ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Института истории, гуманитарного, социального образования

_________ О.Н. Катионов

__ _________ 20__ г.

МП

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Образовательная программа:

Профиль «Психология и социальная педагогик

Квалификация (степень) выпускника:

Бакалавр

 

Форма обучения:

 

(Продолжение см. на стр. 2)
очная/заочная

 

(Продолжение см. на стр. 2)
Новосибирск 2019



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

Содержание контактной работы с преподавателем

Введение. Тема 1 История социальной педагогики - отрасль научного знания

Историко-педагогический практикум:

** Сравните определения педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи педагогики различные авторы?

** Сравните определения социальной педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи социальной педагогики различные авторы?

**Сравните сущность современной трактовки социального воспитания у разных авторов. Определите, что является общим и особенным.

**На основе анализа различных учебников по социальной педагогике и истории социальной педагогики выделите основные историко-научные этапы развития социальной педагогики как науки. Решение каких социально-педагогических проблем было в центре внимания в тот или иной исторический промежуток времени?

***На основе анализа тематики педагогических, социально-педагогических и историко-педагогических публикаций в журналах «Педагогика» и «Народное образование» последнего десятилетия выделите приоритетные проблемы исследования исторического прошлого социальной педагогики. Чем вызван интерес авторов?

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,3.4.5,10,11

Раздел Социальная педагогика в традиционном обществе

Тема 2. Зарождение социального воспитания и социально-педагогические идеи античности.

Тема практического занятия: «Становление социально-педагогических подходов в традиционном обществе»

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. Общественное воспитание во взглядах античных философов (Платон, Аристотель).

2. Организация общественного воспитания в афинском и спартанском обществе.

3. Формы и методы социального воспитания в христианской педагогике Средневековья.

4. Социально-педагогические взгляды эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, В. да Фельтре.).

Историко-педагогический практикум:

*Приведите примеры, характеризующие цели и основные направления социального воспитания в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.

*Составьте собирательную характеристику образа человека по работам античных философов.

*Покажите, что термин «воспитание» в античной культуре является синонимом: социализации; обучения; воспитательной деятельности; политической задачи государства.

*Сравните взгляды на общественное воспитания Платона и Аристотеля, используя следующие основания: философское определения человека в мире; роль среды в становлении человека; факторы среды, влияющие на становление человека; цель воспитания; содержание; субъекты воспитания; результат. Сделайте вывод об общем и различиях.

*Сделайте конспект главы III («Нормативный канон человека и стиль социализации») в книге И.С. Кона «Ребенок и общество». Покажите, как цели, задачи и методы воспитания связаны с нормативным образом ребенка в культуре. Что и как влияет на локус контроля? Как происходит усвоение свойственного данной культуре нормативного канона человека? Как различаются термины «социализация» и «воспитание»?

*Выявите социальную направленность содержания воспитания феодала, рыцаря, ремесленника. Что было общим? Что – отличным?

*Представьте обзор форм религиозной благотворительности, распространенных в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации. Сделайте вывод с точки зрения социально-педагогической целесообразности.

**Составьте «тезаурус» педагогики в античном мире.

**В работах Платона и Аристотеля найдите определения общества, охарактеризуйте его структуру.

**Приведите примеры, доказывающие социальную направленность воспитания а) в традиционной семье; б) в первых образовательных учреждениях в древнейших государствах.

**Проанализируйте представленные «Документы и материалы» (Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 72 – 85). Покажите, какой социальный опыт был актуален для освоения человеком в изучаемую эпоху.

**Используя тексты – афоризмы Конфуция («Беседы и суждения») дайте характеристику представлений о роли среды в жизни человека. Какими чертами должен обладать «добродетельный» человек, живя в таком обществе?

***Докажите, что семейное воспитание в Древнем Риме носило выраженный социальный характер.

***Используя дополнительную литературу (исторического, этнографического, антропологического характера), подберите материал (факты), который может стать иллюстрацией к содержанию процесса социализации в родовой общине. Какой социальный опыт приобретался в данном процессе? Какие социальные нормы и ценности усваивались?

***Охарактеризовать задачи воспитания как социального института по древнейшим законодательным источникам («Законы вавилонского царя Хаммурапи»).

