средств |
Приложение 2
Содержание тренировочных занятий недельного микроцикла
Дни тренировки | Содержание | Дозировка |
Понедельник | 1. Кроссовый бег в легком темпе, ЧСС до 140 уд/м. 2. Общеразвивающие упражнения (О.Р.У). 3. Упражнения на растяжку 4. Специально беговые упражнения (С.Б.У). 5. Ускорения 10*100м, через 100м трусцы. 6. Упражнения на расслабление. 7. Медленный бег. | 10-12 км (50-60 мин). 15 мин. 5 мин. 10 мин. 15 мин. 10 мин. 3 км (15 мин). |
Вторник | 1. Медленный бег. 2. О.Р.У. 3. С.Б.У. 4. Бег 5*1000 м, отдых 800м трусцы. Время с каждым отрезком должно улучшаться. 5. Бег 8*150 м (в шиповках), 100 м свободно, 50 м набегание, отдых 150 м трусцы. 6. Медленный бег. | 4 км (20 мин). 10 мин. 10 мин. 30 мин. 20 мин. 2 км (10 мин). |
Среда | 1. Кроссовый бег в среднем темпе, ЧСС до 150 уд/мин. 2. О.Р.У. 3. С.Б.У. 4. Бег с ускорением 5-8*100м, без времени. 5. Прыжки в шаге, с ноги на ногу до 10 раз. | 10-15 км (50-75 мин). 20 мин. 10 мин. 20 мин. 10-20 мин. |
Четверг | 1. Кроссовый бег в медленном темпе. 2. Упражнения на растягивания. 3. Баня. | До 10 км (50 мин). 15-20 мин. |
Пятница | 1. Медленный бег. 2. О.Р.У. 3. С.Б.У. 4. Бег 4*400 м; 5*200 м. 5. Медленный бег. 6. Упражнения для мышц брюшного пресса | 4-5 км (20-25 мин). 15 мин. 10 мин. 40-50 мин. 2 км (10 мин). 10 мин. |
Суббота | Кроссовый бег. | До 15-18 км. |
Воскресенье | Кросс или отдых. | ------------ |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение……………..……………………………………………………………3
Глава 1. Аналитический обзор литературы………………………………….....6
1.1 . Основные виды подготовки спортсмена………………………...….6
1.2. Характеристика общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции………………………………………..…12
1.3. Периодизация спортивной тренировки в годичном макроцикле бегунов на средние дистанции………………………………………..…23
Глава 2. Организация и методы исследования………………………………...30
2.1. Организация исследования………………………………………... 30
2.2 Методы исследования…………………………………………........32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………….…………...37
Заключение………………………………………………………….……..……51
Список литературы ………………………………………………………….....52
Приложение…………………………………………………………..………….56
ВВЕДЕНИЕ
Бег в зависимости от его характера различно влияет на организм человека. Медленный, длительный бег в парке или в лесу имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение. Быстрый, спринтерский бег способствует к совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции-выносливости, барьерный бег-ловкости, высокой координации движений. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера[3,30].
Ни один вид легкой атлетики не имеет такой богатой истории, такой обширной научной и методической литературы, как бег на средние дистанции. Чрезвычайно многочисленны и разнообразны взгляды, направления, существовавшие и существующие в области теории и практики бега.
Систематические занятия бегом, развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни [29,33].
В настоящее время, для достижения высоких результатов в беге на средние дистанции, в тренировочном процессе немалое место нужно уделять общей и специальной физической подготовке.
Цель общей физической подготовки — гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности, функциональных возможностей организма в целом. Это достигается применением в тренировке самых разнообразных физических упражнений и видов спорта[10,25].
Цель специальной физической подготовки — развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде[10,25].
Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на общую и специальную физическую подготовку, распределение их во времени зависят от пола, возраста, степени подготовленности занимающихся и от поставленной на данный период задачи.
Вопросами подготовки спортсменов посвящены работы таких авторов, как: Л.П. Матвеев [18,19,20], С.М. Вайцеховский [5], Н.Г. Озолин [25], А.И. Полунин [29], А.Д. Макаров [15].
Вопросы общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции, были предметом анализа Н.Г. Озолина [24,26], В.Н. Селуянова [30], М.Н. Максимовой [16], А.М. Якимова [39] и других.
Вместе с тем в современной литературе крайне недостаточно работ, в которых рассматривается взаимосвязь общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции. В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования: физическая подготовка бегунов на средние дистанции.
Цель исследования: выявить взаимосвязь общей и специальной физической подготовки у бегунов на средние дистанции
В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень и соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции.
3. Экспериментальным путем обосновать взаимосвязь общей и специальной физической подготовки у бегунов на средние дистанции.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 58 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 39 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
Глава 1. Аналитический обзор литературы
1.1 . Основные виды подготовки спортсмена
Подготовка легкоатлета — это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку [10].
