Ожидаемые результаты реализации стратегии разработаны в трех вариантах – консервативном, базовом и целевом (таблица 1).
Общесистемными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в экономике на прогнозном горизонте, будут оставаться основополагающие принципы бюджетной и денежно-кредитной политики. Во всех трех вариантах прогноза предполагается, что Банк России будет продолжать проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.
Кроме того, существенной частью общей макроэкономической политики также является тарифное регулирование. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления и повышения инвестиционной активности частного сектора.
Благоприятное влияние на внутренние макроэкономические условия будут также оказывать регулирование неналоговых платежей, реформа контрольно-надзорной деятельности и модернизация института банкротства.
В консервативный вариант прогноза заложены предпосылки о существенном замедлении экономического роста в целом по стране, и, как следствие, в Новгородской области.
В сценарий заложена консервативная инвестиционная политика частных компаний, ограниченные возможности консолидированного бюджета региона при недостаточно быстром восстановлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
Основными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие Новгородской области в данном варианте, также будут являться:
- недостаточные темпы развития инфраструктуры и привлечения инвестиций;
- неблагоприятные условия для развития человеческого капитала;
- усиление диспропорций в территориальном развитии;
- низкие темпы повышения благосостояния населения;
- отсутствие институциональных реформ;
- неэффективное использование промышленного потенциала.
В этих условиях темп роста ВРП в 2019 году, по оценкам, может снизиться до 1,3 процента. В то же время слабый внешний спрос и высокий уровень неприятия рисков инвесторами, предполагающиеся в течение всего прогнозного периода, обусловят медленное восстановление темпов роста экономики Новгородской области: до 1,1 процента в 2024 году с последующим умеренным ростом экономики региона до 2035 года.
Отсутствие ускорения роста потребительского спроса обусловит рост производительности труда в среднем на уровне 1,3 процента за прогнозный период.
Темп роста промышленного производства не превысит 3,3 процента на всем прогнозном периоде. Тренд на снижение уровня безработицы будет выражен слабее, чем в базовом варианте, уровень безработицы к 2031-2035 годам составит в среднем 4,2 процента. Рост реальной заработной платы с 2026 года по 2035 год будет сохраняться на уровне 2,8 процента, рост реальных располагаемых доходов на уровне 1,5 процента. Невысокий рост заработной платы и доходов не позволит достичь увеличения розничного товарооборота выше 1,3 процента ежегодно.
Базовый вариант прогноза исходит из консервативных предпосылок о внешнеэкономической конъюнктуре. В прогноз закладывается сохранение действия на протяжении всего прогнозного периода финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер со стороны России.
В рамках базового сценария прогнозируется постепенное увеличение темпов роста экономики Новгородской области с 0,1 процента в 2017 году до 1,6 процента к 2026-2035 годам.
Неблагоприятные демографические тенденции с одной стороны и уверенное восстановление экономической активности с другой продолжат оказывать давление на рынок труда. В этих условиях в базовом сценарии прогнозируется снижение уровня безработицы с 4,7 процента в 2017 году до 4 процента к 2035 году.
Ключевыми предпосылками в этом варианте будут являться:
- сохранение ограниченных возможностей областного бюджета в условиях снижения закредитованности;
- реализация потенциала развития сельскохозяйственного производства и обрабатывающих отраслей;
- создание необходимой базовой инвестиционной инфраструктуры для поддержки предпринимательской деятельности;
- реализация преобразований в секторе образования и здравоохранения;
- укрепление бренда Новгородской области как туристического и культурного центра.
Базовый вариант предполагает, что среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал на протяжении 2020-2035 годов составит 5,2 процента. Рост промышленности прогнозируется со среднегодовыми темпами 3,3 процента. В разрезе видов экономической деятельности драйвером роста будет оставаться обрабатывающая промышленность. В свою очередь в ее структуре поддержку росту будут оказывать отрасли, которые в течение 2015 – 2016 годов получили значительные конкурентные преимущества и успешно ими воспользовались, в первую очередь, химический и металлургический комплексы, пищевая и легкая промышленность.
В течение прогнозного периода ожидается замедление общего роста цен на товары и услуги, связанное с проведением умеренно жесткой денежно-кредитной политикой Банка России в совокупности со сдержанным ростом регулируемых тарифов в инфраструктурном секторе. Предполагается, что инфляция снизится до 3 процентов в 2026 -2035 годах.
Снижение инфляции, невысокие колебания курса рубля и макроэкономическая стабилизация будут способствовать выходу динамики инвестиций в основной капитал на темпы роста 6,7 процента к 2020 году. В период 2021-2025 годов темп роста инвестиций составит 5,0 процента, в период 2026-2035 годов ожидается некоторое снижение темпов роста до 4,5 процента.
В части оплаты труда в базовом варианте предполагается, что заработная плата отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) будет доведена до целевых уровней, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, достигнутые соотношения со средними доходами в Новгородской области будут сохранены на всем прогнозном периоде. Во внебюджетном секторе реальная заработная плата во многом будет определена динамикой производительности труда. В результате реальная заработная плата по экономике за 2020 - 2035 годах увеличится в 1,7 раз.
