Методы обучения рисованию городецкой, мезенской, палехской росписей в современной школе для детей 1-4 класса при реализации ФГОС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Декоративное рисование в школьном курсе изобразительного искусства является одним из основных видов творческой деятельности детей. Оно содействует развитию воображения, креативного мышления и художественно- графических навыков обучающихся. Овладение школьниками основами декоративного изображения происходит в течение всего периода изучения курса ИЗО, где дети знакомятся с народными художественными промыслами, принципами стилизации и орнаментации. Обучение рисованию узоров происходит посредством декоративной переработки простых природных форм, воспроизведения мотивов народных кистевых росписей (Городец, Мезенец, Палех и др.), интерпретирования традиционных образов народного искусства.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.  Мезенская роспись совершенно не схожа с другими росписями Руси, она является более архаичной, на что указывают многочисленные солярные знаки, окружающие зверей. Следуя логике языческих представлений, в мезенской росписи по дереву изображение коня и уточки связаны с солнцем: утром конь возводит солнце на небосвод, а ночью уточка прячет его в воду; олень же цепляет рогами тучи, вызывает дождь. Олень в представлении крестьян Русского Севера был связан с празднованием бога-громовика Ильи пророка[6, c. 320]. На обратной стороне прялки можно встретить изображение красного и черного коня, что обычно связывается с изображением загробного и сущего мира. Следующие друг за другом фигуры зверей на мезенских прялках могут говорить о движении солнца на небосводе, движении времен.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет [6, c. 154]. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно,  обозначали миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, появившийся с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Городецкая роспись отличается множеством простейших орнаментальных мотивов, травок и приписок. Они выполняются не только кистью, но и всевозможными тычками, выполненными из бумаги. Применение таких простейших приемов и последующие поиски новых их разновидностей существенно обогатят роспись. Изображались в основном жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры. Украшающая мебель, сундуки, сани, дуги и множество других бытовых предметов, городецкая роспись всегда отличалась содержательностью и была богата жанровыми сценами. Они могли быть условными, вольными по характеру и иногда напоминали шарж своей декоративностью. Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть художества занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются реалистичные и идеализированные мотивы образов птиц и животных. Здесь можно увидеть львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой и воинственной позе. Нередко изображения делали парными, обращенными одно к другому. Поле росписей городецкие мастера щедро усеивают цветами (ромашками, купавками, розами), целыми их букетами и гирляндами. А иногда, где уместно, используется мотив пышного занавеса со шнуром. В росписи используются контрастные яркие цвета: зеленый (яркий), красный (напряженный), синий (глубокий) и еще больше подчеркивающий декоративность мотивов черный цвет. Для рисования используется кисть, которая взаимодействует с поверхностью будущего произведения свободным ударом. При этом, мастер может использовать всевозможные приемы: от широких мазков до тончайших штрихов. Изображения коня или петуха является символами солнца, пожеланиями счастья и благополучия.

Палехская роспись или Палехская миниатюра — народный промысел, зародившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на изделиях из папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки и т.д. В Палехе было развито иконописание, достигшее расцвета в 18 — начале 19 века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен [1, c. 98]. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок, выполненный темперой, сохранивший средневековые приемы стилизации, условность форм. Фон, преимущественно, черный, с обильной золотой штриховкой, четким силуэтом уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Иногда на росписях встречаются изображения животных, особенно коней. В палехской миниатюре наиболее часто кони встречаются в изображении троек. Мастером изображения коней, битв и троек называли в Палехе И. И. Голикова. Его сказочные кони с хрупкими ногами расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» выразили неукротимую фантазию палехского художника [22].

Мастер призван следовать указанному принципу, чтобы не допустить нарушения конкретного облика зверя. Поэтому уже на раннем этапе (XVIII век) передача достоверного облика зверей и птиц явилась характерной чертой анималистического искусства. Вот почему изображения животных в древнерусском искусстве, стилизованных, подверженных видоизменениям, далеких от своего реального прототипа, при всем многообразии их образов, не претендуют на жанровый характер [21, c.70].

Изучение методов изображения росписей формирует у учеников эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству, а так же обогащает нравственный опыт. Развивается воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира.

      Занятия по ознакомлению с художественными росписями не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства. Рисуя в данной технике, в частности, мезенской, городецкой и палехской, на уроках изо в начальных классах, дети решают задачи художественного развития и воспитания. Постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение технике росписи позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, а так же воспитывает интерес к народному творчеству.

Все выше перечисленные пункты отражены в требованиях ФГОСа. Во время урока по народным росписям формируются такие результаты как личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

И предметные:

1) формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, стилизации), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.

   Более подробно работа над универсальными учебными действиями была проведена при составлении плана урока «Рисование лошади» для 4 класса (см. Приложение 1.)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 190.