ВВЕДЕНИЕ
Изучения анималистического жанра на уроках ИЗО (на примере образа лошади) обусловлено тем, что художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника. Являясь одним из важных видов детской деятельности, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция: восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность ребенка в целом. Формируя эмоционально-волевую сферу личности ребенка, уроки изобразительного искусства активно развивают и его познавательную сферу. Знакомство обучающихся с промыслами традиционных кистевых росписей развивает у них чувство ритма, цвета и гармонии цветовых отношений. Изучение народных росписей в школьном курсе изобразительного искусства необходимо, так как в процессе освоения их приемов происходит развитие понимания образного языка декоративного изображения, формирование художественно-графических навыков; умения чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур; умения оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. д.; умения правильно сочетать цвета и оттенки; умения компоновать предметы, составлять композиции. Полученные навыки в дальнейшем помогают школьникам в выполнении творческих работ из различных материалов.
Актуальность данного исследования определяется следующими противоречиями: между необходимостью развития опыта художественных навыков, а также художественно-творческой деятельности учащихся и нацеленностью уроков изобразительного искусства на передачу знаний об искусстве.
Степень изученности для изучения декоративно-прикладного творчества оказались полезны работы С. В. Астраханцевой [1], Е. Г. Вакуленко [6], М. С. Соколовой [21], О. Колесовой [22]. Произведения В. А. Ватагина [2-3], Д. В. Горлова [7], И. В. Келейникова [14], И. В. Портновой [18, 20] были использованы для изучения образа лошади в изобразительном искусстве. О творчестве художников-анималистов подробно было написано в трудах Леонова А. И. [17] и И. В. Портновой [19]. Психологические особенности детского возраста подробно были описаны в работах Выготского Л. С.[5] , Давыдова В. В. [8], Данилова М. А. [9-10], Занкова Л. В. [11], Кабановой-Меллер Е. Н.[12], Калмыковой З. И. [13], Кирилловой Г. Д. [15] и Комаровой Т. С. [16].
Концептуальной основой для данной работы послужили статьи И. В. Портновой [18-20], Е. Г. Вакуленко[6] а так же труды Л. С. Выготского [5].
Проблема исследования заключается в том, экологическое и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста становится все более актуальной проблемой образования, поскольку необходимость формирования экологической культуры и нравственности, воспитания бережного отношения к природе возрастает.
Объектом исследования является нравственный потенциал изучения анималистического жанра в начальной школе на уроках ИЗО.
Предмет исследования: образ лошади в декоративно-прикладном искусстве.
Цель исследовать нравственный потенциал изучения анималистического жанра в начальной школе на уроках ИЗО.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1.Изучить зарубежные методы рисования лошади
2. Изучить методы рисования анимализма в России
3. рассмотреть методы обучения рисованию городецкой, мезенской, палехской росписей для детей 1 – 4 класса при реализации ФГОС.
4. Исследовать психолого-педагогические особенности начального школьного возраста.
5. Изучить роль наглядных пособий при обучении мезенской, палехской и городецкой росписи.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, насчитывающего 22 литературный источник.
Список литературы
1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания народного декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. 347 с.
2. Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. М.: Сварог и К, 1999. 168 с.
3. Ватагин В. А. Образ животного в искусстве. М.: Сварог и К, 2004. 304 с.
4. Ватагин В. А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. М.: Советский художник, 1980. 210 с.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М.: Педагогика, 2003. 328с.
6. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. 380 с.
7. Горлов Д. В. Письма анималиста // Юный художник. 1985. № 11. С. 28-33.
8. Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С.14-19.
9. Данилов М. А., Компов Б. П. Дидактика / Под общей ред. Б.П. Компова. М.: АПН РСФСР, 2007. 518с.
10. Данилов М. А. Умственное воспитание // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. ст. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. С.27-48.
11.Занков Л. В. Развитие школьников в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 2007. 152с.
12. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288с.
13. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2001. 200с.
14.Келейников И. В. Художественные особенности анималистической иллюстрации: Историческая эволюция, теоретические аспекты: автореф. дис. Канд. иск: 17.00.04 / Москва, 2002. 133 с.
15. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 2007. 198 с.
16. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2006, 136 с.
17. Леонов А. И. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века. М.: Искусство, 1994. 744 с.