Помимо заработной платы, динамику реальных располагаемых доходов населения определят также другие факторы, в том числе преимущественно доходы от предпринимательской деятельности. В результате в долгосрочной перспективе рост реальных располагаемых доходов составит в среднем
2,3 процента в 2020 - 2035 годах.
Наибольший рост оборота розничной торговли, определяемый динамикой потребления и заработной платой, ожидается до 2020 года (среднегодовой рост 2,7 процента, в сопоставимых ценах – 0,5 процента, в действующих ценах – 3,8 процента), после 2020 года ожидается замедление темпов роста до 2,1 процента. Аналогичная тенденция ожидается и в динамике платных услуг населению: наиболее высокий рост в 2019-2020 годах (2,3 процента в среднем в год, в сопоставимых ценах – 1,3 процента, в действующих ценах – 5,7 процента), с дальнейшим замедлением до 2 процентов к 2035 году.
Целевой вариант прогноза основан на тех же внешнеэкономических предпосылках, что и базовый вариант. Однако более эффективная реализация мер по преодолению структурных ограничений экономического роста как в области создания и модернизации основных фондов, так и в области демографии, обеспечат более высокие, чем в базовом варианте темпы роста экономики на всем прогнозном горизонте. К 2020 году темп роста ВРП может достичь 1,8 процента и остаться примерно на этом уровне до
2035 года.
Ускорение экономического роста будет обеспечиваться в первую очередь увеличением инвестиций в основной капитал. Опережающему росту инвестиций будет также способствовать реализация федеральных мер поддержки, связанных с созданием новых инструментов финансирования инфраструктурных проектов, проектов по модернизации имеющихся производственных мощностей и расширением программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
Кроме того, в рамках целевого варианта прогноза предполагается реализация следующих предпосылок:
- реализация экспортного потенциала Новгородской области;
- осуществление инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру, возобновление авиационного сообщения в регионе;
- развитие инновационных производств, компонентов цифровой экономики;
- реализация комплекса реформ в сфере государственного управления;
- создание комфортной среды для проживания.
Повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, основанное на реализации макроэкономических и регуляторных мер, позволит инвестициям в основной капитал расти темпом не ниже 6 процентов в среднем за год.
Целевым сценарием заложено ускорение роста потребительского спроса как необходимое условие и стимул к социальному развитию и повышению производительности труда. Рост производительности труда составит в среднем 3,3 процентов в 2021 - 2035 годах.
Снижение объема инвестиций в 2017-2018 гг. связано с завершением цикла строительства крупных инфраструктурных проектов. Вместе с тем целевой вариант прогноза предусматривает увеличение среднегодовых темпов роста инвестиций до 6-6,5 процентов уже в среднесрочной перспективе.
Ускорение роста промышленного производства будет осуществляться преимущественно за счет роста несырьевых отраслей. Развитие промышленности будет направлено на создание новых производств, поиск новых продуктов, модернизацию существующих производств, что позволит достичь целевых показателей, установленных стратегией, на уровне выше общероссийских, предполагается создание на территории Новгородской области наукоемких промышленных кластеров, в том числе связанных с производством редкоземельных элементов, медико-реабилитационного оборудования, измерительных приборов. Ориентировочный среднегодовой рост промышленного производства к 2019 году достигнет 3,5 процента, в период 2021 - 2035 годах сохранится примерно на этом же уровне – 3,3 процента в среднем за год.
В течение прогнозного периода ожидается замедление инфляционных процессов преимущественно за счет умеренно жесткой денежно-кредитной политики Банка России. К 2035 году среднегодовая инфляция замедлится до 3 процентов.
Предполагается, что в долгосрочной перспективе спрос экономики на труд будет возрастать, в результате сформируется устойчивый тренд на снижение уровня безработицы, которая к 2035 году может сократиться до 3,8 процента от рабочей силы.
Целевой вариант предусматривает увеличение инвестиций в человеческий капитал, в первую очередь, в модернизацию отраслей образования и здравоохранения.
В результате повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры) и сохранения соотношения заработной платы целевых категорий и средних заработных плат в Новгородской области рост реальной заработной платы в целом по экономике в долгосрочной перспективе будет сохраняться на уровне 4,2 процентов. Траектория изменения реальных располагаемых доходов будет в целом соответствовать динамике реальной заработной платы. Динамика заработной платы и доходов при одновременном расширении потребительского кредитования позволит достичь устойчивого увеличения розничного товарооборота – около 3 процентов ежегодно.
Целевой сценарий предусматривает достижение целей и задач, указанных в Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года.
Таблица 1. Ожидаемые результаты реализации стратегии
2017
2018
2019
2020
2021 - 2025
2026 - 2030
2031 - 2035
Дата: 2019-04-22, просмотров: 2997.