Психолого-педагогические особенности начального школьного возраста, как основа изучения образа лошади на уроках изобразительного искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [5, c.74]. Перед учреждением, принимающим ребенка младшего школьного возраста на обучение, ставится ряд задач: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [8, с. 17]. Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным багажом знаний, представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций [8, с.15-16]. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах [5, с.151]. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [10, с. 30-32]. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [10, с.46]. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) [8, 200]. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [9, с. 218]. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается [13, с. 82]. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия [12, c. 210]. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [9, с. 198]. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [11, с.115]. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [5, с. 24]. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Важность пристального изучения психологического аспекта изобразительной деятельности младших школьников обусловлена особой благоприятностью возраста для освоения изобразительной деятельности, с одной стороны, и активным познавательным развитием — с другой. В связи с этим изучен такой важный компонент способностей младшего школьника к изобразительной деятельности, как представления образами, от уровня сформированности которых во многом зависит и качество создаваемых ими рисунков. В современной науке и практике сложилась такая тенденция, когда обсуждается какая-либо система развивающего обучения, принято указывать, развитие каких именно способностей ребенка берется обеспечить эта система. В нашем случае мы попытались найти оптимальные способы развития представлений учащихся, ибо считаем их принципиально важными в деле совершенствования их изобразительной деятельности.

Являясь одним из важных видов детской деятельности, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность ребенка в целом. Формируя эмоционально-волевую сферу личности ребенка, уроки изобразительного искусства активно развивают и его познавательную сферу.

2.2. Роль наглядных пособий по теме «Нравственный потенциал изучения анималистического жанра» на примере мезенской, палехской и городецкой росписи на уроках ИЗО в начальных классах

По мнению В. А. Ватагина, чтобы быть успешным анималистом, необходимо: «Первое, и самое главное условие, – это особая заинтересованность животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни. Второе условие – чувство животного, которое помогает найти в нем самое характерное и выразительное, самое привлекательное. Третье необходимое качество можно приобрести – это знание животного. Чем больше и глубже будет знать художник то, что он изображает, тем лучше. Знание формы, строения и анатомии, жизни и повадок животного – необходимое условие для создания полноценного образа» [2, с. 71-72]. Об этом же писал А.Ф. Котс – бывший директор Дарвиновского музея в Москве: «Не касаясь формы, техники, манеры трактования темы и фактуры обработки материала, и не претендуя на охват проблемы полностью, мы склонны думать, что краеугольным, обязательным условием удачности или успеха анималистического творчества художника является его умение вчувствоваться в не предаваемый словами стиль и типизированный облик данного животного» [4, c. 169]. Научившись чувствовать животное, художник-анималист сможет подойти к созданию его образа, как модели живой, одухотворенной природы. Эстетическое чувство, тонкое и глубокое, понимание природы животного, совершенствование мастерства – все эти качества в истории анималистики неустанно развивались и обогащались. В любом творческом процессе вырисовывается объект (модель) и субъект (художник), ее изображающий. С одной стороны, выступает художник со своими человеческими эмоциями и чувствами, а с другой – модель, явление жизни. В анималистике следует признать, что зверь весьма специфический, своеобразный объект для изображения, в связи с которым могут возникнуть проблемы трактовки, в частности вероятность очеловечивания.  Как известно, представители животного царства по некоторым параметрам сходны с человеком, таким как некоторые черты внешности, анатомии, поведения. Художнику-анималисту нужно знать об этом и придерживаться тонкой грани меры. В памяти жанра заключается закономерность опосредованной передачи человеческого отношения.

Конечно же, все вышеперечисленное нельзя требовать от обучающихся начальных классов.  В силу своего возраста, они не смогут отобразить характерные черты и повадки зверя, создать анатомически верный рисунок, передать фактуру его шерсти и прочие нюансы. Но, при этом ребенок, не обладая мастерством, способен сделать рисунок живым, вложить эмоции в изображаемого зверя. Поэтому, после знакомства детей с реалистическим изображением животного, нужно начинать со стилизованных форм.

Сказочный мир народного промысла особенно близок детям: лошади, барашки, свиньи, утки не могут оставить их равнодушными. Интересно наблюдать реакцию младших школьников на народные игрушки в городской школе. Потому что именно в условиях современного города дети оторваны от природы, они реже видят домашних животных. Какой восторг написано на лицах учеников, когда учитель показывает, яркие, расписные подносы, прялки и шкатулки. Знакомство с росписями Палехе, Мезенца и Городца и первые представления учащихся о декоративном изображения зверей и птиц в лепке закрепляются на примере расписных предметов быта с последующим росписью [13, c. 172]. Каждый из учеников может мысленно создать образы настоящих птиц или зверей. Чтобы создать свой собственный эскиз ребенку нужно перерабатывать свои представления в памяти.

