Добровольное и принудительное исполнение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принуждение в праве — это специфическое воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства. Большинство актов применения юридической нормы органом публичной власти или должностным лицом с политической точки зрения представляет собой акты принудительного характера. Принуждение реализуется не только в рамках применения мер юридической ответственности. Существуют и другие меры принуждения, в том числе установленные законом профилактические и превентивные меры, а также меры защиты. Кроме того, не следует забывать о мерах пресечения и мерах обезпечения производства по рассматриваемому судом или иным юрисдикционным органом делу (например, принудительный привод).

Деятельность, регулируемая законодательством об исполнительном производстве, как это проистекает из ст. 1 Закона об исполнительном производстве, направлена именно на принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов. Из этого следует, что вне предмета регулирования законодательства об исполнительном производстве остаются отношения по добровольному исполнению соответствующих актов. Что можно в таком случае понимать под добровольным и принудительным исполнением обязанности должника?

Прежде всего заметим, что принудительным исполнением юридической обязанности является любое исполнение, не являющееся добровольным, т.е. исполнение, произведённое должником либо иным лицом от его имени вопреки или независимо от воли должника, либо по его воле, сформировавшейся под воздействием или угрозой воздействия установленных законом мер государственного принуждения.

Необходимо разграничивать добровольное исполнение исполнительного документа с точки зрения исполнительного производства (в процессуальном смысле) и добровольное исполнение обязанности должника в материально-правовом смысле.

Начнем с анализа категории добровольности в материальном (прежде всего гражданском) праве. В силу общих правовых предписаний любая юридическая обязанность должна исполняться добровольно, по воле обязанного лица. Пунктом 1 ст. 1 ГК РФ декларируется недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость безпрепятственного осуществления гражданских прав, обезпечение восстановления нарушенных прав. В соответствии с п. 3 той же статьи при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Таким образом, исходя из указанных положений материального права, в гражданском обороте все должны добровольно и надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства (в полном объёме, в срок, в надлежащем месте, в установленной валюте и т.д.) без вмешательства государства. В правовом и демократическом государстве с рыночной экономикой обращение частных субъектов к государству за принудительным исполнением обязательств, установленных их свободным соглашением на основании закона, должно быть экстраординарной, исключительной мерой.

Однако, к сожалению, значительное количество гражданско-правовых обязательств не исполняется надлежащим образом, что влечёт необходимость обращения управомоченных лиц к механизмам защиты нарушенных или оспоренных прав, предусмотренным законом (ст. 11 ГК РФ).

Исполнение юридической обязанности с точки зрения материального права является добровольным лишь до обращения кредитора к установленным в соответствии с законом механизмам защиты его нарушенного права в связи с ненадлежащим исполнением должником его обязанности. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский суд. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, возможна защита прав в административном порядке.

После обращения к судебной защите в форме предъявления иска в компетентный суд о добровольном исполнении обязательства говорить уже нельзя, обязательство вступает в принудительную стадию реализации с участием силы государственного принуждения. С момента принятия судом иска кредитора у должника возникает уже публично-правовая обязанность отвечать по предъявленному иску, участвовать в судебном процессе, становясь субъектом гражданского процессуального отношения с судом. Вступление ответчика в процесс является недобровольным, он понуждается к этому законом и судом на основании иска.

Для того чтобы уяснить соотношение добровольного и принудительного исполнения обязательства можно обратиться к позиции о том, что субъективное право по своему материально-правовому содержанию представляет собой совокупность ряда возможностей, в частности, возможности для управомоченного лица осуществить право своими собственными действиями, возможности требовать определённого поведения от обязанного лица, и, наконец, возможности обратиться к компетентным органам с требованием защиты нарушенного или оспариваемого права. Как только первые 2 правомочия не могут быть реализованы добровольно, реализация третьего из них, обезпеченная в том числе процессуальными механизмами гражданского судопроизводства и исполнительного производства, переводит материальное правоотношение сторон в особую принудительную стадию, в которой участвует властный субъект.

При этом само материальное правоотношение, из которого возник спор, по общему правилу во всех стадиях реализации должно остаться неизменным. Так, согласно ч. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день фактической уплаты суммы этих средств кредитору. Таким образом, ни предъявление иска, ни процедура исполнительного производства не прерывают применение мер гражданско-правовой ответственности к недобросовестному должнику.

Теперь рассмотрим вопрос о том, что является добровольным и принудительным исполнением требования исполнительного документа с точки зрения Закона об исполнительном производстве (т.е. добровольным и принудительным в процессуальном смысле).

Часть 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что срок для добровольного исполнения исполнительного документа составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного судебным приставом-исполнителем на основании заявления взыскателя, предъявившего к исполнению исполнительный документ. Срок для добровольного исполнения устанавливается судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, исходя из логики Закона об исполнительном производстве, добровольным является исполнение должником требований исполнительного документа до момента истечения указанного 5-дневного срока.

Как было отмечено, с точки зрения норм материального права, самого существа юридической обязанности, подтверждённой исполнительным документом, соответствующая обязанность исполняется принудительно уже с момента обращения кредитора за защитой своего права к государству (предъявляя иск в суд, обращаясь с заявлением к административному или иному органу). Исходя же из ст. 30 Закона об исполнительном производстве, принудительным является лишь исполнение исполнительного документа после истечения установленного должнику срока на «добровольное» исполнение. После истечения указанного срока судебный пристав-исполнитель обязан реализовать в отношении должника комплекс установленных законом исполнительных действий, применить к нему такую меру денежного взыскания за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительных документов, как исполнительский сбор (ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Следовательно, после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа исполнение его требований должником не может считаться добровольным ни с точки зрения материального, ни с точки зрения процессуального права (в том числе Закона об исполнительном производстве). Даже в том случае, если должник самостоятельно перечислил денежные средства на счёт взыскателя или депозитный счёт подразделения судебных приставов, не дожидаясь обращения взыскания на его имущество, такое исполнение является принудительным, совершённым под воздействием или угрозой воздействия мер государственного принуждения.

