История материального прогресса имеет немало примеров того, как очередное выдающееся достижение науки, целью которого было улучшение условий человеческой жизни, оборачивалось затем лишь новыми путами, более утонченным и жестоким рабством. Для современного общества самое опасное «минное поле» наукосферы – это, несомненно, власть информационных технологий. Трудно преувеличить степень их влияния на формирование человеческой личности, на отношение человека к жизни, на самую жизнь. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества. Остановимся на некоторых проблемных моментах информационного общества:
1) Информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа.
2) Стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что значительное количество людей «потеряется» в этом море изобилия, включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека. Может максимизироваться потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации общества. Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира. Общество потребления обречено на гибель. Человечество должно найти выход из тупика. Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолеть своеобразный «демонстрационный эффект», который экономист Ф. Хирш определил как феномен «позиционной экономики», в которой важен не абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества. В экономике, где важно не потреблять, а потреблять больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком обществе превращается в бесконечные «крысиные гонки». Неравенство из средства стимулирования производителя превращается в самоцель.
3) Существенной проблемой в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернет и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Если в мировой экономике удельный вес США составляет 20%, то в мировом коммуникационном потоке информации доля США – 65%. На долю постиндустриальных стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), приходится 90% подключений к Интернету и 97% сайтов. Лидирующие за пределами ОЭСР страны (Китай и Россия) обладают лишь по 0,3% общего количества веб-сайтов. В Центральной Африке ежемесячная стоимость пользования Интернет превышает доход большинства населения. Существует и языковой барьер в пользовании Интернет, где 80% составляют англоязычные сайты. В результате Интернет фиксирует элитарный характер глобализации и углубляет социально-экономические диспропорции в развитии стран. Подобное положение дел вызывает серьезные опасения, поскольку если развитие сети и в дальнейшем будет происходить также неравномерно, то за бортом международной коммуникационной системы останется значительная часть мирового сообщества, не имеющая доступа к новым технологиям (возник даже термин – «цифровое неравенство»)
4) Также мир сталкивается с еще одной негативной стороной Интернета. Речь идет, прежде всего, о распространении непристойных материалов, в частности, детской порнографии, о представляющих общественную угрозу материалах неонацистского толка, об использовании Интернета для азартных игр, о мошенничестве путем заключения пари и проведения разного рода лотерей. Наряду с этим Интернет может служить и средством распространения пропагандистских материалов преступных организаций, рецептов изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, методов вскрытия электронных и других кодов. Информация подобного рода легко может быть замаскирована, к примеру, под научно-техническую.
5) Можно выделить проблемы личности в информационном обществе. Анализ причин большого числа ошибочных действий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей его уменьшения позволил сделать важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а сама техника, которая была создана без учета психофизиологических возможностей управляющего ею человека и фактически провоцировала его ошибки. Так возникла необходимость в специальном изучении психофизиологических особенностей деятельности человека в новых сложных технических системах, изучения его возможностей по разрешению возникающих в ней задач с целью учета этих данных при конструировании систем и подготовке операторов для управления ими.
6) Эффективность информационных технологий связана в первую очередь с тем, что, будучи наиболее «интеллектуальными», они в той же мере наиболее эффективно воздействуют непосредственно на сознание человека. Благодаря ним появилась возможность быстро и дешево формировать нужный тип массового сознания. Более того, значительная часть информационных технологий изначально предназначена именно для такой перестройки сознания, имея ее в качестве главной цели воздействия. В интернет пространстве достаточно быстро формируются свои ценности, нормы и правила поведения. Вырабатываемые стереотипы неизбежно сказываются на общих принципах формирования стиля поведения человека как социального элемента.
7) Негативные социально-психологические последствия развития технологий VR и современных символических визуальных систем заключаются в следующем: в этих системах, как и в полноценных реальностях, человек может потерять ориентиры в мире, различия между реальным и иллюзорным. Многие отмечают, что, попробовав виртуальной «пищи», люди быстро к ней привыкают и далее предпочитают ее обычной «еде». Пугающей выглядит высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальной реальности, а массовое увлечение новыми технологиями лишь усугубляет эту опасность.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.