УТВЕРЖДАЮ
Директор
Института истории, гуманитарного, социального образования
_________ О.Н. Катионов
__ _________ 20__ г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Образовательная программа:
Профиль «Психология и социальная педагогик
Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Форма обучения:
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.
Содержание контактной работы с преподавателем
Введение. Тема 1 История социальной педагогики - отрасль научного знания
Историко-педагогический практикум:
** Сравните определения педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи педагогики различные авторы?
** Сравните определения социальной педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи социальной педагогики различные авторы?
**Сравните сущность современной трактовки социального воспитания у разных авторов. Определите, что является общим и особенным.
**На основе анализа различных учебников по социальной педагогике и истории социальной педагогики выделите основные историко-научные этапы развития социальной педагогики как науки. Решение каких социально-педагогических проблем было в центре внимания в тот или иной исторический промежуток времени?
***На основе анализа тематики педагогических, социально-педагогических и историко-педагогических публикаций в журналах «Педагогика» и «Народное образование» последнего десятилетия выделите приоритетные проблемы исследования исторического прошлого социальной педагогики. Чем вызван интерес авторов?
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,3.4.5,10,11
Раздел Социальная педагогика в традиционном обществе
Тема 2. Зарождение социального воспитания и социально-педагогические идеи античности.
Тема практического занятия: «Становление социально-педагогических подходов в традиционном обществе»
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
1. Общественное воспитание во взглядах античных философов (Платон, Аристотель).
2. Организация общественного воспитания в афинском и спартанском обществе.
3. Формы и методы социального воспитания в христианской педагогике Средневековья.
4. Социально-педагогические взгляды эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, В. да Фельтре.).
Историко-педагогический практикум:
*Приведите примеры, характеризующие цели и основные направления социального воспитания в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.
*Составьте собирательную характеристику образа человека по работам античных философов.
*Покажите, что термин «воспитание» в античной культуре является синонимом: социализации; обучения; воспитательной деятельности; политической задачи государства.
*Сравните взгляды на общественное воспитания Платона и Аристотеля, используя следующие основания: философское определения человека в мире; роль среды в становлении человека; факторы среды, влияющие на становление человека; цель воспитания; содержание; субъекты воспитания; результат. Сделайте вывод об общем и различиях.
*Сделайте конспект главы III («Нормативный канон человека и стиль социализации») в книге И.С. Кона «Ребенок и общество». Покажите, как цели, задачи и методы воспитания связаны с нормативным образом ребенка в культуре. Что и как влияет на локус контроля? Как происходит усвоение свойственного данной культуре нормативного канона человека? Как различаются термины «социализация» и «воспитание»?
*Выявите социальную направленность содержания воспитания феодала, рыцаря, ремесленника. Что было общим? Что – отличным?
*Представьте обзор форм религиозной благотворительности, распространенных в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации. Сделайте вывод с точки зрения социально-педагогической целесообразности.
**Составьте «тезаурус» педагогики в античном мире.
**В работах Платона и Аристотеля найдите определения общества, охарактеризуйте его структуру.
**Приведите примеры, доказывающие социальную направленность воспитания а) в традиционной семье; б) в первых образовательных учреждениях в древнейших государствах.
**Проанализируйте представленные «Документы и материалы» (Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 72 – 85). Покажите, какой социальный опыт был актуален для освоения человеком в изучаемую эпоху.
**Используя тексты – афоризмы Конфуция («Беседы и суждения») дайте характеристику представлений о роли среды в жизни человека. Какими чертами должен обладать «добродетельный» человек, живя в таком обществе?
***Докажите, что семейное воспитание в Древнем Риме носило выраженный социальный характер.
***Используя дополнительную литературу (исторического, этнографического, антропологического характера), подберите материал (факты), который может стать иллюстрацией к содержанию процесса социализации в родовой общине. Какой социальный опыт приобретался в данном процессе? Какие социальные нормы и ценности усваивались?
***Охарактеризовать задачи воспитания как социального института по древнейшим законодательным источникам («Законы вавилонского царя Хаммурапи»).
