Государственные реформы в Китае и Японии XIX в. Конституция Японии 1889 г

В октябре 1867 года в Японии началась так называемая реставрация Мэйдзи исин («обновление Мэйдзи» или «эра просвещенного правления»). Идея реставрации состояла в возвращении полноты власти императору правящей династии. В январе 1868 года заговорщики объявили о свержении правительства сёгуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение, и в мае 1868 года сёгун капитулировал. Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказалось низшее самурайство, и власть перешла в руки князей и самураев – сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В результате этого верхушечного государственного переворота (часто именуемого японской буржуазной революцией) была ликвидирована феодальная система, и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Власть перешла к малолетнему императору Муцухито. От его имени новое правительство опубликовало обращение к народу 6 апреля 1869 года. В этом обращении император в клятвенной форме провозгласил следующее:

1) будет создано широкое собрание, все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением;

2) все люди – как правители, так и управляемые – должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации;

3) всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления, и развивать свою деятельность;

4) все «плохие обычаи» прошлого будут упразднены, станут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми;

5) знания будут заимствоваться во всем мире – так основы империи упрочатся.

Эти обещания были осуществимы только путем крупных принципиальных реформ, которые стали необходимы, чтобы вывести страну из состояния гражданской войны и социальной нестабильности. В 1871 году были отменены цеха и гильдии, ликвидированы феодальные таможни внутри страны. Указом императора упразднялись феодальные привилегии, объявлялось сословное равенство и равенство всех перед законом. В 1872 году был издан указ о всеобщей воинской повинности, что лишало самураев монопольного права быть воином по рождению. В 1872 году был принят Закон о всеобщем начальном образовании, который учреждало Министерство религиозного образования, занимавшееся в том числе и широкой пропагандой образования светского.

В течение 1872–1873 годов была проведена аграрная реформа, установившая частную собственность на землю, причем земля закреплялась за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами. Подавляющая же часть крестьян получила ничтожные земельные наделы - как правило, эти лица становились арендаторами, батраками или направлялись в города на поиски заработка. Зажиточные крестьяне и новые помещики, получив землю, освобождались от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3 % от цены земли, выплачиваемый государству. Также в 1873 году был установлен единый денежный налог, начисляемый с имущества, введена единая денежная система. Все административные чины назначались императором. Был создан кабинет министров при императоре, при этом назначения чиновников на должности проводились по конкурсной системе.

В 1880–1882 годах была проведена судебная реформа. Вступили в действие УК и УПК, копировавшие европейские образцы. В новой редакции эти кодексы начали действовать с 1 января 1908 года.

Страна была разделена на губернии, уезды и деревни, а города делились на кварталы. Закон 1888 года вводил элементы самоуправления на местах и позволял создавать советы при начальниках из выбранных местных лиц.

Как следствие революции были аннулированы неравноправные международные договоры, реорганизована армия, а также введена всеобщая воинская повинность. Вместе с тем самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. Крупные реформы были проведены в сфере государственного управления. Во-первых, были ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры. Во-вторых,

вместо прежних четырех учреждались три сословия, в состав которых вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.

Китай реформы. Действия западных стран активизировали деятельность буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ювэем и представлявшей интересы национальной буржуазии. Партия выступила за модернизацию страны и проведение реформ с помощью императорской власти. В июне 1898 года она добилась того, что молодой император Гуансюй издал указ «Об установлении основной линии государственной политики», а затем привлек группу молодых реформаторов – учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии нормативных актов, посвященных вопросам экономики, просвещения, деятельности государственного аппарата. Вскоре Гуансюй издал 50 радикальных указов по этим вопросам, и период (1898) вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ».

Проводимые реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, однако проводились наскоро, саботировались придворными кругами и бюрократическим аппаратом и, по существу, остались на бумаге. В сентябре того же года вдовствующая императрица Цы Си произвела дворцовый переворот: император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия. Экономика страны окончательно пришла в упадок.

 

11 февраля 1889 года была опубликована первая Конституция Японии, составленная по образцу прусской Конституционной хартии 1850 года, и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Она установила режим конституционной монархии. Статья 1 Конституции гласила: «Японская империя управляется непрерывной на вечные времена императорской династией»; ст. 3 объявляла: «Особа императора священна и неприкосновенна». Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами. Согласно кон-ституции он имел право: объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления – определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц. Кроме того, император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению и остальных министров. В Японии устанавливалось правило контрасигнатуры: в ст. 55 Конституции было сказано: «Все законы, императорские указы и акты всякого рода, касающиеся государственных дел, должны быть скреплены министрами».

Примечательно, что законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом, созывая, отсрочивая и закрывая парламентские заседания, либо распуская нижнюю палату – палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без утверждения и подписи императора. Право инициативы изменения Конституции также вручалось императору – правда, эта инициатива должна была быть поддержана парламентом – 2/3 голосов присутствующих при наличии кворума (2/3 от общего числа членов парламента). Статья 74 запрещала какие-либо изменения в статуте императорского дома. Устройство парламента было предусмотрено двухпалатным:

1) палата пэров, в которую входили члены императорской фамилии, ти-тулованная знать, а также лица, специально назначенные императором;

2) палата депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах.

Палата депутатов избиралась на основе цензового мужского избирательного права. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет, платившие подоходный налог в 15 иен и имевшие полуторагодичный ценз оседлости (на момент принятия Конституции избиратели составляли 1 % населения; к середине 20-х гг. XX в. – только 6 %).

Палата пэров (верхняя палата) формировалась путем назначения им-ператора. Пэры имели право наследования своего звания. Участие палат в законодательном процессе было равное: обе палаты наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Статья 64 Конституции устанавливала: «Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового бюджета». А статья 71 указывала: «Если имперский парламент не вотировал бюджет и если бюджет не мог быть составлен, то правительство принимает бюджет предшествовавшего года».

В отношении судебной власти Конституция отразила продолжавшийся процесс ее реформирования. Статья 57 гласила: «Судебная власть осуществляется судами именем императора согласно закону. Организация судов определяется законом». Согласно ст. 16 Конституции императору принадлежало право амнистии и помилования.

В 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Для замещения должности судьи согласно закону 1890 года, требовались юридические знания и профес-сиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.

Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Глава II Конституции «О правах и обязанностях подданных» давала японцам основные буржуазные права и свободы. Например, ст. 23 устанавливала порядок Хабеас корпус: «Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызову к допросу, наказанию иначе как сообразно с законом». Статья 27 провозглашала: «Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятия, необходимые в интересах общественной пользы, определяются законом». Объявлялись также: свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки.

Таким образом, главной характеристикой первой Конституции Японии является сочетание в ней известных европейских норм конституционного права и древних японских императорских традиций. Особенность Конституции состоит в том, что японцы имели статус подданных, а не граждан, министры выступают советниками императора и только перед ним ответственны. Несмотря на явную реакционность первой японской Конституции, она столкнулась с оппозицией самурайской военщины. Монархическая бюрократия предпринимала попытки свержения дуалистической монархии и возврата старых порядков, потерпевшие, в конечном счете, неудачу.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 164.