Организация исследования
Педагогическое исследование проводилось в МАОУ ПГО«СОШ-Лицей №4 » «Интеллект» города Полевского. В нем приняли участие 15 юношей, возраст которых от 15 до 17 лет, занимающихся бегом на средние дистанции, спортивная квалификация которых, от 1 разряда, до кандидата в мастера спорта. Из участников исследования была сформирована экспериментальная группа.
Педагогический эксперимент проводился с сентября 2017 г по апрель 2018 года. Тренировочные занятия проводились 7 дней в неделю по 2 часа, под руководством тренера по легкой атлетике Колчанов Николай Дмитриевич
Соотношение общей и специальной физической подготовки в периодах и этапах круглогодичной тренировки бегунов на средние дистанции приведено в табл. 1., [3].
Первый период осенне-зимнего цикла направлен на достижение наиболее высокого уровня общей выносливости. Также в нем были использованы упражнения для развития силы, быстроты и координации. Особое внимание уделялось развитию выносливости с помощью длительного кроссового бега, а также развитию аэробных возможностей организма. Второй период данного цикла направлен на развитие специальной выносливости, а также быстроты и силы.
Тренировочная нагрузка в соревновательном периоде была направлена на совершенствование технических навыков, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости). Основной целью тренировок в осеннее – зимнем цикле, является достижение базового уровня подготовленности, для выхода на пик формы к летнему соревновательному сезону.
Занятия планировались по недельным циклам. Содержание тренировочных занятий недельного микроцикла приведено в табл. 2.
Таблица 1
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции (Бойко А.Ф.)
Наименование периодов и этапов | Продолжительность | Время | Структура распределения тренировочных средств |
Осенне-зимний цикл – 6 месяцев | |||
1.1 Осенне-зимний подготовительный | 1 месяц | 15 сентября – 15 октября | О.Ф.П – 60% С.Ф.П – 40% |
1.2 Специально - подготовительный | 1.5 месяца | 15 октября – 1 декабря | О.Ф.П – 40% С.Ф.П – 60% |
1.3 Осенне-зимний соревновательный | 3 месяца | 1 декабря – 1 марта | О.Ф.П – 30% С.Ф.П – 70% |
1.4 Переходный период | 3 недели | 1 марта – 21 марта | О.Ф.П – 75% С.Ф.П – 25% |
Весенне-летний цикл – 6 месяцев | |||
2.1 Весенне-подготовительный | 3 недели | 21 марта – 15 апреля | О.Ф.П – 65% С.Ф.П – 35% |
2.2 Специально - подготовительный | 1 месяц | 15 апреля – 15 мая | О.Ф.П – 25% С.Ф.П – 75% |
2.3 Подводяще-соревновательный | 1 месяц | 15 мая – 15 июня | О.Ф.П – 30% С.Ф.П – 70% |
2.4 Основных соревнований | 1.5 месяца | 15 июня – 1 августа | О.Ф.П – 80% С.Ф.П – 20% |
2.5 Переходный период | 1.5 месяца | 1 августа – 15 сентября | Активный отдых |
Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Методы теоретического анализа и обобщения литературных данных;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Педагогическое тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Метод математико-статистической обработки материала.
Анализ и обобщение научно – методической литературы
В процессе исследования изучалась специальная литература по теоретическим основам физического воспитания, был проведен анализ учебно-методических материалов по общей и специальной физической подготовке бегунов на средние дистанции. Информация, полученная в результате изучения литературы, ее анализ и обобщение, позволили дать ответы на интересующие вопросы выпускной квалификационной работы:
- Теоретическое обоснование общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки.
- Взаимосвязь ОФП и СФП. в процессе тренировки.
- Методика применения средств ОФП и СФП.
Педагогическое наблюдение
Для определения эффективности применяемых средств и методов в тренировочном процессе для повышения уровня ОФП и СФП. у бегунов на средние дистанции, было организовано педагогическое наблюдение, которое проводилось непосредственно в условиях секционных занятий.
Педагогическое тестирование
Для оценки общей физической подготовленности проводились следующие тесты:
1. Челночный бег 10*10 м.
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки, длиной 10м. Проводились две попытки, пробная и зачетная. Определялось лучшее время.
2. Бег на 10 км.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
3. Прыжок в длину с разбега.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
Тесты для оценки специальной физической подготовленности:
1. Бег на 60 м сходу.
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки длиной 60 м. Испытуемый становится за 20 м до линии старта, хронометрист находится на линии финиша, помощник хронометриста становится на стартовой линии. По команде хронометриста испытуемый начинает стартовый разгон, по пересечении им линии старта, помощник дает отмашку и включается секундомер. Проводились три попытки, определялось лучшее время.
2. Бег на 800 м.
Тест проводился в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.
3. Прыжки в шаге, с ноги на ногу (100 м).
Тест проводился в условиях тренировочных занятий, на размеченном участке беговой дорожки длиной 100 м. Испытуемый становится на линию старта, хронометрист находится на линии финиша. По команде хронометриста, испытуемый начинает преодолевать дистанцию прыжками в шаге. Проводились две пробные попытки и одна зачетная, определялось лучшее время.
Педагогический эксперимент
Эксперимент проводился в течение годичного макроцикла (2017-2018 гг.). В нем приняли участие 15 мужчин, из них 6 имеют первый спортивный разряд, возраст испытуемых от 15 до 17 лет.
Для повышения уровня ОФП бегунов на средние дистанции в тренировочные занятия включались следующие средства:
-кроссовый бег;
-упражнения на снарядах (Гимнастическая стенка, скамейка);
-упражнения на тренажерах;
-упражнения со снарядами (набивные мячи, блины от штанги, гантели, мешки с песком, камни);
-подвижные и спортивные игры.
Для повышения уровня СФП бегунов на средние дистанции в тренировочные занятия включались следующие средства:
-бег на отрезках, с вариацией интенсивности;
-прыжковые упражнения;
-бег в гору;
-бег с горы;
-упражнения со штангой (приседания, выпады, выпрыгивания);
-упражнения на гибкость;
-упражнения на укрепление отдельных мышечных групп;
-комплекс танцевальных движений танца джайв.
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции в течение макроцикла представлено в (табл.3).
Таблица 3
Соотношение общей и специальной физической подготовки бегунов на средние дистанции в период эксперимента
Период, этап | ОФП, % | СФП, % |
Подготовительный период: -Общеподготовительный этап -Специально-подготовительный этап | 70 35 | 30 65 |
Соревновательный период: -Осенне-зимний соревновательный этап -Весенне-летний соревновательный этап | 25 20 | 75 80 |
Дата: 2019-04-22, просмотров: 292.