Лучшим способом обучения изобразительному искусству являются наглядные пособия. В распоряжении учителя изобразительного искусства имеются различные возможности и средства наглядного обучения. Демонстрация иллюстраций из печатных изданий, книг, журналов, альбомов, репродукции картин, учебных пособий, плакатных изданий, схем, киноматериалов, а так же таблиц и рисунков, изготовленных учителем, во время учебного занятия.

Педагогу по изобразительному искусству необходимо постоянно демонстрировать и применять наглядный материал, наглядные пособия на занятиях и кружковых занятиях, во внеурочной деятельности. Каким по виду не было бы учебное занятие: декоративно - прикладное, натурное рисование или рисование на заданную тему, тематические беседы по искусству, педагогу по рисованию всегда требуется наглядный материал. Рисование с натуры – можно считать одним из методов наглядного обучения, имеющим огромное значение в обучении детей. Оно начинается с зрительного восприятия предмета рисование, с чувственного, эмоционального, живого наблюдения [16, c. 21]. Перед педагогом ИЗО стоит задача добиться привлечение внимания учащихся к главному в натурной постановке. В соответствии с принципом наглядности, педагогу необходимо преподнести учащимся учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными, конкретными, ясными. Учитель при обучении рисованию с натуры должен обратить первостепенное внимание на конструкции предмета, особенности светотени, на верную передачу перспективных заданий, на точное изображение натуры.

Основными средствами наглядности являются:

-таблицы и рисунки в виде схем;

-образцы скульптур, их слепки и проволочные модели;

-иллюстрированные таблицы технологии работы над изображением;

-демонстрационные модели и приборы для показа перспективы и светотени;

-таблицы поэтапного методического выполнения работы с выполнением задания, рисунки;

-иллюстрации произведений мастеров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

-репродукции картин, рисунки мастеров;

-видеоматериалы, интернет-ресурсы показывающие технику выполнения графическими материалами и кистью;

-таблицы и схемы приемов стилизации и декоративной росписи.

Практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с помощью наглядности является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также на листе бумаге, демонстрирующим всем выполнение задания.

Рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения учителя ИЗО с использованием наглядности.  Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную простоту, лаконичность и ясность. Благодаря педагогическому рисунку преподаватель реализует возможность дать ученикам ясно понять и воспринять сказанное, уяснить методику выполняемого задания. Педагогический рисунок выполненный учителем на классной доске передает главную мысль задания урока и должен опустить все второстепенное и случайное.

Зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка). Данные зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена одинаковая ошибка у нескольких учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка, является гарантией качественного выполнения задания [16, c. 54].

Коррекция преподавателем допущенных ошибок в работах учеников. Огромное образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником рисунка ученик. Корректируя рисунок, преподаватель показывает ученику, как можно исправить допущенные ошибки и не выполнять их в будущем, ребенок имеет возможность видеть, как именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления ошибок, изучает технику выполнения, и в дальнейшем сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель, поэтапно выполняя работу.

Огромное воспитательное и образовательное значение качественно имеет показ репродукций картин знаменитых и известных художников. Рассматривая картину знаменитого мастера ученик должен увидеть, как с помощью обыкновенного карандаша можно добиться выдающиеся выразительности. Конечно этот рисунок не может быть идеальным образцом, который выполнил ученик, но ознакомление с высоким уровнем профессионализма сыграет огромную роль.

Особенности и отличительные черты педагогического рисунка.

Под педагогическим рисованием понимают изобразительную деятельность учителя, которая сопровождается иллюстрированием учебного материала, так же он дополняет устное объяснение непосредственно во время урока. Ранее педагогическим рисованием называли рисунки преподавателя, которые он делал на доске. В современном образовании такое узкое понятие стало не актуальным, в связи с ограниченным отражением изобразительной работы учителя, которая по своему характеру является педагогической. Все рисунки следует подразделить на две основные группы по использованию и методам :

1. Рисунки выполненные на форматах большого размера, которые необходимы для фронтальной демонстрации всем ученикам в классе.

