Техногенная цивилизация – общественное состояние, тип развития, характеризующийся доминированием техники и технологий в различных сферах социального бытия. Появление такой цивилизации стало возможно благодаря достижениям научно-технического прогресса в начале ХХ в. Именно тогда были изобретены и стали внедряться автоматы и автоматизированные способы производства, а на место тесной зависимости работы машины от человека пришел свободный тип связи между человеком и машиной. Человек все больше освобождается от физического труда, а автоматические системы внедряются во всевозможные технологии – от массового производства до выполнения сложнейших операций по изготовлению современных инженерных сооружений, машин и механизмов. Человек создал особую реальность – Техносферу – основу техногенной цивилизации. Ее компонентами являются автомобили, скоростные самолеты и поезда, атомные электростанции, средства массового поражения в военной сфере и т.д.
На современном этапе техногенная цивилизация начала новый цикл расширения в различные регионы мира. Стремление видоизменять традиционные общества характерно для техногенных обществ. При этом общественная жизнь подвергается значительной унификации. Процесс глобализации есть отражение этих тенденций. Техногенная цивилизация дала миру множество достижений: научно-технический прогресс, экономический рост, увеличение продолжительности жизни, рост престижа образования и науки. Это способствовало росту в обществе оптимистических надежд. Тем более что еще пятьдесят лет назад мало кто предполагал, что именно техногенная цивилизация поставит общество у губительного рубежа и приведет к глобальным кризисам.
Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела о том, что наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, — слепо, безрассудно, без определенной цели? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим те черты, которые определяют техногенный характер современной цивилизации и сравним их с установками восточной культурной традиции.
Во-первых, представление о природе. В западноевропейской культуре природа всегда рассматривалась как поле для приложения сил человека. Вспомним укоренившиеся в нашем сознании девизы: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» и т. п. В восточной культуре существует установка на невмешательство в природу.
Во-вторых, представление о человеке. В западной культуре человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир. Эта позиция наиболее ярко выражена в марксистской философии. Происходит абсолютизация человеческой активности, приведшая к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породившая одну из острейших проблем современной цивилизации — экологическую. Принцип восточной культуры: человек не должен преобразовывать мир. Нужно адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира.
В-третьих, представление о деятельности. Человеческая деятельность с позиций западноевропейской культуры направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях.
В-четвертых, техника и технология на Западе развиваются вне их человеческого, социокультурного измерения. Заметим, что и сама идея о том, что определяющим фактором общественного развития является материальное производство, не могла в принципе возникнуть в рамках восточной культуры. Большинство мыслителей ХХ века считали, что на пути дальнейшего раз- вития техногенной цивилизации перспектив у человечества нет. Будем исходить все-таки из того, что у человечества есть шанс в преодолении этого кризиса. Важнейшим условием преодоления техногенности является смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок. При оценке технических достижений должно присутствовать социокультурное, человеческое измерение, а не только оценка технико-технологической оптимальности и экономической эффективности. Социокультурное осмысление техники ориентируется не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений, дает возможность предотвратить слепые действия людей, предвидеть последствия, заставляет выстраивать альтернативные модели. Совершенствование оценок техники сегодня сопряжено с переориентацией групповых интересов на общечеловеческие, что позволяет, предвидя социальные и культурные последствия технической деятельности, может быть, ставить определенные пределы в техническом изобретательстве до тех пор, пока не будут найдены способы ликвидации негативных для человечества результатов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 205.