Питание различных групп взрослого населения : режим питания и его физиологическое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правильный режим питания чрезвычайно важен для нашего организма. Необходимо соблюдать определенный режим питания и правильно его организовывать: постоянные часы приема пищи, соответствующие интервалы между ними, распределение суточного рациона в течение дня. Принимать пищу следует всегда в определенное время не реже 3 раз в сутки: завтрак, обед и ужин. Завтрак по энергетической ценности должен составлять около 30% от общего рациона, обед – 40-50%, а ужин – 20-25%. Рекомендуется ужинать за 3 часа до сна.

Трехразовый прием пищи в общем физиологичен. Однако предпочтительнее четырехразовое питание, при котором повышается усвоение пищевых веществ, в частности белков, не ощущается чувство голода в промежутках между отдельными приемами пищи и сохраняется хороший аппетит. В этом случае энергетическая ценность завтрака составляет – 20% обед -35% полдник – 15%, ужин – 25%.

К сожалению, принимать пищу четыре раза в день получается далеко не у всех. При трехразовом питании особенно важно не допускать слишком больших перерывов между приемами пищи. Самый большой перерыв не должен превышать 6 часов.

И уж совсем недопустимо принимать пищу лишь 1-2 раза в день.

Несоблюдение режима питания может привести к серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также негативно сказаться на состоянии здоровья в целом.

За завтраком и обедом человек должен получить более 2/3 общего количества калорий суточного рациона, а за ужином – 1/3.

При составлении меню суточного пищевого рациона необходимо исходить из требований рационального питания, отдельные приемы пищи должны характеризоваться составом.

Завтрак должен включать: закуску, горячее блюдо, горячий напиток, кисломолочные продукты. Горячее блюдо – мясное, рыбное, крупяное, овощное. Из напитков – чай, кофе, кофейный напиток, какао, горячее молоко, кефир или ряженка.

Обед – должен восполнять основную энергию, затраченную в течение рабочего дня. Набор рекомендуемых блюд состоит из закуски, первого блюда, второго блюда – мясного или рыбного, гарнира и сладкого блюда или фруктов. Закуски необходимы для подготовки организма к перевариванию большого количества пищи. Они способствуют выделению пищеварительных соков.

В меню ужина следует включать молочные, крупяные и овощные блюда.

Использовать повторение одних и тех же блюд в течение дня не допускается.

При составлении суточного рациона питания необходимо учитывать:

1. Пол человека

2. Возраст

3. Характер трудовой деятельности

4. Климатические особенности местности

 

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья.

Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т. п.

Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, положительным азотистым балансом и высокими энергозатратами.

Потребность в пищевых веществах для детей и подростков рассчитывается на основании возраста и массы тела ребенка.

Оптимальное соотношение пищевых веществ (белки, жиры, углеводы) для максимального их усвоения является равным 1:1:4.

При этом белки должны составлять около 14%, жиры – 31% и углеводы 55 % общей калорийности рациона.

В рацион ребенка необходимо включать: мясо, рыбу, яйца, творог (позволит обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами), молоко и молочные продукты (кальций – построение костной ткани), сливочное и растительное масла (без термической обработке), фрукты, ягоды, овощи, хлеблбулочные изделия.

Большое значение в питании детей имеет режим питания.

Для детей первых лет жизни рекомендуется 5-6-разовое питание вдень, для детей дошкольного и школьного возраста – не менее 4 раз с интервалами между приемами 3,5-4 часов.

Завтрак в школе должен составлять 20%, обед – 35% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

Для детей 6-летнего возраста в школах рекомендуется 3-разовое (горячий завтрак, обед и полдник) питание. При этом полдник должен составлять 10% суточной калорийности рациона.

У здорового ребенка всегда хороший, устойчивый аппетит. Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка кормить насильно – это может вызвать у него отвращение к пище.

Не следует перекармливать детей, ибо переедание ведет к нежелательным последствиям – расстройствам пищеварения, ожирению и пр.

Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления, которое должно проводиться не только в одно и то же время, но и с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин – по 15 мин, обед – 30 мин).

Чтобы аппетит проявился полностью, пища должна быть знакомой ребенку – на неизвестную еду, аппетит не развивается, к ней нужно приучать постепенно. Поэтому одним из условий организации питания детей является цикличный характер меню, с изредка заменяемыми отдельными блюдами, но не всеми сразу.

Дети должны получать пищу свежей (температура 50–60°). Очень горячая и холодная пища тормозят пищеварение, могут вызвать ожоги или простудные заболевания. Регулировать температуру блюд нужно в зависимости от времени года и температуры окружающей среды. Так, летом свекольники, картофельно-крупяные супы на овощных или фруктовых отварах лучше давать охлажденными, а зимой все блюда – в теплом виде. То же касается и третьих блюд.

Запрещается использование приборов из алюминия. Алюминий – враг кальция и фосфора. Этот высокоактивный элемент легко образует химические соединения с другими веществами. Ионы алюминия способны заместить ионы кальция, являющиеся строительным материалом для костей, и вызвать тем самым серьезные изменения в кальциевом обмене, вплоть до деминерализации костной ткани. По последним данным ученых, алюминий усиливает вывод из организма цинка, что ведет к развитию слабоумия.

Ребенок должен удобно сидеть за столом, чтобы стол и стул соответствовали его росту. Он должен упираться ногами в пол и мог бы прислониться к спинке, имея опору для рук.

С 3–4 лет ребенка приучают пользоваться вилкой, с 6–7 лет – ножом.

Детей следует приучать к определенному месту за столом, чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки – мыть руки перед едой, а при необходимости и после еды, пользоваться салфеткой и т. д.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое обмен веществ?

2. Факторы, влияющие на основной обмен.

3. Регулируемые и нерегулируемые энерготраты.

4. Основные принципы рационального питания.

5. Особенности растущего организма.

6. Роль белка животного происхождения в питании детей.

7. Роль жиров в питании детей

8. Роль углеводов в питании детей. Лактоза в питании детей первых лет жизни.

9. Особенности режима питания детей и подростков.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 122.