Внешнеполитическая деятельность БССР в 1950-е - 1980-е гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внешнеполитические структуры БССР, созданные в середине 1950-х гг. для расширения и улучшения организации международных контактов в республике:

· постоянная комиссия по зарубежным делам ВС БССР (1960г.),

· специальное подразделение в Совете Министров, Госплане, министерствах и ведомствах, учреждениях, предприятиях, общественных организациях;

· Управление по иностранному туризму при СМ БССР,

· Комиссия содействия экспорту и Группу по культуре и экономическим связям,

· Белорусское отделение Всесоюзной торговой палаты,

· правление особо важного Министерства внешней торговли СССР.

Научно-технический комитет СМ БССР занялся популяризацией и внедрением в народное хозяйство научно-технических достижений и передового зарубежного опыта.

В 1960-е гг. структурные изменения в связи с развитием зарубежных экономических и научно-технических связей республики продолжились. В Управлении делами СМ БССР создали группу внешнеэкономических связей и выставок, в Госкомитете СМ БССР – отдел зарубежных связей – по координации научно-исследовательских работ. В структуре Госплана БССР работали отделы зарубежных связей, экспорта и импорта.

Активизация международных контактов населения содействовала созданию новых общественных организаций:

· Белорусского республиканского комитета защиты мира (1951г.),

· Белорусского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (1958г.),

· Комитета молодежных организаций БССР (1958г.),

· Белорусского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (1964г.).

Общее руководство и государственными, и общественными организациями осуществлял отдел административных органов ЦК Компартии Белоруссии, а с 1972г. – отдел зарубежных связей ЦК КПБ. Координацию деятельности государственных органов осуществлял МИД БССР.

Республиканская система международных связей была частью общесоюзной системы, на вершине которой стояли Политбюро и ЦК КПСС, Президиум ВС и СМ СССР.

Участие представителей БССР в разработке и принятии внешнеполитических решений на уровне Союза носило формальный характер. Формы и содержание, направления, стиль и методы зарубежных связей БССР определялись советским политическим режимом и ситуацией «холодной войны».

Вывод. Партийно-государственная система управления зарубежными связями сформировалась в республике во второй половине 1950—начале 1960-х гг. Её главная цель: обеспечение интересов правящего режима, а именно улучшение международного имиджа СССР, усиление пропаганды советского образа жизни и преимуществ социалистической системы. А также решение таких задач, как получение доступа к новейшим достижениям науки и техники, технологий Запада, использование зарубежного научно-технического опыта в интересах советской экономики.

Характерные черты советской партийно-государственной системы управления зарубежными связями:

· жесткий контроль партийно-государственного аппарата за всеми формами зарубежных контактов и культурного обмена, государственными и общественными организациями;

· дозирование и регламентация международных информационно-культурных и гуманитарных обменов и контактов (подавление инакомыслия, цензура, глушение «радиоголосов», контроль над иностранцами и отечественными туристами);

· материальная и моральная поддержка лояльных СССР политических и общественных деятелей, представителей науки, культуры, искусства;

· ограничение в международных контактах деятельности, направленной на расширение национально-культурных традиций и языков народов СССР.

Внутригосударственные органы внешних сношений БССР: ВС БССР, Президиум ВС БССР, СМ БССР, МИД БССР, в определенной мере Министерство культуры, Министерство высшего и среднего специального образования, Госкомитет по печати.

Зарубежные органы внешних сношений БССР: постоянные – представительство при ООН, временные – делегации на международных конференциях.

С 1946 по 1955 гг. Президиум ВС БССР ратифицировал 5 мирных договоров с бывшими союзниками Германии в Европе, 10 международных конвенций и соглашений, с 1956 по 1970 гг. – более 30, с 1971 по 1985 гг. – 25. 1 июня 1955г. ВС БССР (в соответствии с Декларацией ВС СССР от 9 февраля 1955г. об установлении непосредственных связей с парламентами зарубежных стран) принял решение о создании Парламентской группы БССР и вступлении в Межпарламентский Союз (МПС). Это дело не довели до конца, лишь в 1995г. Парламентская группа ВС РБ вступила в МПС.

 

 61. Основные тенденции развития законодательства БССР в 1940 – 1950-ые гг.

Гражданское право. Приняты меры по дальнейшему укреплению социалистической собственности. За недостачу продовольственных товаров виновные отвечали в размере их рыночной стоимости, а за недостачу промышленных товаров – в пятикратном размере коммерческих цен госторговли. Рабочие и служащие предприятий, эвакуированных на восток, получали здесь новую жилую площадь. Граждане, возвращавшиеся из эвакуации, застав свои комнаты и квартиры занятыми, имели право требовать в судебном порядке выселения новых жильцов. По мере освобождения Беларуси принимались меры по розыску и возвращению эвакуированного государственного и кооперативного имущества.

Положение о Государственном арбитраже БССР (27 декабря 1944 г.) разрешало имущественные споры между учреждениями и организациями. Было принято решение, что если гражданско-правовые сделки, заключенные на оккупированной территории, не противоречат советскому законодательству, то они действительны.

Указ "О наследниках по закону и по завещанию": три очереди наследников по закону – дети (в т.ч. усыновленные), супруг, нетрудоспособные родители; трудоспособные родители; братья и сестры наследователя. Каждый гражданин имел право завещать свое имущество полностью или частями.

Семейное право. Указ "Об утверждении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и "Медали материнства". Согласно ему, только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов.    Установлен судебный порядок расторжения брак, причем народный суд обязан приложить все усилия к примирению супругов. Подавший на развод платил большую пошлину. Объявление о разводе публиковалось в местной газете. Этот же указ наметил меры для стимуляции рождаемости: пособия матерям, награды за количество детей – за 10 детей звание "Мать-героиня".

Трудовое право. Проводится трудовая мобилизация мужчин от 16 до 55 лет, женщин – от 16 до 50 лет. Разрешено применять обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день. Отпуска – только подросткам до 16 лет.

Уголовное право.    Государственные преступления (измена, шпионаж, диверсия) – особо опасные. Распространение ложных слухов – от 2 до 5 лет. Ужесточение борьбы с хищениями государственной собственности и спекуляцией. Кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах = бандитизму.    Введены новые виды преступлений – против человечества и военные (смерть либо каторга до 20 лет). Уклонение от воинского учета – до 1 года. Несдача трофейного оружия – до 6 месяцев. Незаконное награждение медалями и орденами СССР – от 6 месяцев до 2 лет.  Незаконное их ношение – от 6 месяцев до 1 года.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 285.