Методы обучения рисованию анимализма в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Анималистический жанр составляет одну из важных и интересных страниц в истории русского искусства. И образ лошади, как часть анимализма, имел огромное значение для изобразительного искусства России. Изображение сюжетных сцен с лошадьми относится ко многим темам русских художников. Лошади в древнерусском искусстве, в таком, как иконы «Святой Георгий» и «Флор и Лавр», знаменитых и неизвестных живописцев, скульпторов, графиков XVIII—XX столетий представлены в русском искусстве с людьми и без них, работающими и отдыхающими, одерживающими победу на скачках, усталыми от тяжелого труда. Всегда мастера, создававшие изображения лошадей, делали это с любовью, нежностью, глубоким чувством уважения и восторга к этим изящным и сильным животным [14, c. 110].

Традиция изображения всадников, сложившаяся в античности, продолжалась в христианском искусстве в образах Святого Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия, Маврикия, Мартина Турского, Федора Стратилата, Федора Тирона. Русское искусство за тысячелетнюю историю своего развития создало бескрайнее множество изображений лошадей, отразивших их роль в жизни человека. Искусство Древней Руси пронизано религиозностью; оно дало ряд выразительных образов святых всадников — архангела Михаила, Флора, Лавра, а также Святого Георгия Победоносца, покровителя и заступника русской земли [17, c. 86].

Важную роль в художественной культуре России ХVIII века сыграли художники-иностранцы, в частности немцы. Они привнесли в русское искусство новые жанры, такие как портрет, пейзажи изображали в привычном для них стиле и манере. Об анималистическом искусстве как об отдельном жанре искусства еще не говорили. Анималистика могла бы появиться в лице изображенных животных царского двора или свободных представителей дикой фауны, как это было на Западе. Причина состояла в том, что в России ХVIII века не было мастеров этого искусства. Роль первой анималистической школы сыграло творчество Иоганна Фридриха Гроота. Гроот принес в Россию уже сложившиеся традиции немецкой живописной школы с собственными стилевыми предпочтениями [19, c. 240-241].

  Вплоть до середины XVIII века анимализм хоть и был включен в жанровую систему, но животным все же была уделена незначительная роль. После возникновения в Академии художеств класса «зверей и птиц» в 1763, домашние животные стали присутствовать в композициях «ландшафтного класса», изображались пасущиеся звери, птицы, в общем, все, что могло присутствовать на поле. Художники использовали разнообразные приемы для передачи фактуры меха либо оперения, множество цветов для окраса, и различные источники освещения, их целью было создание натуралистического изображения. 

Серьезный вклад в разработку академической системы обучения рисованию в 19 - начале 20 вв. внесли российские художники-педагоги: К.П. Брюллов, А.Е. Егоров, А.А. Иванов, А.И. Иванов, Д.Н. Кардовский, О.А. Кипренский, И.М. Крамской, П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, В.А. Серов, В.И. Суриков, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев.

В ХХ столетии стилистические возможности жанра стали более разнообразными, его границы потеряли былую статичность. Восприятие сущности зверя стало главной ценностью в понимании анималистического жанра. Представителей классицизма привлекало проявление в животном природных, диких качеств, свободолюбивый нрав. Художники-импрессионисты ценили в животном проявления психических свойств, чувств и эмоций, подобных человеческим. На протяжении трех веков, начиная с XIX, образ животного органически вписывался в уже существующие жанры и отражал общую картину развития.

 Важный вклад в развитие обучения анимализму внес В. А. Ватагин. В XX столетии Ватагин организовал мастерскую способствовавшую сложению самобытной отечественной анималистической школы. В задачи деятельности мастерской не входил подбор и подготовка художественных кадров. Тем не менее, по мере сил и возможностей музей содействовал этой цели. Художники были заинтересованы возможностью показа сложных закономерностей в жизни зверей и птиц, многообразиях форм. Зоология, зоопсихология, художественным опытам в сфере анимализма, а 1900–1920 гг. [18, c. 217]. Явились начальным этапом развития анималистического искусства. Ватагин использовал метод серийного показа, позволявший проследить ряд сцен из жизни того или иного вида животных в различных местах его обитания. Таким образом, организация художественной мастерской способствовала первым разных ситуациях, в различных позах, за различным делом. При этом художник соединил в портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением. Одна из таких серий, рассказывающая о буром медведе, представлена шестью картинами, выполненными в 1932 году. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту — одно из условий анималистической живописи [3, c 220].

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.