Западная культура НАЧАЛА XX ВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Культурно-исторические особенности региона и проект модерн в Европе

2. Литература

3. Живопись

 

Я на мир взираю из-под столика.

 

Век XX – век необычайный!

 

Чем столетье интересней для историка,

 

Тем для современника печальней.

 

 

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?..

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете —

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?[84]

 

 

1. ГЛАВНАЯ тенденция – дв-е к объединению, интернационализации всех сфер (ранее – нац рамки). Конвергенция (слияние).

Фактор слияния – 2 НТР, соединили нац хоз-ва – основа для слияния дух ценностей.

Уровни:

· Нац к-ры

· Цивилизации З, В, Ю.

Сближение – через катаклизмы (2 войны, регион конф, блоковое противостояние

Начало XX века - 2-я НТР (телефон, телеграф, радио, эл-во. Самолет, автомобиль, конвейер). Монополизация (С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ЭТАТИСТСКИМИ ТЕНДЕНЦИЯМИ) вместо экон либерализма. ----

Кризис либерализма в целом как основы културных концепций

Что на что повлияло? – Дух на мат или наоборот?

Все по-разному.

Вебер «Протестантская этика и дух предпр-ва» - природа З/Е кап-ма. Что современный ему кап-м возник не на притоке новых денег, а на притоке «нового духа».

Ницше – З/Е к-ра катится в пропасть.

Заявление Ницше о «гибели всех богов» стало свидетельством величайшего сдвига в человеческом сознании, который осуществлялся в XX в. Господствующие несколько веков идеи целесообразного мира, торжества разума и морали оказались не в состоянии объяснить изменения, произошедшие в общественной и духовной жизни Европы, когда «культура из европейской стала мировой, открыв для себя цивилизации с иным видением мира. Наука, раздвинув рамки познанного …начала искать иррациональные опоры своему рационализму. Искусство, до предела сблизившись с действительностью в своем реализме, встало перед реальной угрозой самоуничтожиться, растворившись в действительности, и отшатнулось к противоположной крайности – к программе «искусства для искусства»».[2]

 

Аполлон и Дионис и их борьба привела к нигилизму и упадку духовности. Нигилизм – продукт критического, рац мышления. Наука – враг, источник заблуждений. Но на пути свободы стоит мораль, надо – осв-ся, в частности от коллективистских ее эл-тов.

Крупнейшему философу XX в. М. Хайдеггеру принадлежит следующее умозаключение: «Боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа».[

 

Своеобразной точкой отсчета в отношении XX в. к мифу является концепция К. Г. Юнга.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, создатель «аналитической психологии», ученик З. Фрейда. Сочинения Юнга: «Символы превращения» (1912, нов. ред. 1952), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928) и др.

 

В теории Юнга важнейшее место занимает такое понятие, как «коллективное бессознательное», в котором в виде «изначальных» психических структур (архетипов) хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий готовность к осмыслению мира. Основным содержанием психической жизни человека Юнг считал процесс «индивидуации» – стремления личности к полноте воплощения своих возможностей («Человек растет вместе с величием своих задач»). Юнг полагал, что на архетипической основе покоятся все великие идеи. Эти положения были использованы для обоснования абстрактного искусства, доказательства демонического, бессознательного характера художественного творчества.

 

Шпенглер. О массовой к-ре и ее вреде

(Бердяев о нигилизме)

Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) «Восстание масс» (1930), современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. Скопище посредственностей. Мешанина прописных истин. Вина – резкое прибавление численности населения за XIX век . Просто не успевают Пропитаться к-рой. «Особенность нашего времени в том, — пишет далее Ортега, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

Швейцер. «Культура и этика». Что мат достижения – еще не культура. Сверхзанятость – сверхнапряжение – забыться------праздник во всех формах. КАБАРЕ.

НО: чем хуже, тем лучше – недалек ПРОРЫВ. Где опасность – там и спасение. Напряжение Запада – путь к прорыву.

Капитализм – не самодостаточный в морально-этическом отношении. Даровые ресурсы + общественная мораль, которую он сам не вырабатывал. -------- человеческий ресурс – честный, добросовестный, интеллектуально развитый. Некап мораль сделала возможным кап-м. Сам по себе он производил только духовный коллапс, минималисткая система ценнотей и норм, алчность и эгоизм. ПОЭТОМУ: Запад в начале новейшего времени – столкновение 2-х ценностных систем:

· Некап (наследие Хр-ва)

· Ценности кап-ма (антихрист логика)

Двойственность – в самой протест этике,

-------------------В нач XX века - Либ-консерв консенсус. Концепция прав и свобод Человека – паллиатив, способ сосущ-я христ ценносей в логике кап р-я, кот строилось на попрании данных ценностей.

С этим связана идеология Модерна. Это гибридная конструкция (ценности рынка + милосердие). Цель – достичь более эффективного приспособления технологич возможностей кап-ма (прогресс) к базовым христианским ценностям.

Следует отметить, что на Западе веками происходила выработка принципиальных альтернатив христ ценностям. Толстой доказывал, что нравственность вне религии невозможна. Хотя примеры советского, конфуц или античного об-в доказывают обратное. Проблема в чем? В том. Что альтернат ценности являются менее универсальными и эгалитарными. НЕ ДЛЯ ВСЕХ -------двойные стандарты и деление людей по разным признакам ------- нац, религ, мафиозная, социал-дарвин. Политич этики, которые не могут поддержать ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБ_ВА.

 

2. Итак, прект МОДЕРНА. Исторически связан с кап мир-системой – как подчинение всех нравств ограничений и ценностей сосл-феод об-в (доблесть, честь, добродетель, долг) логике аморального экон обмена с целью бесконечного прироста капитала. Это – способ объяснения кап мир-системы, смягчить моральный кризис об-ва. На уровне политич к-ры – либ консенсус. Модерн эпохи фабоичных труб –индустр, урбанистич об-во. Разделение частной и публичной сфер, где в первой – христ мораль, в публичной - прагматич и утилитарная мораль.

ТО:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.