Предупреждение преступности в экстремальных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эффективность предупреждения преступлений во многом зависит от уровня подготовленности сотрудников к действиям в сложных, конфликтных ситуациях, знания законодательства и умения максимально использовать его возможности в целях обеспечения правопорядка.

Целями применения уголовного и административного законодательства в экстремальных ситуациях природного и социального характера являются:

1. Обеспечение охраны законных прав и интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;

2. Стимулирование законопослушного поведения субъектов правоотношений, пресечение противоправного поведения, организация общей и индивидуальной профилактики;

3. Устранение причин и условий возникновения ситуации, вызванной действием (бездействием) физических лиц, в том числе использование превентивных возможностей закона;

4. Обеспечение неотвратимости ответственности и наказания за деяния, ставшие поводом, причиной либо результатом события;

5. Ликвидация последствий, локализация очагов возникновения, стабилизация ситуации, возникшей в результате события;

6. Обеспечение безопасности (сокращение риска) участников охраны правопорядка.
Основные группы правовых норм и институтов, чаще всего применяемых и используемых в экстремальных условиях:

а) институты Общей части УК, исключающие преступность деяния (гл. 8): необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения и т. д., а также нормы о приготовлении, покушении на преступление, добровольном отказе от совершения преступления; возможности упреждающего применения института необходимой обороны в ситуациях открыто вооруженных посягательств, прежде всего в условиях массовых беспорядков, освобождения заложников, пресечения актов терроризма;

б) уголовно-правовые нормы, стимулирующие раскрытие преступлений, так называемые поощрительные нормы, в частности чистосердечное раскаяние, явка с повинной, предотвращение виновным вредных последствий совершенного преступления, добровольная сдача оружия и др.;

в) нормы Особенной части УК об ответственности за совершение тяжких преступлений. Это прежде всего терроризм, организация или участие в незаконных вооруженных формированиях, угон судна воздушного или водного транспорта, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), массовые беспорядки, убийство, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды и др.;

г) нормы об ответственности за действия, способствующие возникновению эпидемий, эпизоотий или препятствующие их ликвидации;
д) нормы об ответственности за действия, нарушающие правила эксплуатации источников повышенной опасности, и их противоправное использование; за хищение огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

е) нормы об ответственности за совершение иных преступлений в районах стихийного или общественного бедствия, например за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение, хулиганство, другие нормы с так называемой двойной превенцией.
К сожалению, указанные уголовно-правовые нормы и институты на практике применяются не всегда, непоследовательно или с опозданием.
Во многом уголовно-правовая борьба служит подкреплением системы мер экономического, политического, идеологического, организационного, психологического характера. В условиях необычности создавшихся ситуаций, спонтанности их развития и зачастую непредсказуемости последствий необходимо особо обращать внимание на то, что требование неукоснительного соблюдения законности применяемых мер включает как их строгую индивидуализацию, так и безусловность и решительность пресечения правонарушений.

При оценке с правовой точки зрения бездействия сотрудника правоохранительного органа в экстремальной ситуации необходимо выяснять, была ли реальная возможность избирательного поведения. Преступно лишь такое бездействие, когда в соответствующей ситуации имеется возможность выбора варианта поведения на основе правильного понимания сложившейся ситуации и видения альтернатив ее возможного развития.

Неотложное, демонстративное, гласное, адекватное принятие правовых мер на стадиях зарождения и развития беспорядков способствует снижению их тяжести, предотвращает перерастание групповых нарушений общественного порядка в массовые беспорядки. Неиспользование законных мер воздействия в отношении первоначальных преступных действий неизбежно приводит к их разрастанию в количественных и качественных показателях. Это, в свою очередь, усиливает напряженность между правоохранительными органами и гражданами, увеличивает противодействие со стороны наиболее агрессивных представителей толпы, усугубляет негативные последствия события, сужает границы деятельности правоприменителя, оставляя в дальнейшем за ним лишь необходимость использования крайних, силовых мер воздействия.
Одним из условий эффективности предупреждения преступлений является комплексный подход к решению этой проблемы, заключающийся в единстве общего и специального предупреждений преступности.
Перечислим меры предупреждения преступлений в экстремальных ситуациях.

1. Быстрое и эффективное устранение последствий разрушений и обеспечение привычного образа жизни людей, приоритетное решение вопросов социально-экономического характера, обеспечение контроля за целевым расходованием финансовых и материальных ресурсов, направляемых в регион экстремальной ситуации.

2.  Принятие специальных мер по усилению социального контроля (охрана мест хранения материальных ценностей, привлечение негосударственных структур охраны, включая участие местного населения в охране правопорядка, и т. п.).

3. Принятие правовых мер, соответствующих особым условиям, или криминализация деяний, которые ранее не совершались. Так, в последние годы установлена уголовная ответственность за терроризм, захват заложников, организацию и активное участие в массовых беспорядках, иных групповых нарушениях общественного порядка. Именно закон является правовой основой организации и проведения необходимой профилактической работы.