***Л.Д. Синицкий в работе «Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» утверждал, что «социально-педагогическая практика античности складывалась на трех принципах: социальности, действенности и целостности». Приведите примеры, подтверждающие данное заключение.

***Дайте характеристику педагогических традиций Западной цивилизации в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации с точки зрения социализации.

***Используя историческую и историко-педагогическую литературу, докажите, что педагогическая концепция классического христианства и протестантизма имеют больше схожего, чем отличного в аспекте социализации.

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12

Вопросы для обсуждения:

1. «Домострой» как модель социального воспитания в России.

2. Призрение как социально-педагогическая практика на Руси до 17 в.

3. Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I

Историко-педагогический практикум:

*Опишите образ идеального человека на основе анализа текста «Домостроя».

*Составьте «словарь педагогических терминов», характерных для отечественной педагогической традиции (используйте материалы Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – С., 60, 83, 98, 164 – 167; Истории педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – с. 46, 47).

       *Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.

**Используя данные истории, этнологии, культурологи, подберите доказательства тезиса о том, что народная педагогика России имела выраженный социальный характер.

**Докажите на примерах, используя литературу и исторические документы, что практика призрения, сложившаяся в России, имела педагогическую направленность.

***Сделайте конспект работы В.О. Ключевского «Два воспитания», проанализируйте соотношение семейного, религиозного воспитания в России.

***Подготовьте доклад-презентацию на тему «Социально-педагогический характер социальных реформ Петра I».

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12

Вопросы для обсуждения:

1. «Социально-воспитательный проект И. Песталоцци.

2. Социально-педагогический эксперимент И.И. Бецкого.

3.Содержание деятельности Мариинского Ведомства в России.

4. Представления об общественной сути воспитания в России в первой половине XIX в.

Историко-педагогический практикум:

*Выделить новое в содержании, организации помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

*Раскрыть социально-педагогический смысл практики «образования бедных».

*Используя текст доклада Ж. Кондорсе «Об общей организации народного образования» (см. Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 104 – 106), сформулируйте задачи и формы общетсвенного воспитания.

*Сделайте конспект статьи В.Ф. Одоевского «Наказ лицам, непосредственно работающим в приюте» (Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. – М., 1955, с. 61 – 68), сделайте вывод о содержании и организации воспитания в детских приютах.

**Сопоставьте направления социально-воспитательной деятельности и формы организации социального воспитания в эпоху Нового врмени.

**Сравните задачи общественного воспитания, в представлении Ж.Ж. Руссо с точки зрения макро-процессов (общества, культуры) и микро0процессов (самого человека).

**Выберите определения «общественного воспитания», анализируя работы представителей общественной мысли, педагогов Нового времени (Я.А. Коменский, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, И. Кант, Ф. Фребель и др.). Сравните.

**Подготовьте конспект по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 5 – 8). Проанализируйте социально-философское представление о социальном воспитании И. Канта.

**Сделайте анализ задач социального воспитания И.Г. Фихте по работе П.А. Соколова «История педагогических систем» (В кн. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. Пособие. – М., 2003. – С. 8 – 12).

**Сравните социально-педагогический «эксперимент» И.И. Бецкого и И.Г. Песталоцци.

**Используя работы И.Г. Песталоцци («Письмо другу о пребывании в Станце», «Письмо г-на И.Г. Песталоции г-ну Н.Э.Ч.») подтвердите социально-воспитательный контекст его деятельности: выделите специфику образования, социального опыта и индивиудальной помощи, реализуемой в его учреждениях.

***Сравните представления о необходимом уровне образовании, социальном опыте и индивидуальной помощи, с точки зрения задач социализации в эпоху Нового времени.

***Докажите социально-педагогическую направленность жизнедеятельности Ясно-полянской школы.

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12

Вопросы для обсуждения:

1.Социальная педагогика в понимании П. Наторпа.

2. Социальное понимание педагогики в концепции Г. Кершенштейнера.

3. Социально-педагогический характер педагогики прагматизма Д. Дьюи.

4.Общественное воспитание в России во второй половине XIX в.

5.Концепция общественного воспитания П.Ф. Каптерева.

6.Концепция внешкольного образования Е. Медынского.

7.Зарождение теории детского движения в России.

8.Социально-педагогические аспекты теории общественного призрения (К.В. Руквишников).