Пример из практики. В отдел судебных приставов поступил на исполнение исполнительный документ районного суда о взыскании с гражданина в пользу страховой компании суммы в размере 275 тыс. руб. Судебный пристав-исполнитель направила постановление о возбуждении исполнительного производства по адресу проживания должника и установила, что в собственности данного гражданина находится автомобиль марки «Toyota Corolla», гараж и доля в трехкомнатной квартире. Явившемуся на приём в отдел судебных приставов должнику было разъяснено, что в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя в срок, отведённый для добровольного исполнения, на его имущество будет наложен арест, а также будет вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Возможные меры принудительного исполнения мгновенно подействовали на должника. В этот же день он погасил всю сумму долга.

В приведённом выше случае вряд ли можно говорить о действительно «добровольном» исполнении требований исполнительного документа, несмотря на то что до истечения соответствующего срока такое исполнение Законом об исполнительном производстве признаётся добровольным.

Заметим, что предмет регулирования Закона об исполнительном производстве шире, нежели принудительное исполнение исполнительного документа в смысле ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Закон об исполнительном производстве регулирует процесс исполнения требований исполнительного документа не с момента истечения установленного судебным приставом-исполнителем 5-дневного срока на добровольное исполнение, а фактически с момента предъявления (направления) исполнительного документа взыскателем судебному приставу-исполнителю либо в соответствии со ст. 8—9 Закона об исполнительном производстве иным лицам, исполняющим требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц (например, банком, в котором открыты счета должника, или его работодателем, выплачивающим должнику заработную плату).

Несмотря на то что с точки зрения Закона об исполнительном производстве (т.е. в процессуальном смысле) исполнение исполнительного документа в последнем случае является добровольным, без участия государства в лице судебного пристава-исполнителя, соответствующие отношения урегулированы Законом об исполнительном производстве, который предоставляет взыскателю ряд прав для удовлетворения своих требований за счёт имущества должника, одновременно устанавливая обязанности иных лиц (банков, работодателя должника, органов социального обезпечения и т.д.) по исполнению от имени должника соответствующих обязанностей за счёт его имущества. Такой механизм является «пограничным»: частно-публичным и материально-процессуальным.

Такой же «пограничный» правовой механизм установлен ст. 87.1 Закона об исполнительном производстве в отношении процедуры самостоятельной реализации должником принадлежащего ему малоценного (стоимостью не выше 30 тыс. руб.) имущества уже в рамках возбужденного исполнительного производства. В такой реализации не участвуют судебный пристав или иные органы принудительного исполнения. Должник сам реализует своё имущество для дальнейшего погашения долга по исполнительному документу в обычном гражданско-правовом порядке, однако перечисляет вырученные деньги на депозитный счёт подразделения судебных приставов для дальнейшей передачи взыскателю.

Вне предмета регулирования Закона об исполнительном производстве остается деятельность по самостоятельному исполнению судебного акта взыскателем в «добровольном порядке» с момента:

· вынесения решения суда до его вступления в законную силу;

· вступления решения суда в законную силу до выдачи исполнительного листа и его предъявления (направления) для исполнения в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Кроме того, за пределами предмета регулирования Закона об исполнительном производстве остаётся значительный блок отношений по самостоятельной реализации субъективных прав кредитором, побуждению должника выполнить свою обязанность в периоды с момента:

· нарушения обязательства до подачи соответствующего иска в суд или заявления в административный орган;

· принятия иска судом к производству до вынесения судебного решения.

В первом случае действия кредитора урегулированы нормами материального права (например, ст. 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав», Закон о возврате просроченной задолженности).

Во втором случае отношения государства, кредитора и должника в рамках гражданского судопроизводства регулируются нормами гражданского процессуального законодательства.

Ещё раз подчеркнём, что Закон об исполнительном производстве регулирует отношения по принудительному исполнению только тех документов, которые признаются исполнительными в соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве. Указанное не означает, что иные акты, вынесенные юрисдикционными органами в Российской Федерации, остаются неисполненными. Их принудительное исполнение обезпечивается механизмами, предусмотренными иными, чем Закон об исполнительном производстве, нормативными правовыми актами.

Таким образом, предмет регулирования законодательства об исполнительном производстве ограничен отношениями по принудительному исполнению обязанностей должника, которые указаны в исполнительных документах, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве, с участием судебного пристава-исполнителя либо без его участия уполномоченными законодательством об исполнительном производстве лицами. Законодательство об исполнительном производстве не распространяется на отношения по исполнению обязанностей должника до выдачи исполнительного документа и его направления на исполнение в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Предмет регулирования Закона об исполнительном производстве постепенно расширяется и «размывается», включая в себя различные по своей правовой природе и основаниям возникновения отношения. Например, Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей», которым предусмотрено исполнение судебными приставами-исполнителями запроса центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обезпечения исполнения обязательств по международному договору РФ, о розыске ребёнка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, соответствующий документ (запрос центрального органа) был признан исполнительным документом, следовательно, подлежащим исполнению в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Не все действия судебного пристава-исполнителя представляют собой исполнительное производство, так же как и не все действия суда являются правосудием. На должностных лиц ФССП России возлагаются различные полномочия, в том числе непосредственно не связанные с исполнительным производством, например по осуществлению дознания согласно УПК РФ, рассмотрению дел об административных правонарушениях согласно КоАП РФ и т.д. Соответствующие полномочия реализуются не в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.