Квалификация (степень) выпускника:
Бакалавр
Форма обучения:
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.
Содержание контактной работы с преподавателем
Введение. Тема 1 История социальной педагогики - отрасль научного знания
Историко-педагогический практикум:
** Сравните определения педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи педагогики различные авторы?
** Сравните определения социальной педагогики в учебных пособиях различных авторов. Как рассматривают цели и задачи социальной педагогики различные авторы?
**Сравните сущность современной трактовки социального воспитания у разных авторов. Определите, что является общим и особенным.
**На основе анализа различных учебников по социальной педагогике и истории социальной педагогики выделите основные историко-научные этапы развития социальной педагогики как науки. Решение каких социально-педагогических проблем было в центре внимания в тот или иной исторический промежуток времени?
***На основе анализа тематики педагогических, социально-педагогических и историко-педагогических публикаций в журналах «Педагогика» и «Народное образование» последнего десятилетия выделите приоритетные проблемы исследования исторического прошлого социальной педагогики. Чем вызван интерес авторов?
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 1,3.4.5,10,11
Раздел Социальная педагогика в традиционном обществе
Тема 2. Зарождение социального воспитания и социально-педагогические идеи античности.
Тема практического занятия: «Становление социально-педагогических подходов в традиционном обществе»
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
1. Общественное воспитание во взглядах античных философов (Платон, Аристотель).
2. Организация общественного воспитания в афинском и спартанском обществе.
3. Формы и методы социального воспитания в христианской педагогике Средневековья.
4. Социально-педагогические взгляды эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, В. да Фельтре.).
Историко-педагогический практикум:
*Приведите примеры, характеризующие цели и основные направления социального воспитания в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае.
*Составьте собирательную характеристику образа человека по работам античных философов.
*Покажите, что термин «воспитание» в античной культуре является синонимом: социализации; обучения; воспитательной деятельности; политической задачи государства.
*Сравните взгляды на общественное воспитания Платона и Аристотеля, используя следующие основания: философское определения человека в мире; роль среды в становлении человека; факторы среды, влияющие на становление человека; цель воспитания; содержание; субъекты воспитания; результат. Сделайте вывод об общем и различиях.
*Сделайте конспект главы III («Нормативный канон человека и стиль социализации») в книге И.С. Кона «Ребенок и общество». Покажите, как цели, задачи и методы воспитания связаны с нормативным образом ребенка в культуре. Что и как влияет на локус контроля? Как происходит усвоение свойственного данной культуре нормативного канона человека? Как различаются термины «социализация» и «воспитание»?
*Выявите социальную направленность содержания воспитания феодала, рыцаря, ремесленника. Что было общим? Что – отличным?
*Представьте обзор форм религиозной благотворительности, распространенных в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации. Сделайте вывод с точки зрения социально-педагогической целесообразности.
**Составьте «тезаурус» педагогики в античном мире.
**В работах Платона и Аристотеля найдите определения общества, охарактеризуйте его структуру.
**Приведите примеры, доказывающие социальную направленность воспитания а) в традиционной семье; б) в первых образовательных учреждениях в древнейших государствах.
**Проанализируйте представленные «Документы и материалы» (Басов Н.Ф. и др. История социальной педагогики. – С. 72 – 85). Покажите, какой социальный опыт был актуален для освоения человеком в изучаемую эпоху.
**Используя тексты – афоризмы Конфуция («Беседы и суждения») дайте характеристику представлений о роли среды в жизни человека. Какими чертами должен обладать «добродетельный» человек, живя в таком обществе?
***Докажите, что семейное воспитание в Древнем Риме носило выраженный социальный характер.
***Используя дополнительную литературу (исторического, этнографического, антропологического характера), подберите материал (факты), который может стать иллюстрацией к содержанию процесса социализации в родовой общине. Какой социальный опыт приобретался в данном процессе? Какие социальные нормы и ценности усваивались?
***Охарактеризовать задачи воспитания как социального института по древнейшим законодательным источникам («Законы вавилонского царя Хаммурапи»).
***Л.Д. Синицкий в работе «Трудовая школа, ее принципы, задачи и идейные корни в прошлом» утверждал, что «социально-педагогическая практика античности складывалась на трех принципах: социальности, действенности и целостности». Приведите примеры, подтверждающие данное заключение.
***Дайте характеристику педагогических традиций Западной цивилизации в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации с точки зрения социализации.
***Используя историческую и историко-педагогическую литературу, докажите, что педагогическая концепция классического христианства и протестантизма имеют больше схожего, чем отличного в аспекте социализации.
Ресурсы, необходимые для освоения дисциплины: 2,3,4,6,10,11,12
Дата: 2019-04-23, просмотров: 247.