Кодификация отраслевого законодательства БССР в 1920-1930-х гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После воссоздания Белоруской ССР право республики оставалась типично советским. В этот период оно было призвано укреплять советскую власть, диктатуру пролетариата.

В 1921-1925 гг. законодательство республики, прежде всего, было направлено на воссоздание разрушенной длительными войнами народного хозяйства, на укрепление советских органов власти и создание надлежащего советского государственного аппарата.

Как и раньше, на территории Беларуси продолжали действовать нормативные акты РСФСР. Однако по мере укрепления государственного аппарата республики все активнее начинают работать законодательные органы БССР (съезд Советов, ЦИК и СНК).

В этот период вместе с прямым действием нормативных октав РСФСР подчас в некоторых из их имелась оговорка, что их действие расширяется и на территорию других советских республик. Например, ВЦИК РСФСР 30 октября 1922 г. принял новый Кодекс законов о работе (КЗОТ), в ст. 5 которого отмечалась, что этот закон распространяется на территорию всех союзных республик без всякого специального подтверждения.

В соответствия с этим новым законом о труде основной правовой формой привлечения рабочих и служащих к работе являлся индивидуальный рабочий договор. Только в исключительных случаях могло иметь место привлечения к рабочей повинности. Были подтверждены нормы о 8-часовом рабочем дне, о сокращении рабочего дня на подземных работах, в некоторых отраслях промышленности, вредных для здоровья, на ночных работах и относительно особ моложе 18 лет. Были предусмотрены меры по охране работы.

При этом оговаривалась, что гарантии рабочим, установленные КЗОТом могли быть расширены в коллективных договорах, заключенных между профсоюзами и администрацией государственных предприятий или владельцами частных предприятий.

В КЗОТ была закреплена система обязательного социального страхования рабочих и служащих за счет взносов государственных предприятий частных нанимателей в фонд социального страхования.

Отдельный раздел кодекса был посвящен профессиональным союзам, перед которыми в связи с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет и разрешениям деятельности частных предприятий были поставлены новые задачи.

В общем, законодательство республики развивалась по нескольким направлениям. Используя главным образом российский законодательный опыт, постановлениями высших органов власти Белоруской ССР на ее территории вводились в действие законодательные акты РСФСР. Так, в постановлении Президиума ЦИКа БССР Уголовный кодекс РСФСР был введён в действие на территории республики с 1 июля 1922 г.

Почти одновременно, с 15 июля 1922 г., вводиться в действие Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. 31 марта 1923 г. на территории Белоруской ССР официально был введен Гражданский кодекс РСФСР. А 1 сентября 1923 г. ЦИК БССР распространил на Беларуси действие Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Таким образом, на первых этапах развития белоруской советской государственности ключевые отраслевые нормативные правовые акты, которые действовали на территории БССР, являлись законодательными актами РСФСР. При этом необходимо отметить, что введенные в действие кодексы РСФСР стали считаться кодексами Белоруской ССР.

Деятельность других нормативно-правовых октав РСФСР на территории БССР регулировалась декретом ЦИКа БССР от 24 января 1922 г. «О силе для ССРБ декретов и распоряжений РСФСР».С образованием Союза ССР в Белоруской ССР начинают действовать законодательные акты СССР. На основании Конституции СССР 1924 г. Президиум ЦИКа БССР отменил декрет от 24 января 1922 г. и установил, что постановления ВЦИК РСФСР не имеют силы на территории Белоруской ССР и отныне вступают в действие только нормативные акты СССР и БССР.

Однако и в дальнейшем законодательство РСФСР оказывала существенное влияние на развитие законодательства республики. Законодательная деятельность высших органов власти БССР постепенно активизируется. Принимается много собственных нормативных октав, хотя в целом имело место заимствование правовых норм и институтов из российского советского законодательства, как это было и в РСФСР. Кроме того, собственного законодательного опыта в Белоруской ССР было еще мало.

В то же время Всебелорусский съезд Советов, ЦИК и СНК БССР с первых лет своего функционирования большое внимание придавали развитию отечественного законотворчества, активно проводили работу по разработке и принятию собственных нормативных актов. В связи с новой экономической политикой советского государства ЦИК БССР в апреле 1921 г. принял постановление о переходе от продналога, продразверстка и о разрешении свободного обмена сельскохозяйственной продукцией в БССР.

В августе 1921 г. СНК БССР выдал постановление «О проведении торговли», в соответствия с которым гражданам республики, достигнувшими 16 лет, позволялась вести торговлю продуктами сельского хозяйства, кустарного и фабричного производства, за исключением предметов государственной монополии, число которых был сведенный к минимуму.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 276.