4. Широкая пропаганда основанных на законе средств решения сложных, конфликтных проблем в экстремальных ситуациях (в том числе указанных в законе), а также применения закона, особенно норм об ответственности за организацию и участие в массовых беспорядках. При этом освещаются как карающие аспекты закона, так и его возможности по стимулированию общественно полезного поведения. Такая работа осуществляется с использованием средств массовой информации и путем проведения индивидуальных бесед с потенциальными участниками возможных эксцессов.
Оправдывает себя практика гласного судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных в ходе массовых социальных конфликтов.
Вообще весьма значимы гласность действий правоохранительных органов, уровень осведомленности населения о правилах поведения в экстремальных условиях (прежде всего в период режима чрезвычайного положения). Первостепенное значение приобретает работа по разъяснению населению обстоятельств происшедшего события, мотивов введения усиленных мер охраны общественного порядка, положений законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и граждан в создавшихся условиях. Дефицит официальной информации приводит к возникновению психологических состояний, характеризующихся массовым страхом перед реальной или мнимой опасностями, паническими настроениями. Свою лепту в это вносит и часть средств массовой информации, сознательно распространяющих ложную информацию. Задача сотрудников правоохранительных органов в подобных ситуациях заключается в оперативном, гласном, достоверном, наступательном доведении до населения информации об оперативной обстановке, состоянии преступности, принимаемых органами власти мерах по обеспечению общественного порядка и привлечению виновных лиц к установленной ответственности, а также в воспитании у
граждан уважения к нормам права и применяющим их органам власти.

5. Большие надежды на скорейшее разрешение вооруженного конфликта возлагались на постановления Государственной Думы об амнистиях. К сожалению, заметного влияния на разрешение конфликта амнистии не оказали.
Особенность правоохранительной деятельности обусловлена также наличием значительного числа граждан, временно покидающих места своего постоянного проживания. Так, только на территорию Республики Ингушетия с территории Чеченской Республики в конце 1999 — начале 2000 г. прибыло около 200 тыс. временных переселенцев. Основная задача государственных органов в подобных ситуациях заключается в обеспечении жизнедеятельности переселенцев, законном распределении направляемых в зону бедствия материальных, финансовых и продовольственных ресурсов.

6. Профилактическая работа среди подростков и молодежи, своевременное применение нормы об ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Несовершеннолетние обычно составляют в среднем 30—50% от числа лиц, совершающих преступления в условиях массовых беспорядков, участвующих в групповых нарушениях общественного порядка, и 15—20% — от числа осужденных по данной категории дел.

Вовлечение несовершеннолетних в групповые нарушения общественного порядка в большинстве случаев (60%) происходит через приобщение к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, к азартным играм. Это характерно и для фактов участия подростков в массовых беспорядках.
Значимо профилактическое воздействие на несовершеннолетних, входящих в состав молодежных групп антиобщественной ориентации. Основными направлениями профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений являются индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, склонными к участию в преступлениях; выявление и изоляция взрослых лидеров, склоняющих несовершеннолетних к противоправному поведению; вынесение официальных предупреждений лицам, допускающим нарушения общественного порядка, отрицательно характеризующимся по месту жительства; выявление и оперативная разработка наиболее криминогенных микрорайонов, пунктов сбора подростков и молодежи, мест хранения оружия и предметов преступлений; выдвижение и проверка по делам о самостоятельно совершенных подростками преступлениях версий о предшествовавшем вовлечении их взрослыми в противоправное поведение.

7. Строгое и неуклонное применение федерального законодательства при возникновении коллизий и противоречий с законотворчеством в субъектах Российской Федерации. Единство правового пространства в условиях федеративного устройства государства является важнейшим условием предупреждения на ранних стадиях криминальных проявлений в условиях экстремальности социального характера.

Сложная ситуация, сложившаяся в Северо-Кавказском регионе, требует усиления внимания к деятельности огранизованных преступных формирований, создаваемых по этническому принципу, продолжения комплекса антитеррористических мероприятий, выявления каналов финансирования бандформирований и террористических группировок, в том числе из-за рубежа.

Предупреждение преступлений, совершаемых в экстремальных ситуациях, тесно связано с необходимостью криминологического и уголовно-правового прогнозирования.
Грамотное и своевременное применение предусмотренных законодательством мер способно предупредить возникновение экстремальных ситуаций, а при их возникновении — максимально снизить причиняемый вред. При анализе причин недостаточной применяемости или бездействия норм права очень важно, не ограничиваясь только критикой закона, рассматривать также причины недостаточной эффективности его применения. Они могут быть связаны с ресурсным обеспечением, позицией населения, деформацией правовой психологии самих правоприменителей.

 













Заключение

В заключении можно сказать о необходимости усовершенствования функционирования ОВД РФ в целях проведения ее в состояние, позволяющие гарантировать безопасную защиту гражданина, общества, и государства от противозаконных действий , в том числе и в условиях режима чрезвычайного положения.

Социальное управления в условиях формирования правового государства в РФ оказывает существенное влияние на эффективность оптимальность развития всех сторон жизнедеятельности общества, включая и систему ОВД. В настоящее время на правоохранительные органы возлогаются сложные задачи обеспечения общественной стабильности и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В структуре исполнительной власти РФ ОВД России с служащими органами и внутренними войсками является центральным звеном гарантирования правопорядка и борьбы с преступностью. Среди показателей вызывающих необходимость его преобразования можно назвать: изменения в экономической, политической, социальной жизни России и обострение криминогенной обстановки, вызывающей рост чист числа преступлений.

Совершенствование внутренних войск должно быть нацелено, в первую очередь, на повышение их эффективности в борьбе с преступностью и пресечении внутренних конфликтов, в первую очередь вооруженных, а также на предотвращение и пресечение терроризма на объектах химических комплексов путем усиления их физической защиты.

Чрезвычайная ситуация реконструирует общественные отношения, являющиеся объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на субъекты управления, управленческую подсистему. Структура аппарата управления зависит от той среды, в которой ему приходится функционировать и поэтому для более эффективного его осуществления необходимо в подобных условиях обеспечить четкое взаимодействие между местными ОВД, органами местного самоуправления и органами государственной власти.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 241.