Цель лекционного занятия – изучить особенности управления инновационно-инвестиционными процессами в организации в условиях интеграции России в ВТО. Изучить мотивационный, ресурсный, организационно-правовой и методический блоки инновационно-инвестиционного механизма.
Вопросы к теме:
1.Формирование инновационно-инвестиционной стратегии организации.
2. Цели и задачи инновационно-инвестиционной политики.
3.Амортизационная, инновационная и научно-техническая политики как элементы инвестиционной стратегии.
1.Формирование инновационно-инвестиционной стратегии организации.
Каждая фирма имеет свою стратегию производственного развития и упрочения положения на рынке товаров и услуг. Соответственно этому она определяет и свою инновационно-инвестиционную стратегию как базу, основание для реализации конкретных перспективных целей производства и сбыта товаров и услуг, расширения своей сферы на рынках.
Инновационно-инвестиционная стратегия – это метод управления средствами компании, целью которого является достижение прироста ее капитала. Формирование стратегии, то есть определение критериев отбора инвестиций, осуществляется на основе анализа и исследований макроэкономической и политической ситуации, текущего состояния и перспектив развития различных секторов фондового рынка и предпочтений конкретного предприятия.
Инновационно-инвестиционная стратегия фирмы является составной частью всей системы стратегического менеджмента предприятия, организации, фирмы, которая представляет собой динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов: анализ среды функционирования, определение миссии и целей функционирования, выбор стратегии поведения и действий, осуществление принятой стратегии, оценка и контроль осуществления стратегии. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Конкретно стратегия инвестиционной политики и деятельности фирмы состоит: в выборе ею основных направлений инвестиционных вложений в соответствии с перспективными планами развития и диверсификации производства; в подготовке и формировании перспективного инвестиционного портфеля; в перспективном финансовом и другом ресурсном обеспечении предполагаемых инвестиционных проектов.
Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.
2. Цели и задачи инновационно-инвестиционной политики.
Главной задачей государственной инновационно-инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инновационно-инвестиционная политика должна быть ориентирована на:
- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
- выбор приоритетов;
- повышение эффективности инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства заключается в:
- обеспечении структурной перестройки экономики;
- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;
- создании дополнительных рабочих мест;
- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;
- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;
- поддержке малого и среднего предпринимательства;
- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
3.Амортизационная, инновационная и научно-техническая политики как элементы инвестиционной стратегии.
Амортизационную политику предприятия можно представить как разработанный им механизм наиболее выгодного использования всех инструментов действующей амортизационной политики государства для достижения своих тактических и стратегических целей. Амортизационная политика на микроуровне реализуется через учетную политику предприятия. Отсюда следует, что амортизационная политика должна разрабатываться на каждый год.
Амортизационная политика на макроуровне должна включать следующие основные блоки:
1. Цель и основные задачи амортизационной политики;
2. Взаимосвязь амортизационной политики с инновационной, инвестиционной, налоговой и другими, а также с социально - экономической политикой государства;
3. Основные инструменты амортизационной политики и их параметры:
- экономически целесообразные сроки полезного использования по определенным группам амортизируемого имущества;
- способы начисления амортизационных отчислений и механизм применения ускоренной амортизации;
- порядок переоценки основных производственных фондов, взаимосвязанный с системой налогообложения;
- порядок и механизм использования амортизационных отчислений в соответствии с их функциональным назначением;
4. Мониторинг и контроль за реализацией амортизационной политики со стороны государства;
5. Оценка результативности амортизационной политики государства.
Амортизационная политика предприятия должна вытекать из амортизационной политики государства и экономической политики хозяйствующего субъекта. Она должна иметь следующие блоки (элементы):
1. Постановка цели и задач амортизационной политики на определенный период;
2. Выбор основных инструментов амортизационной политики, принимаемых к реализации в организации;
3. Разработка оптимальных вариантов налогообложения организации в части амортизируемого имущества;
4. Определение направлений рационального использования амортизационных отчислений;
5. Разработка учетной политики предприятия на основе принятой амортизационной политики.
Амортизационная политика существенно влияет на эффективность функционирования каждого хозяйствующего субъекта и экономику страны в целом. Это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное влияние амортизационной политики на экономические процессы может быть только в том случае, если она разработана на основе научно обоснованных принципов и вытекает из экономической политики государства.
К принципам разработки амортизационной политики следует отнести:
1. Принцип научности. Этот принцип означает, что при разработке амортизационной политики необходимо придерживаться основных экономических законов рыночной экономики;
2. Принцип взаимосвязанности. Амортизационная политика должна быть тесно взаимосвязана с воспроизводственной, инновационной, инвестиционной, финансовой и вытекать из экономической политики государства;
3. Принцип экономической обоснованности и целесообразности. Суть этого принципа заключается в экономической целесообразности проводимой амортизационной политики, чтобы она способствовала созданию нормальных условий для всех хозяйствующих субъектов с целью обеспечения простого и расширенного воспроизводства основных средств и экономического развития страны;
4. Принцип инновационности. Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных средств, внедрению новой техники и технологии, переводу экономики страны на инновационный путь развития;
5. Принцип обеспечения адекватной финансовой базы для возмещения выбывающих основных средств.
Сокращение и обесценение собственного научно-технического потенциала в условиях современной международной конкуренции означает подрыв основ экономического роста за счет внутренних источников и обрекает страну на перманентное отставание. По оценкам экспертов, от развала научной сферы Россия уже потеряла примерно 20-30 млрд долларов и отстала по многим направлениям научных исследований на 25-30 лет. По сути дела, Россия уже приблизилась к той черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.
Распад научно-технической сферы обусловил снижение эффективности исследований и резкое замедление темпов научно-технического развития страны. К 2003 г. значительно снизился объем национального патентования, не говоря уже о патентовании отечественных изобретений за рубежом. Если в начале 1995-х г. в бывшем Советском Союзе в год регистрировалось около 100 тыс. заявок на изобретения и 50-60 тыс. охранных документов (что превышало соответствующие показатели США и Японии), то в 2012 г. - только 23183. За 17 лет количество заявок на изобретения сократилось почти в восемь раз. Причем многие экономисты напрямую связывают эти цифры с динамикой спада производства. Получается, что за десять лет спад производства составил порядка 80%.
В этой связи перед Россией стоит актуальнейшая задача выработки соответствующей стратегии научно-технического и инновационного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический потенциал и была бы направлена на содействие структурным изменениям в российской экономике, повышающим ее конкурентоспособность.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 313.