Структура и компетенция высших органов государственной власти БССР в 1940-1980-е гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

До 1978 года продолжала действовать конституция БССР 1937 года со значительными изменениями, внесенными в нее после принятия. Эти изменения коснулись и высших органов государственной власти.

Так, в связи с расширением контрольно - надзорственой и распорядительной деятельности Верховного Совета в его составе увеличивается число постоянных комиссий: в 1955г. – 4, 1957г. – 8, 1963г. – 12, 1965г. – 15, 1975г. – 16 комиссий. В связи с необходимостью удешевления и сокращении государственного аппарата в 1952г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председателя Президиума.

Работа Верховного Совета БССР как высшего законодательного органа страны в этот период была весьма напряженной, насыщенной и результативной.

Это обуславливалось той конкретной социально-экономической и политической обстановкой в СССР и БССР и острой потребностью обновления и систематизации законодательства. Верховный Совет БССР пятого созыва принял 60 законов, среди которых Закон о судоустройстве БССР, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и др. Верховный Совет БССР седьмого созыва принял 56 законов, среди которых Кодекс о браке и семье БССР, закон о здравоохранении и Земельный кодекс и др.

Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался заново на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров постоянно увеличивалось ( с35 до 50 человек), и только в связи с принятым от 23 мая 1957 г. Законом о создании одного административно -экономического района на территории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшился. Однако с восстановлением отраслевого принципа управления промышленностью в 1965г. численный состав Совета Министров вновь стал возрастать в 1967г. – 44, в 1971г. 48, в 1975г. – 50 человек. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: П.К. Пономоренко, А.Е. Клещев, К.Т. Мазуров, Н.Е. Авхимович, Т.Я. Киселев.

После принятия в 1978г. новой Конституции БССР в качестве постоянного структурного звена совета Министров действует Президиум в составе Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров БССР.

Число министерств, государственных комитетов, комиссий и управлений как структурных звеньев Совета Министров неизменно возрастало: только в 1966-1974гг. были созданы три союзно-республиканских министерства (лесного хозяйства, заготовок и юстиции); одно новое республиканское Министерство строительства и автомобильных дорого, на основе главного управления бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства было создано два республиканских министерства( коммунального хозяйства и бытового обслуживания), Комитет по физической культуре и спорту.

В последующие годы вносились изменения в структуру аппарата совета Министров.

Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный Суд, избираемый Верховным советом БССР сроком на пять, а по Конституции БССР 1978г. на десять лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952г. был избран Верховный Суд республики в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей, а в 1972г. 23 – постоянных члена и 118 народных заседателей.

Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии.

Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась: то расширяясь, то вновь сужалась. В 1960г. было ликвидировано Министерство юстиции БССР, и верховный Суд должен был выполнять функции по управлению областными и народными судами и государственными нотариальными конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. В 1970г. в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции БССР функции по управлению судебными органами были изъяты из ведения Верховного суда, что позволило высшему судебному органу республики сосредоточить всё внимание на выполнении своих прямых функций по осуществлению правосудия в БССР.

Помимо рассмотренных высших государственных органов в БССР действовали и другие высшие органы (Прокуратура БССР, Комитет народного контроля и др.) структура и компетенция которых подвергались реорганизации в 1960-1980гг.

Таблица - высшие органы власти БССР

Законодательный орган Исполнительный орган Судебный орган
Верховный совет БССР . Президиум Верховного совета, постоянные комиссии Верховного Совета, отделы Президиума, канцелярия Президиума, приемная Председателя Президиума Совет Министров БССР. Министерства, комитеты,  комиссии. Президиум Совета Министров, главные управления, отраслевые группы. Верховный Суд БССР. Судебные коллегии Верховного Суда, Пленум Верховного Суда

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 277.