Физическая культура как вид культуры общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания места и значения физической культуры в обществе необ­ходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей с другой - продукт этой деятельности, ее результат.

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

1. Познает («потребляет») культуру, зафиксированную в духовных и материаль­ных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.

3. Создает новые культурные ценности, которые становятся базой для развития культуры последующих поколений.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность.

В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха.

В истории человеческого общества не существовало времен, народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естест­венные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В период раннего капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войны.

Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как про­цесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».

В России возникновение термина и становление понятия «физическая культура» имеет свою историю. В 1899 г. английское «Physical culture» перево­дится на русский язык как физическое развитие, в 1908 г. немецкое «Коrper Кultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911 г. появляются работы, в которых встречается на русском языке термин «физиче­ская культура».

На первом этапе физическая культура в России понималась как определен­ная система физических упражнений или как «воспитанная и развитая красота тела».

Позже понятие «физическая культура» рассматривалось в более широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену, использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоя­щее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается раз­личный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.

Отечественная теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы.

Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, раз­витие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

 

    Состояние и уровень развития физической культуры в конкретной стране и в конкретном обществе зависит от ряда условий:

· географической среды;

· условий труда, быта, условий жизни и уровня развития производительных сил;

· экономических и социальных факторов.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются:

· массовость;

· степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания;

· уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей;

· уровень спортивных достижений;

· наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров;

· пропаганда физической культуры и спорта и характер использования СМИ, в сфере задач, стоящих перед физической культурой;

· состояние науки и наличие развитой системы физического воспитания.

 

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи физического воспитания:

1. укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

2. повышение умственной и физической работоспособности;

3. развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

4. воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

5. формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

6. развитие стремления быть здоровым.

     Физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности.

 

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма человека и основанных на них психофизических качеств.

Понятие физическое развитие в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).

Воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у человека осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных двигательных действий при соответствующих возрасту и физической подготовленности учащихся, дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий.

На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего

Физическое воспитание - педагогический процесс, передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно играет важнейшую роль в формировании физической культуры человека. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Физическая подготовленность - возрастное соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физические упражнения - движения или двигательные действия, используемые для развития физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же внутренних органов и систем. Физические уп­ражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Термин упражнение обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Двигательная активность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата человека, основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма человека.

Благодаря двигательной активности человек обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Спорт - составная часть физической культуры, представляющая собой соревновательную деятельность и подготовку к ней, основанная на использовании различных видов физических упражнений. Спортивная деятельность направлена на стремление занимающихся к достижению максимального результата, получению морального удовлетворения, стремлению к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков.

Спорт высших достижений - составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях (Олимпийские игры, первенства мира, континента, страны).

Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь сравнительно невысок. Перед занимающимися ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Физическая рекреация

Дата: 2019-04-23, просмотров: 253.