18. Портнова И. В. Анималистика в отечественном искусстве XVIII-XX веков: проблема границ жанра // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. № 4. С. 216-219.
19. Портнова И. В. «зверопись» немецкого художника XVIII века Иоганна Гроота и его роль в формировании русской анималистической школы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 240-246.
20. Портнова И. В. Значение академического образования в формировании русской «иппической» скульптуры XIX века // Искусство и образование. 2015. № 5. С. 96-104.
21. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2005. 303 с.
22. Колесова О. Сокровища русского искусства. Лаковая миниатюра / Палех [Электронный ресурс]. http://bibliotekar.ru/rusPaleh/1.htm (дата обращения: 16.04.2018).
приложение
Приложение 1.
План урока для 4 класса по теме «Рисование лошади».
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность
Учеников
Планируемые результаты
Время
V . Практическая работа
Определяет критерии оценивания практической работы.
организует практическую работу детей;
проводит вводный инструктаж (с чего начать работу);
организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы);
предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения;
организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту
ВВЕДЕНИЕ
Изучения анималистического жанра на уроках ИЗО (на примере образа лошади) обусловлено тем, что художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника. Являясь одним из важных видов детской деятельности, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция: восприятие, память, представления, мышление и воображение, а личность ребенка в целом. Формируя эмоционально-волевую сферу личности ребенка, уроки изобразительного искусства активно развивают и его познавательную сферу. Знакомство обучающихся с промыслами традиционных кистевых росписей развивает у них чувство ритма, цвета и гармонии цветовых отношений. Изучение народных росписей в школьном курсе изобразительного искусства необходимо, так как в процессе освоения их приемов происходит развитие понимания образного языка декоративного изображения, формирование художественно-графических навыков; умения чувствовать и передавать форму, размеры, пропорции фигур; умения оперировать такими понятиями как симметрия, масштаб, композиция, цвет, линия и т. д.; умения правильно сочетать цвета и оттенки; умения компоновать предметы, составлять композиции. Полученные навыки в дальнейшем помогают школьникам в выполнении творческих работ из различных материалов.
Актуальность данного исследования определяется следующими противоречиями: между необходимостью развития опыта художественных навыков, а также художественно-творческой деятельности учащихся и нацеленностью уроков изобразительного искусства на передачу знаний об искусстве.
Степень изученности для изучения декоративно-прикладного творчества оказались полезны работы С. В. Астраханцевой [1], Е. Г. Вакуленко [6], М. С. Соколовой [21], О. Колесовой [22]. Произведения В. А. Ватагина [2-3], Д. В. Горлова [7], И. В. Келейникова [14], И. В. Портновой [18, 20] были использованы для изучения образа лошади в изобразительном искусстве. О творчестве художников-анималистов подробно было написано в трудах Леонова А. И. [17] и И. В. Портновой [19]. Психологические особенности детского возраста подробно были описаны в работах Выготского Л. С.[5] , Давыдова В. В. [8], Данилова М. А. [9-10], Занкова Л. В. [11], Кабановой-Меллер Е. Н.[12], Калмыковой З. И. [13], Кирилловой Г. Д. [15] и Комаровой Т. С. [16].
Концептуальной основой для данной работы послужили статьи И. В. Портновой [18-20], Е. Г. Вакуленко[6] а так же труды Л. С. Выготского [5].
Проблема исследования заключается в том, экологическое и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста становится все более актуальной проблемой образования, поскольку необходимость формирования экологической культуры и нравственности, воспитания бережного отношения к природе возрастает.
Объектом исследования является нравственный потенциал изучения анималистического жанра в начальной школе на уроках ИЗО.
Предмет исследования: образ лошади в декоративно-прикладном искусстве.
Цель исследовать нравственный потенциал изучения анималистического жанра в начальной школе на уроках ИЗО.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1.Изучить зарубежные методы рисования лошади
2. Изучить методы рисования анимализма в России
3. рассмотреть методы обучения рисованию городецкой, мезенской, палехской росписей для детей 1 – 4 класса при реализации ФГОС.
4. Исследовать психолого-педагогические особенности начального школьного возраста.
5. Изучить роль наглядных пособий при обучении мезенской, палехской и городецкой росписи.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы, насчитывающего 22 литературный источник.
Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию в жанре анимализма
Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.