Виды подготовки:
1. Физическая;
2. Техническая;
3. Тактическая;
4. Психологическая;
5. Теоретическая;
6. Интегральная.
Физическая подготовка - вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных умений и навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности [21].
Физическая подготовка - органическая часть подготовки спортсмена с преимущественной направленностью на укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), на улучшение способности координировать движения и проявлять волевые качества [6]. Попутно совершенствуется техника выполнения различных упражнений.
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки[36].
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.
Спортивная техника — это способ выполнения изучаемого упражнениях[10]. Она определяется не только внешней формой движений, но и внутренним их содержанием — переходом к мгновенному расслаблению, когда это возможно и необходимо, правильным ритмом элементов движений в целостном упражнении, максимальной концентрацией усилий в нужный момент ит. п.
В основе овладения техникой лежит образование сложных условно-рефлекторных связей в коре головного мозга, поэтому изучаемые упражнения должны повторяться многократно. По мере повторения участие сознания в действиях обучаемого становится все меньшим и меньшим: образуется так называемый динамический стереотип, при котором происходит почти полная автоматизация движении. Однако сознание присутствует во всех случаях, и его роль особенно важна в технически сложных видах легкой атлетики. Не случайно в практике спорта широко распространен прием мысленного представления последовательности и характера действий того или иного сложного упражнения до начала его выполнения.
При обучении технике легкоатлетических упражнений используется ряд методических приемов, смысл которых сводится к облег выполнения . К таким облегчение , замедленное , использование и ориентиров, не помощь () [10].
Использование и ориентиров и в видах . В беге — это для прямолинейного или для нужной, в барьерном — для подхода к барьерами, в и — для определения кивания и вылета . ориентирами какие-либо или , в направлении рых стремится вы, а — направить снаряд. В , это быть на высоте и на веревка или и т. п. [37].
с облегченными техники, при ее , нередко и условия, повышению подго. У , например, это бег по или снегу, эффективность более в работу . Применяется бег в и бег с отягощением.практикуется и у . В используются [10,37].
— это способ борьбы на [30].той или иной в первую от той , которую собой в данном , затем от и волевой , от состава , метеорологических , в проходят , и от причин.
участниками по и бегу — , в по прыжкам и — кос. Естественно, у скороходов и зна больше, чем у и . В прыжках и , сводится в к воздействию на и к самому не воздействию с их .
в беге . Бегун вать , преследования, во время , или, наоборот, бег на , неожиданный финишем () и т.п. Во случаях своих , их и сильные .
может (действия по" "), вероятностной ( моментов или ) и эвристической ( в зависимости от ) [30,38].
тактики в процессе . Поэтому с он должен и анализировать , ход любого , определять, способствуют , приводят к .
ическая — это психолого-педагогических , с целью и у спортсменов и психических , для успешного деятельности, к и надежного в них [25].
С же дней и начинается спортсменов. (тренера) — из занимающихся , который воспитанию , долга, , к себе и к , ува к славным . Руководителю важно передовых , учащихся с ос развития , с выдаю.
Только волевыми , бием, , может результатов. для введение ний, постановка (но ) задач, напряженной , воспитать у трудолюбие, как лучше и .
Не менее у будущих, настойчивость в цели. При должна определена на и периоды. Для конечная не недосягаемой, сменами задачи (), все усложняя их [25].
- это повышение способ возникновению у интереса к [25]. Тео подготовка с тренировок и весь спортом.служит тренера, спортсменов, литература.
ученых на то, обеспечить мастерства не за показателей , но образом за применяемых уп, за оптимального их на спорт.
в спорте тот результатов, кто пополняет , следит за , трени, анализируя своей подготовленности [25].
- это многоуровневая по степени и тренировочных , кумулятивный , обеспечивающая на структуры для реализации компонентов в процессе [23,34].
с позиций и то, что Д.И. интегральную не как комплексирование подготовки, а как систему между и элементов подготовки .
Винтегральной быть задачи:
- и техники и вида , занимается ;
- повышение и необходимых для спорта и обеспечение им развития организма;
- в физической значимых для спорта ;
- воспитание при развитии и умений и ;
- необходимого психической в с развитием способностей;
- знаний и , необходимых для и соревновательной;
- совершенствование и в деятельности подготовленности .
задачи в виде основные тренировки, с интегрального.
При очень , что если рассматривается с , то эффективность воздействий от объема в информации.соревновательной общие и развития , что позволяет алгоритм средств , их в единую с определенным одних другими.
роль к интегральной на этапе специализации, он существенно целостного и проявления подготовленности [23].
В то же время тот факт, что в вся система по существу . Особенно принцип в спорта, где деятельности целостное видов [23].
Дата: 2019-04-22, просмотров: 222.