2. Наброски учителя, которые выполняются педагогом на полях альбомного листа работы ученика или на отдельных форматах с назначением иллюстрации объясняемого учебного материала.

Главная задача учителя - четко, объемно, доступно изложить материал до учащихся. Это к рисунку предъявляет определенные требования. Конечно же, рисунок должен выполняться педагогом достаточно крупно, чтобы все присутствующие в классе могли видеть его[15, c. 98]. Так же он должен предельно простым и лаконичным, так как учителю обязательно следует определить основное в рисунке и  привлечь к этому внимание детей. Рисунки на доске большей частью необходимы  для  того, чтобы ученики избрали верное направление при выборе индивидуального выполнения объемных композиций. Следовательно,  не следует задерживать долго внимание детей выполнением педагогического рисунка на доске. В начале урока учитель преподаватель формулирует задание и выполняет педагогический рисунок на доске. Так же, можно демонстрировать работы других детей в качестве примера. Следует соблюдать время объяснения и не увлекаться долго, рисованием, самое главное это регламент всего процесса. Педагог должен стоять лицом к зрителям, обращаясь периодически к ученикам. В процессе объяснения нужно отходить от доски на определенное расстояние, для того чтобы проверить то, что нарисовано на доске, так как могут быть недочеты.

заключение

 

Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность, как культура отношения ко всем явлениям жизни, как творчество - развитие ассоциативного мышлении, как система языков пластических искусств, как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические особенности личности.

На занятиях декоративной росписью учитывались индивидуальные особенности каждого ребёнка и использовались различные приёмы и методы дифференцированной работы, давались задания различной степени трудности и объёма. Это помогало раскрыть креативные способности каждого ребенка в отдельности, без нарушения учебного процесса. Таким образом, освоение приемов традиционных кистевых росписей способно влиять на развитие художественно-графических навыков школьников. Поэтому педагогу необходимо постоянно привлекать внимание детей к предметам народного творчества: расписной посуде, вышивке, резьбе по дереву. Созерцание образцов декоративного искусства поможет развивать художественный вкус и умение видеть красоту окружающих явлений и вещей, сформировать бережное и уважительное отношение к своему собственному труду.

На уроках ИЗО, основанных на ФГОСе, формируется одно из важнейших качеств человека – нравственный потенциал. Изучая декоративные росписи с изображениями зверей, в частности лошади, детям прививается любовь к природе, бережное отношение к живым существа, эмпатия, сопереживание. Они учатся понимать окружающий мир, видеть его красоту. Знакомство детей с жанром анимализма является одним из ключевых задач при обучении изобразительному искусству.

 

Список литературы

 

1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания народного декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. 347 с.

2. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. М.: Сварог и К, 1999. 168 с.

3. Ватагин В. А. Образ животного в искусстве. М.: Сварог и К, 2004. 304 с.

4. Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. М.: Советский художник, 1980. 210 с.

5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 2003. 328с.

6. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. 380 с.

7. Горлов Д. В. Письма анималиста // Юный художник. 1985. № 11. С. 28-33.

8. Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С.14-19.

9. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика / Под общей ред. Б.П. Компова. М.: АПН РСФСР, 2007. 518с.

10. Данилов М. А. Умственное воспитание // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. ст. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. С.27-48.

11.Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 2007. 152с.

12. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288с.

13. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001. 200с.

14.Келейников И. В. Художественные особенности анималистической иллюстрации: Историческая эволюция, теоретические аспекты: автореф. дис. Канд. иск: 17.00.04 / Москва, 2002. 133 с.

15. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 2007. 198 с.

16. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2006, 136 с.

17. Леонов А. И. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века. М.: Искусство, 1994. 744 с.

18. Портнова И. В. Анималистика в отечественном искусстве XVIII-XX веков: проблема границ жанра // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. № 4. С. 216-219.

19. Портнова И. В. «зверопись» немецкого художника XVIII века Иоганна Гроота и его роль в формировании русской анималистической школы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 240-246.

20. Портнова И. В. Значение академического образования в формировании русской «иппической» скульптуры XIX века // Искусство и образование. 2015. № 5. С. 96-104.

21. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2005. 303 с.

 22. Колесова О. Сокровища русского искусства. Лаковая миниатюра / Палех [Электронный ресурс]. http://bibliotekar.ru/rusPaleh/1.htm (дата обращения: 16.04.2018).

 

приложение

Приложение 1.

План урока для 4 класса по теме «Рисование лошади».

Дата: 2019-04-23, просмотров: 216.