***Л.Д. Синицкий в работе «Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» утверждал, что «социально-педагогическая практика античности складывалась на трех принципах: социальности, действенности и целостности». Приведите примеры, подтверждающие данное заключение.
***Дайте характеристику педагогических традиций Западной цивилизации в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации с точки зрения социализации.
***Используя историческую и историко-педагогическую литературу, докажите, что педагогическая концепция классического христианства и протестантизма имеют больше схожего, чем отличного в аспекте социализации.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Вопросы для обсуждения:
1. «Домострой» как модель социального воспитания в России.
2. Призрение как социально-педагогическая практика на Руси до 17 в.
3. Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I
Историко-педагогический практикум:
*Опишите образ идеального человека на основе анализа текста «Домостроя».
*Составьте «словарь педагогических терминов», характерных для отечественной педагогической традиции (используйте материалы Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – С., 60, 83, 98, 164 – 167; Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – с. 46, 47).
*Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.
**Используя данные истории, этнологии, культурологи, подберите доказательства тезиса о том, что народная педагогика России имела выраженный социальный характер.
**Докажите на примерах, используя литературу и исторические документы, что практика призрения, сложившаяся в России, имела педагогическую направленность.
***Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.
***Подготовьте доклад-презентацию на тему «Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I».
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Вопросы для обсуждения:
1. «Социально-воспитательный проект И. Песталоцци.
2. Социально-педагогический эксперимент И.И. Бецкого.
3.Содержание деятельности Мариинского Ведомства в России.
4. Представления об общественной сути воспитания в России в первой половине XIX в.
Историко-педагогический практикум:
*Выделить новое в содержании, организации помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
*Раскрыть социально-педагогический смысл практики «образования бедных».
*Используя текст доклада Ж. Кондорсе «Об общей организации народного образования» (см. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 104 – 106), сформулируйте задачи и формы общетсвенного воспитания.
*Сделайте конспект статьи В.Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно работающим в приюте» (Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1955, с. 61 – 68), сделайте вывод о содержании и организации воспитания в детских приютах.
**Сопоставьте направления социально-воспитательной деятельности и формы организации социального воспитания в эпоху Нового врмени.
**Сравните задачи общественного воспитания, в представлении Ж.Ж. Руссо с точки зрения макро-процессов (общества, культуры) и микро0процессов (самого человека).
**Выберите определения «общественного воспитания», анализируя работы представителей общественной мысли, педагогов Нового времени (Я.А. Коменский, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, И. Кант, Ф. Фребель и др.). Сравните.
**Подготовьте конспект по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 5 – 8). Проанализируйте социально-философское представление о социальном воспитании И. Канта.
**Сделайте анализ задач социального воспитания И.Г. Фихте по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 8 – 12).
**Сравните социально-педагогический «эксперимент» И.И. Бецкого и И.Г. Песталоцци.
**Используя работы И.Г. Песталоцци («Письмо другу о пребывании в Станце», «Письмо г-на И.Г. Песталоции г-ну Н.Э.Ч.») подтвердите социально-воспитательный контекст его деятельности: выделите специфику образования, социального опыта и индивиудальной помощи, реализуемой в его учреждениях.
***Сравните представления о необходимом уровне образовании, социальном опыте и индивидуальной помощи, с точки зрения задач социализации в эпоху Нового времени.
***Докажите социально-педагогическую направленность жизнедеятельности Ясно-полянской школы.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Вопросы для обсуждения:
1.Социальная педагогика в понимании П. Наторпа.
2. Социальное понимание педагогики в концепции Г. Кершенштейнера.
3. Социально-педагогический характер педагогики прагматизма Д. Дьюи.
4.Общественное воспитание в России во второй половине XIX в.
5.Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева.
6.Концепция внешкольного образования Е. Медынского.
7.Зарождение теории детского движения в России.
8.Социально-педагогические аспекты теории общественного призрения (К.В. Руквишников).
9.Социально-педагогический контекст теории «свободного воспитания». «Педагогика среды» С.Т. Шацкого.
