Кафедра физического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО,

Кафедра физического воспитания

 

 

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Учебно-методические рекомендации

для  студентов не физкультурных специальностей,

Обучающихся на заочном отделении

 

 

 

КАЛУГА 2012


Методические рекомендации составлены на основе комплексной программы по физической культуре доцентами кафедры физического воспитания

КГУ им. К.Э. Циолковского

Щеголевым В.В. и Белевским В.Н.

 


 

            ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура - часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

Так же физическая культура является одной из главных сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Физическая культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Таким образом, понятие «физическая культура» включает в себя широкий спектр культурных составляющих и научных сфер современного общества – историю физической культуры и спорта, спортивные сооружения, методику физического воспитания и спортивной тренировки, физиологию спорта, социологию, маркетинг и т.д.



ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи физического воспитания:

1. укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

2. повышение умственной и физической работоспособности;

3. развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

4. воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

5. формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

6. развитие стремления быть здоровым.

     Физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности.

 

В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт.

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма человека и основанных на них психофизических качеств.

Понятие физическое развитие в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.).

Воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у человека осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных двигательных действий при соответствующих возрасту и физической подготовленности учащихся, дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий.

На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего

Физическое воспитание - педагогический процесс, передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно играет важнейшую роль в формировании физической культуры человека. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Физическая подготовленность - возрастное соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физические упражнения - движения или двигательные действия, используемые для развития физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же внутренних органов и систем. Физические уп­ражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

Термин упражнение обозначает неоднократные повторения двигательного действия.

Двигательная активность - деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата человека, основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма человека.

Благодаря двигательной активности человек обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Спорт - составная часть физической культуры, представляющая собой соревновательную деятельность и подготовку к ней, основанная на использовании различных видов физических упражнений. Спортивная деятельность направлена на стремление занимающихся к достижению максимального результата, получению морального удовлетворения, стремлению к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков.

Спорт высших достижений - составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях (Олимпийские игры, первенства мира, континента, страны).

Массовый спорт - составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь сравнительно невысок. Перед занимающимися ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Физическая рекреация

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливаю­щий и, в тоже время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психи­ческое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к само­утверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Под здоровьем в словаре с.и. Ожегова понимается «правильная, нормальная деятельность организ­ма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психи­ческое и социальное благополучие. Иначе говоря, здоровье не только биологическая, но и социальная категория. Осно­вой хорошего здоровья является гармония как взаимодополняемость различных составных частей целого.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловлен­ное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегу­лирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Это состояние душевного благополучия, характеризующиеся отсутствием психических отклонений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в окружающих условиях.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, ко­торые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни.

 Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, кото­рые и делают их настоящими гражданами.

Режим труда и отдыха.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий и обеда 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Режим сна.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1 – 1.5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 – 2.5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и тоже время – это способствует быстрому засыпанию.

Активная мышечная деятельность (физическая нагрузка)

Мышечная деятельность является непременным условием отправления двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивать как главенствующий признак жизни.

Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Почему, именно, физические упражнения являются в этом случае самым лучшим "лекарством" от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.

Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринным железам, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной, работе мышц быстро улучшается кровообращение, а вместе с ним дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию – высокая физическая активность.

Физическая нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а так же у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени. Если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1 – 1.5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0.5 – 1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.

Закаливание организма

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания – воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. Они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуют артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35 – 360С), постепенно переходя к прохладной, а затем к обливаниям.

Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой.

К основным принципам закаливания относятся: систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей организма.

Рациональное питание

Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной жизнедеятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т.д.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, В организме постоянно протекают созидательные процессы, связанные с формированием новых клеток, тканей. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источниками такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей.

Питание стоится на следующих принципах:

- достижения энергетического баланса (потребляем столько, сколь расходуем);

- определения качественного состава пищи (правильное соотношение между основными пищевыми веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и витаминами);

- ритмичность приема пищи.

Координационные способности

Ловкость - способность человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами.

Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр.

Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер. 

Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры).

Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

Велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы.

Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей:

1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия; 2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки;

3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры движения.

Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Оздоровительная физкультура (физическая рекреация) имеет цель повысить уровень физического и психического состояния человека до величин, которые гарантируют стабильное здоровье.

Заниматься оздоровительной физкультурой для достижения результата нужно минимум 30-90 минут 3 раза в неделю. 

Выбор оптимальной нагрузки, продолжительности и интенсивности занятий должен происходить исключительно на основе физического и психического состояния человека. Ведь индивидуализация занятий оздоровительной физкультурой является важнейшим условиями их эффективности.

По степени влияния на организм оздоровительную физкультуру делят на упражнения циклического и ациклического типа (в зависимости от структуры движений).

Под циклическими упражнениями понимают такие двигательные акты, в которых длительное время повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. Это бег, езда на велосипеде, ходьба, гребля, плавание, ходьба на лыжах…

В ациклических упражнениях структура движений изменяется в ходе их выполнения. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лы­жах, в фигурном катании на коньках.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Утренняя зарядка не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

Утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание и призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.

При проведении утренней зарядки, можно использовать исходные положения стоя, сидя и лежа. В целом она не должна вызывать утомления.

Для достижения наилучшего эффекта утренняя зарядка должна заканчиваться водными процедурами: обтиранием или душем.

КОНТРОЛНАЯ РАБОТА

 составление индивидуального комплекса гигиенической гимнастики

И физкультминуток.

    Комплекс гигиенической гимнастики оформляется в виде стандартного конспекта, имеющего три основных столбца:

- содержание упражнений. В нем записывается исходное положение, в котором выполняется упражнение (стойка, сед, упор и т.д.), последовательность движений и их направление (чаще с подсчетом на 2,4,8 счетов). В некоторых случаях могут использоваться графические символы.