9.Социально-педагогический контекст теории «свободного воспитания». «Педагогика среды» С.Т. Шацкого.

Историко-педагогический практикум:

*Сделайте конспект работы П.А. Соколова История педагогических систем (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений // Сост. Л.В. Мардахаев – М., 2003. – С. 20 – 34.). как может быть охарактеризовано «предметное поле» социальной педагогики по данной работе?

*Сделайте выписки из работ Д.А. Дриля «Тюрьма и принудительное воспитание» и «Явления ранней развращенности и преступности у детей и подростков, их ближайшие причины и общественное значение» (Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений/ сост. и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003), позволяющие сделать выводы о содержании, формах и методах исправительной деятельности.

*Составьте хронологическую таблицу событий, которые, на Ваш взгляд характеризуют процесс развития социальной педагогики этого времени.

*Подберите исторические факты, доказывающие положение, что общественно-педагогическое движение есть форма социально-педагогической деятельности в России.

*Используя историческую литературу соберите фактологический материал, иллюстрирующий исправительно-воспитательное направление в социальной педагогике рассматриваемого периода.

*Составьте «тезаурус» социальной педагогики этого времени.

**Дайте характеристику понятия «среда» по представлениям отечественных педагогов конца XIX – начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, С.Т. Шацкий, К.Н. Вентцель и др.).

**Дайте характеристику основным субъектам социально-педагогической деятельности указанного периода.

**Соотнесите основные социально-педагогические концепции и формы социально-педагогической деятельности.

**Сравните представления о социальном характере воспитания Э. Дюркгейма, П. Наторпа, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера.

**Сравните теорию «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера и идею «школы для будущего» Дж. Дьюи: что объединяет эти концепции, в чем различия и почему.

**Определите социальную роль школы во взглядах представителей традиционной педагогики («школы учебы») и новой педагогики («школа жизни»).

***Подберите аргументы, опровергающие или подтверждающие мнение В.В. Зеньковского, что идеям К.Н.Вентцеля присущ «крайний социально-педагогический утопизм».

***Сравните цели и задачи детского движения, представленные в организации скаутов и других общественных организациях России указанного периода.

***Проанализируйте средства социального воспитания, наиболее распространенные в этот период.

***Используя работы педагогов, относящихся к данному периоду, сделайте вывод о содержании и характере социальных задач школы.

***Чем отличается представление о социальном воспитании этого периода от представлений об общественном воспитании, которые сложились в предыдущее время?

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12

Вопросы для обсуждения:

1. Концепции социального воспитания в советской педагогике 1920-х гг.

2. Проблема среды в отечественной педагогике 1960-1980х гг.

3. Социальное воспитание в советский период.

Историко-педагогический практикум:

*Составьте перечень форм взаимодействия школы и среды в советский период.

*Подберите исторические факты, иллюстрирующие следующие направления социально-педагогической деятельности в советский период: защита детей, организация досуга, усвоение социального опыта.

**Подберите аргументы, позволяющие утверждать, что идеи С.Т. Шацкого представляют суть социально-педагогической теории.

**Выделите этапы в развитии социально-педагогической деятельности С. Шацкого, охарактеризуйте основное содержание идей и практики.

**Соотнесите формы социального воспитания по основным сферам: образование; освоение социального опыта; индивидуальная помощь.

**Используя работы С. Шацкого (Изучение жизни и участие в ней// Избр. Пед. соч. – М., 1980), М. Крупениной, В.Н. Шульгина, выделите варианты взаимодействия школы и социальной среды.

**Сравните сущность понимания «социального» в воспитании отечественных педагогов до и после 1917 г.

**Проведите сравнительный анализ целей и задач социального воспитания во взглядах: А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Н.Н. Иорданского, М.В. Крупениной, В.В. Зеньковского.

**Сравните Всесоюзную пионерскую организацию и движение скаутов по их социализирующим возможностям.

***Соберите материал по вопросу «Социальное воспитание в педагогике Русского Зарубежья».

***Проанализируйте трансформацию, произошедшую с теорией и практикой социального воспитания после революции 1917 г. в России.

Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,2,3,4,5,6,10,11,12

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Института истории, гуманитарного, социального образования

_________ О.Н. Катионов

__ _________ 20__ г.

МП

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Образовательная программа:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 346.