Историко-педагогический практикум:
*Сделайте конспект работы П.А. Соколова История педагогических систем (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений // Сост. Л.В. Мардахаев – М., 2003. – С. 20 – 34.). как может быть охарактеризовано «предметное поле» социальной педагогики по данной работе?
*Сделайте выписки из работ Д.А. Дриля «Тюрьма и принудительное воспитание» и «Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение» (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003), позволяющие сделать выводы о содержании, формах и методах исправительной деятельности.
*Составьте хронологическую таблицу событий, которые, на Ваш взгляд характеризуют процесс развития социальной педагогики этого времени.
*Подберите исторические факты, доказывающие положение, что общественно-педагогическое движение есть форма социально-педагогической деятельности в России.
*Используя историческую литературу соберите фактологический материал, иллюстрирующий исправительно-воспитательное направление в социальной педагогике рассматриваемого периода.
*Составьте «тезаурус» социальной педагогики этого времени.
**Дайте характеристику понятия «среда» по представлениям отечественных педагогов конца XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.).
**Дайте характеристику основным субъектам социально-педагогической деятельности указанного периода.
**Соотнесите основные социально-педагогические концепции и формы социально-педагогической деятельности.
**Сравните представления о социальном характере воспитания Э. Дюркгейма, П. Наторпа, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера.
**Сравните теорию «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера и идею «школы для будущего» Дж. Дьюи: что объединяет эти концепции, в чем различия и почему.
**Определите социальную роль школы во взглядах представителей традиционной педагогики («школы учебы») и новой педагогики («школа жизни»).
***Подберите аргументы, опровергающие или подтверждающие мнение В.В. Зеньковского, что идеям К.Н.Вентцеля присущ «крайний социально-педагогический утопизм».
***Сравните цели и задачи детского движения, представленные в организации скаутов и других общественных организациях России указанного периода.
***Проанализируйте средства социального воспитания, наиболее распространенные в этот период.
***Используя работы педагогов, относящихся к данному периоду, сделайте вывод о содержании и характере социальных задач школы.
***Чем отличается представление о социальном воспитании этого периода от представлений об общественном воспитании, которые сложились в предыдущее время?
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Вопросы для обсуждения:
1. Концепции социального воспитания в советской педагогике 1920-х гг.
2. Проблема среды в отечественной педагогике 1960-1980х гг.
3. Социальное воспитание в советский период.
Историко-педагогический практикум:
*Составьте перечень форм взаимодействия школы и среды в советский период.
*Подберите исторические факты, иллюстрирующие следующие направления социально-педагогической деятельности в советский период: защита детей, организация досуга, усвоение социального опыта.
**Подберите аргументы, позволяющие утверждать, что идеи С.Т. Шацкого представляют суть социально-педагогической теории.
**Выделите этапы в развитии социально-педагогической деятельности С. Шацкого, охарактеризуйте основное содержание идей и практики.
**Соотнесите формы социального воспитания по основным сферам: образование; освоение социального опыта; индивидуальная помощь.
**Используя работы С. Шацкого (Изучение жизни и участие в ней// Избр. Пед. соч. – М., 1980), М. Крупениной, В.Н. Шульгина, выделите варианты взаимодействия школы и социальной среды.
**Сравните сущность понимания «социального» в воспитании отечественных педагогов до и после 1917 г.
**Проведите сравнительный анализ целей и задач социального воспитания во взглядах: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Иорданского, М.В. Крупениной, В.В. Зеньковского.
**Сравните Всесоюзную пионерскую организацию и движение скаутов по их социализирующим возможностям.
***Соберите материал по вопросу «Социальное воспитание в педагогике Русского Зарубежья».
***Проанализируйте трансформацию, произошедшую с теорией и практикой социального воспитания после революции 1917 г. в России.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,2,3,4,5,6,10,11,12
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Института истории, гуманитарного, социального образования
_________ О.Н. Катионов
__ _________ 20__ г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Направление подготовки:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Образовательная программа:
Дата: 2019-04-23, просмотров: 346.