- дозировка. Записывается в виде количества повторений упражнения, времени выполнения, расстоянии, преодолеваемом при выполнении упражнения.

- методические рекомендации (указания). Определяют основные особенности выполнения упражнения для достижения его максимальной эффективности (сохранение правильного положения тела, темп выполнения или его изменения, особенности дыхания, возможные ошибки и т.д.).

    Примеры записи упражнений УГГ.

Содержание упражнений Дозировка Метод. указания
И.п. – стойка ноги врозь, руки на затылок в замок, локти в сторону 1 – наклон головы вперед 2 – и.п. 3 – наклон головы назад 4 – и.п. или 1-3 – наклон головы вперед 4 – и.п. 5-7 – наклон головы назад 8 – и.п. И.п.- о.с. (основная стойка) 1-8 подняться на носки, руки через стороны вверх, вдох 1-8 опуститься на всю стопу, руки вперед вниз И.п. – стойка на правой, левая согнута в колене, руки вперед То же на левой И.п. – о.с., руки на пояс Перемещение приставными шагами     6-8 раз     3-4 раза     2-3 раза     10-15 секунд     3 метра вправо, 3 м. влево, повторить 4-5 раз В медленном темпе, спину держим ровно     В среднем темпе, 1-3 давим руками на затылок, 5-7 давим затылком на руки Выполнять в медленном темпе, сохранять равновесие, выполнять глубокий вдох и полный выдох Сохранять равновесие, смотреть перед собой Соблюдать правильную осанку, ускорять темп при каждом повторе

 

Физкультминутки

Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью пре­дупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в пред­шествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление, создают положительные эмоции.

Длительность физкультминуток: 2-4 мин. 4-6 упражнений.

Основные формы проведения физкультминуток:

- физкультминутки общего воздействия,

- направленные на профилактику нарушений зрения,

- компенсаторные негативному воздействию на кисти и пальцы рук.

В форме общего воздействия упражнения подбираются по тем же приз­накам, что и для утренней гимнастики. Используются 3—6 упражнений для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

Физические упражнения по профилактике близорукости и при ее прогрессировании не только способствует общему укреплению организма, но и улучшает деятельность глазных мышц, улучшают кровообращение в тканях глаз.

Специальные упражнения для кистей и пальцев рук способствуют снятию утомления после продолжительного письма или рисования, способствуют повышению общего тонуса организма работ.

 

При выполнении контрольной работы необходимо составить комплекс индивидуальной гигиенической гимнастики 8-10 упражнений, оформленный в соответствии с примером записи упражнений, а также две физкультминутки (по выбору направленности воздействия), включающие в себя 3-6 упражнений соответствующей направленности.

 

Вопросы к теоретическому курсу ФК (заочное отделение)

1. Раскройте основные составляющие понятия ТМФВ : «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая подготовка», «физическое развитие».

2. Раскройте современное понятие «здоровье» и его составляющие.

3. Основные составляющие здорового образа жизни.

4. Режим труда и отдыха.

5. Роль двигательной активности в жизнедеятельности человека.

6. В чем заключаются основы правильного питания?

7. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

8. Профилактика нарушений осанки.

9. Профилактика нарушений зрения.

10. Основные виды закаливания.

11.  Циклические и ациклические упражнения.

12.  Объективные критерии оценки физической нагрузки.      

13.  Субъективные показатели самоконтроля при самостоятельных занятиях.

14.  Раскройте понятие такого физического качества человека как: ловкость.

15.  Раскройте понятие такого физического качества человека как: быстрота.

16.  Раскройте понятие такого физического качества человека как: гибкость.

17.  Раскройте понятие такого физического качества человека как: сила.

18.  Раскройте понятие такого физического качества человека как: выносливость.

19.  Специфические методы физического воспитания и их особенности

20.  Структура физкультурного занятия.

21.  Задачи, решаемые в процессе проведения физкультурных занятий.

22.  Как получить оптимальный оздоровительный эффект от занятия?

23.  В чем основные отличия спортивных и подвижных игр?

24.  Методика составления комплекса гигиенической гимнастики.

25.  Методика составления физкультминутки.

26.  Как правильно записать упражнения комплекса гигиенической гимнастики?

27. Происхождение древних Олимпийских игр.

28. Возрождение древних Олимпийских игр.


Учебно-методическая литература

1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильинича. 2001г.

2. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Коваленко В.А.. 2000г.

3. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. Белов В.И. 1993г.

4. Физическая культура. Учебное пособие. Ростов Н/Д: Феникс, 2002 г

5. Физическкя культура. Учебное пособие для подготовки к экзаменам. – СПб: Питер, 2004 -224с: авт. Волкова Л.М., Евсеев О.А, Верютин В.П

6. Физическкя культура. Учебное пособие для студентов средних, профессиональных учебных заведений. – Н.В. Решетников, Ю.И . Кислицин – 4 е –изд., стер – М.: Издательский центр. «Академия», 2005. – 152

7. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов – н/ Д: «Феникс», 2004.

8. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное

пособие для студентов высших педагогических заведений. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001.

9.  Городилин С.К. Физическое воспитание студентов./Тексты лекций

по курсу «Физическое воспитание» для студ.всех специальностей.-

Гродно, 2002.

10.  Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая Культура»: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

11. Фролова Н.А. Формирование здорового образа жизни. – Тверь: «РТС

Импульс», 2002.

12.  Фурманов А.Г., Юспе М.Б. Оздоровительная физическая культура.- : Мн.: Изд. «Тесей» . 2003.

 

 


КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО,

кафедра физического воспитания

 

 

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Учебно-методические рекомендации

для  студентов не физкультурных специальностей,

Дата: 2019-04-23, просмотров: 234.