Тема практического занятия: «Социально-педагогически концепции в начале XX века»
Вопросы для обсуждения:
1.Социальная педагогика в понимании П. Наторпа.
2. Социальное понимание педагогики в концепции Г. Кершенштейнера.
3. Социально-педагогический характер педагогики прагматизма Д. Дьюи.
4.Общественное воспитание в России во второй половине XIX в.
5.Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева.
6.Концепция внешкольного образования Е. Медынского.
7.Зарождение теории детского движения в России.
8.Социально-педагогические аспекты теории общественного призрения (К.В. Руквишников).
9.Социально-педагогический контекст теории «свободного воспитания». «Педагогика среды» С.Т. Шацкого.
Историко-педагогический практикум:
*Сделайте конспект работы П.А. Соколова История педагогических систем (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений // Сост. Л.В. Мардахаев – М., 2003. – С. 20 – 34.). как может быть охарактеризовано «предметное поле» социальной педагогики по данной работе?
*Сделайте выписки из работ Д.А. Дриля «Тюрьма и принудительное воспитание» и «Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение» (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003), позволяющие сделать выводы о содержании, формах и методах исправительной деятельности.
*Составьте хронологическую таблицу событий, которые, на Ваш взгляд характеризуют процесс развития социальной педагогики этого времени.
*Подберите исторические факты, доказывающие положение, что общественно-педагогическое движение есть форма социально-педагогической деятельности в России.
*Используя историческую литературу соберите фактологический материал, иллюстрирующий исправительно-воспитательное направление в социальной педагогике рассматриваемого периода.
*Составьте «тезаурус» социальной педагогики этого времени.
**Дайте характеристику понятия «среда» по представлениям отечественных педагогов конца XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.).
**Дайте характеристику основным субъектам социально-педагогической деятельности указанного периода.
**Соотнесите основные социально-педагогические концепции и формы социально-педагогической деятельности.
**Сравните представления о социальном характере воспитания Э. Дюркгейма, П. Наторпа, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера.
**Сравните теорию «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера и идею «школы для будущего» Дж. Дьюи: что объединяет эти концепции, в чем различия и почему.
**Определите социальную роль школы во взглядах представителей традиционной педагогики («школы учебы») и новой педагогики («школа жизни»).
***Подберите аргументы, опровергающие или подтверждающие мнение В.В. Зеньковского, что идеям К.Н.Вентцеля присущ «крайний социально-педагогический утопизм».
***Сравните цели и задачи детского движения, представленные в организации скаутов и других общественных организациях России указанного периода.
***Проанализируйте средства социального воспитания, наиболее распространенные в этот период.
***Используя работы педагогов, относящихся к данному периоду, сделайте вывод о содержании и характере социальных задач школы.
***Чем отличается представление о социальном воспитании этого периода от представлений об общественном воспитании, которые сложились в предыдущее время?
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Тема 6. Социальная педагогика в России в XX веке
Тема практического занятия: «Особенности социальной педагогики в советский период».
Вопросы для обсуждения:
1. Концепции социального воспитания в советской педагогике 1920-х гг.
2. Проблема среды в отечественной педагогике 1960-1980х гг.
3. Социальное воспитание в советский период.
Историко-педагогический практикум:
*Составьте перечень форм взаимодействия школы и среды в советский период.
*Подберите исторические факты, иллюстрирующие следующие направления социально-педагогической деятельности в советский период: защита детей, организация досуга, усвоение социального опыта.
**Подберите аргументы, позволяющие утверждать, что идеи С.Т. Шацкого представляют суть социально-педагогической теории.
**Выделите этапы в развитии социально-педагогической деятельности С. Шацкого, охарактеризуйте основное содержание идей и практики.
**Соотнесите формы социального воспитания по основным сферам: образование; освоение социального опыта; индивидуальная помощь.
**Используя работы С. Шацкого (Изучение жизни и участие в ней// Избр. Пед. соч. – М., 1980), М. Крупениной, В.Н. Шульгина, выделите варианты взаимодействия школы и социальной среды.
**Сравните сущность понимания «социального» в воспитании отечественных педагогов до и после 1917 г.
**Проведите сравнительный анализ целей и задач социального воспитания во взглядах: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Иорданского, М.В. Крупениной, В.В. Зеньковского.
**Сравните Всесоюзную пионерскую организацию и движение скаутов по их социализирующим возможностям.
***Соберите материал по вопросу «Социальное воспитание в педагогике Русского Зарубежья».
***Проанализируйте трансформацию, произошедшую с теорией и практикой социального воспитания после революции 1917 г. в России.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,2,3,4,5,6,10,11,12
Дата: 2019-04-23, просмотров: 385.