Система правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях напрямую связана с особыми правовыми режимами, которые вводятся решением высших органов государственнной власти в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Современный этап формирования чрезвычайного законодательства связан с принятием Конституции РФ, где предусмотрены положения о введении военного и чрезвычайного положения. В настоящее время принят Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г.№ 3 - ФКЗ " О чрезвычайном положении" и Федеральный конституционный закон от 30. 01.2002 г. № 1 - ФКЗ "О военном положении". К этой системе относятся также федеральные законы от 05.03.1992 г. "О безопасности", от 22.02.1995 г. "Об организации федеральной службы безопасности РФ", от 31.05.1996 г. "Об обороне", от 01.04.1994 г. "О государственной границе РФ.

Согласно федеральному законодательству чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.[2]

Данное понятие позволило выделить наиболее характерные признаки явлений, которые определяют критерии чрезвычайности: многочисленные жертвы людей или угрозы их жизни и здоровью; ущерб (угроза) окружающей природной среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей; необходимость немедленного и адекватного реагирования на них; требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ и других неотложных работ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от количества пострадавших, суммы материального ущерба и охватываемой территории чрезвычайные ситуации подразделяются на: локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.

В общем виде чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы и по другим признакам, описывающим эти сложные явления с различных сторон их природы, свойств и последствий, к примеру, чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по:

- типам и видам, лежащим в основе этих ситуаций;

- масштабу и скорости распространения последствий;

- уровням привлекаемых для ликвидации последствий сил и средств.

По типам и видам (характеристикам явлений, которые определяют особенности воздействия поражающих факторов на людей, природную среду и объекты) чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на:

- транспортные аварии (на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, автодорогах, магистральных трубопроводах, в метрополитене);

пожары, взрывы;

- аварии с выбросами веществ (радиоактивных, сильнодействующих ядовитых, биологически и химически опасных, экологически вредных);

- гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов);

- аварии на системах жизнеобеспечения (электроэнергетических, коммунальных, очистных сооружениях);

- внезапное обрушение сооружений;

- аварии на объектах экономики, связанные с залповыми выбросами экологически вредных веществ.

Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на:

- геологические (землетрясение, извержение вулканов, оползни, сели, снежные лавины);

- метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);

- гидрологические (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами);

- природные пожары (лесные, торфяные, степные);

- массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на:

-   изменение состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание);

- изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушения озонового слоя);

- изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнения водной среды);

-  изменение состояния биосферы.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации могут быть:

- локальные, зона поражения которых охватывает объект;

- местные, зона поражения которых охватывает населенный пункт;

- территориальные, зона поражения которых охватывает субъект Российской Федерации;

- региональные, зона поражения которых охватывает два субъекта Российской Федерации;

- федеральные, зона поражения которых охватывает больше двух субъектов Российской Федерации;

- трансграничные, зона поражения которых выходит за пределы Российской Федерации.

По скорости распространения чрезвычайные ситуации могут быть условно квалифицированы на:

- внезапные (взрывы, транспортные аварии, внезапное обрушение сооружения);

- быстро распространяющие опасность (пожары, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ);

- умеренно распространяющие опасность (аварии на коммунальных системах);

- медленно распространяющие опасность (аварии на очистных сооружениях).

По уровням привлекаемых сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, они могут быть разделены на следующие:

- локальные - используются силы и средства объекта;

- местные - силы и средства населенного пункта;

- территориальные - силы и средства субъекта Российской Федерации;

- региональные - силы и средства двух субъектов Российской Федерации;

- федеральные - силы и средства больше двух субъектов Российской Федерации.

Статистические данные последних лет показывают, что в среднем 69 % от общего числа чрезвычайных ситуаций имеют техногенную природу, включающую аварии, катастрофы, пожары, инциденты.

Негативные последствия аварий, пожаров и катастроф техногенного характера в последние годы становятся неприемлемыми для дальнейшего социально-экономического и экологического развития Российской Федерации. Россия располагает огромным хозяйственным комплексом, по объему инфраструктуры и спектру опасных технологий, сравнимым с тем, которым располагают ведущие страны мира.

За последние годы резко возросла угроза терроризма на потенциально опасных объектах. По мнению специалистов, радиоактивные и химические вещества доступны террористам как никогда ранее. Это объясняется тем, что получение радиоактивных материалов и химических веществ в настоящее время не является неразрешимой задачей

Существующие в настоящее время очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ способствуют возрастанию терроризма на потенциально опасных объектах. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки мероприятий, нацеленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате террористических актов.

Чрезвычайные ситуации, как в настоящее время, так и в перспективе представляют существенную угрозу устойчивому развитию, национальной безопасности России и безопасности жизнедеятельности населения.[3]

 

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 190.