Тема практического занятия: «Формирование социально-педагогических подходов в России»
Вопросы для обсуждения:
1. «Домострой» как модель социального воспитания в России.
2. Призрение как социально-педагогическая практика на Руси до 17 в.
3. Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I
Историко-педагогический практикум:
*Опишите образ идеального человека на основе анализа текста «Домостроя».
*Составьте «словарь педагогических терминов», характерных для отечественной педагогической традиции (используйте материалы Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – С., 60, 83, 98, 164 – 167; Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – с. 46, 47).
*Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.
**Используя данные истории, этнологии, культурологи, подберите доказательства тезиса о том, что народная педагогика России имела выраженный социальный характер.
**Докажите на примерах, используя литературу и исторические документы, что практика призрения, сложившаяся в России, имела педагогическую направленность.
***Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.
***Подготовьте доклад-презентацию на тему «Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I».
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Раздел Социальная педагогика в индустриальном обществе
Тема 4. Социальная педагогика в эпоху Нового времени
Тема практического занятия: «Социальное воспитание во второй половине XIX – первой половине XX вв.»
Вопросы для обсуждения:
1. «Социально-воспитательный проект И. Песталоцци.
2. Социально-педагогический эксперимент И.И. Бецкого.
3.Содержание деятельности Мариинского Ведомства в России.
4. Представления об общественной сути воспитания в России в первой половине XIX в.
Историко-педагогический практикум:
*Выделить новое в содержании, организации помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
*Раскрыть социально-педагогический смысл практики «образования бедных».
*Используя текст доклада Ж. Кондорсе «Об общей организации народного образования» (см. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 104 – 106), сформулируйте задачи и формы общетсвенного воспитания.
*Сделайте конспект статьи В.Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно работающим в приюте» (Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1955, с. 61 – 68), сделайте вывод о содержании и организации воспитания в детских приютах.
**Сопоставьте направления социально-воспитательной деятельности и формы организации социального воспитания в эпоху Нового врмени.
**Сравните задачи общественного воспитания, в представлении Ж.Ж. Руссо с точки зрения макро-процессов (общества, культуры) и микро0процессов (самого человека).
**Выберите определения «общественного воспитания», анализируя работы представителей общественной мысли, педагогов Нового времени (Я.А. Коменский, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, И. Кант, Ф. Фребель и др.). Сравните.
**Подготовьте конспект по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 5 – 8). Проанализируйте социально-философское представление о социальном воспитании И. Канта.
**Сделайте анализ задач социального воспитания И.Г. Фихте по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 8 – 12).
**Сравните социально-педагогический «эксперимент» И.И. Бецкого и И.Г. Песталоцци.
**Используя работы И.Г. Песталоцци («Письмо другу о пребывании в Станце», «Письмо г-на И.Г. Песталоции г-ну Н.Э.Ч.») подтвердите социально-воспитательный контекст его деятельности: выделите специфику образования, социального опыта и индивиудальной помощи, реализуемой в его учреждениях.
***Сравните представления о необходимом уровне образовании, социальном опыте и индивидуальной помощи, с точки зрения задач социализации в эпоху Нового времени.
***Докажите социально-педагогическую направленность жизнедеятельности Ясно-полянской школы.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Дата: 2019-04-23, просмотров: 352.