РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОЛАЛИИ И ИХ КОРРЕКЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосторон­не. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация – неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание устной речи. Назализация возникает из ла отсудствия разграничения носовой и ротной полостей. Она значительно изменяет акустический характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным, слабым.

Расщелина неба, как анатомический дефект надставной тру­бы, приводит к ассиметрии в строении резонаторных полостей гор­тани, глотки, носа, а также дискоординирует (функцию комплекса небо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигатель­ного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызы­вает изменение положения голосовых складок. Поэтому наруше­ние целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого нёба и глотки приводят с возрастом к функцио­нальной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голо­са, делает его сдавленным, истощимым, смодулированным.

Анатомический дефект, гортанное звукообразования, двига­тельная дисфункция и сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80% под­ростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ос­лабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охрип­лость.

Все перечисленные патологические качества голоса усугубля­ются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведе­ния людей, страдающих ринолалией или ринофонии.

В результате звучание голоса и механизм фонации при рас­щелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония».

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное мес­то занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация тембра, раз­витие природных голосовых данных детей, восстановление дви­гательной функции гортани при заболеваниях голосового аппа­рата и воспитание навыком правильного голосоведения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до плас­тической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.

После операции работа на ч голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей ран чох п активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиления нёбно-глоточного смыкания, выработки правильного голосове­дения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеемся. Все фонопедические мероприятия тес­но переплетаются и проводятся в комплексе с другими направленными на исправление фонетической стороны речи.

Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I эта­пе с постановки гласных фонем (с. 19). На II этапе они продол­жаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи — развитии подвижности нёб­ной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое небо рефлекторно поднима­ется и примыкает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, рас­тормаживают п одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличи­вать силу звука. Методика проведения фонепедических упражне­ний и их последовательность при ринолалии имеют ряд особен­ностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: внача­ле звуков а и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у. При ежедневных занятиях сроки сокра­щаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что де­тям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интер­валы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняют слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии пос­ле повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижное п. мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диа

44-45

 

пазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростка­ми и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее кран начинают с пения «а» или «э» на од­ной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Что­бы определить допустимую нагрузку, первые попытки осущест­вляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятии немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к бо­лее высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5—4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удли­нить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезву­чия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и уси­ления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют го­лое, поскольку активность неба быстро истощается и она провисает, вследствие чего звук назализуется. Нее вокальные упраж­нения выполняются стоя.

Что бы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют; меняют тональность, по­ют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифферен­цированным для каждого обучающегося, поскольку в пении уча­ствуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отра­жающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермолаев и Н. Ф. Ле­бедева, детский голос требует максимально щадящего отноше­нии, которое должно проявляться в соблюдении следующих тре­бований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрас­ту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебреже­ние ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолаеву, П. Ф. Лебедевой, 1970):

3     4 года      ми - соль

5     6 лег        ми - си

7     10лет         ре - ре1

10   14лет        ми - ре

При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиа­но, но можно и под магнитофон или с голоса логопеда.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-реберного дыхания и овладения умением произ­носить гласные без носового оттенка голоса переходят к упраж­нениям для воспитания навыка правильного голосоведения, рас­ширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения прово­дится параллельно с фонопедическими упражнениями.

С детьми без органических изменений и голосообразующим ап­парате эти тренировки начинаются с простых гласных зву­ков. Упражняются в произношении изолированных гласных, а по­том их сочетании, что объясняемся ориентацией занятии на даль­нейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех.

Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необхо­димости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и с ориентацией на степень подъ­ема и напряженности нёбной занавески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его ма­нере фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в по­зиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Доволь­но трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвижение копчика языка вперед к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки на правильной ненапряженной фонации.

В литературе неоднократно укалывалось па уменьшение носо­вого оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологич­но и его редко удается ввести в спонтанную речь.

Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает доста­точно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут диф­ференцировать правильную фонацию па слух, они будут в сос­тоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражне­ния для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

Далее переходят к «мычанию» — протяжному произнесению звука м с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые м, н ротовыми б, д.)

Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической осно­вой, удобной для правильной фонации. Она отличается незначи­тельной напряженностью, большим импедансом, выраженным ре­зонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активи46-47зирует работу голосового аппарата. При произнесении м с сомк­нутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Перво­начально фонему произносят кратко, но постепенно звучание уд­линяют.

После того как ребенок научится произносить без напряже­ния фонему м па наиболее удобном и естественном для него то­не голоса, приступают к слитному произнесению открытых сло­гов со звуком м при опоре на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы. Упражняются 6--8 раз в день непосредственно после трехкратно­го короткого произнесения м.

Повторяя слоги, выделяют согласный звук, произнося его про­тяжно. Гласный же звучит коротко. Предварительно объясняют и показывают, что нет необходимости артикулировать фонему а. Достаточно приоткрыть губы. Слоги с другими гласными произ­носят по подобию. Гласные при этом могут звучать редуциро­ванно.

Учитывая, что длительная задержка па носовых звуках для страдающих ринофолией нежелательна, переключаются на ана­логичные упражнения со .туком л, как только будет освоен удобный и естественный тон фонации. Также являясь сонором с л наиболее сходна с фонацией на м, из всех ротовых согласных.

Затем переходя к попарному произнесению слогов. Упраж­нение повторяют несколько раз в день.

Подобные упражнения выполняют со всеми сопорами и звон­кими фрикативными согласными звуками, вводя их в следующей последовательности: м, н, и, л, р, в, з, ж. Если хорошо отрабо­тано правильное выполнение упражнения с м, то тренировки с другими согласными звуками обычно не вызывают затруднений, а потому долго задерживаться на них не стоит. Необходимо толь­ко уточнить еще раз представление о носовом и ротовом резонан­се, сопоставляя звучание голоса «в маску» в звукосочетаниях с носовыми и ротовыми фонемами, не повторяя многократно одни и те же сочетания.

После закрепления кинестезии переходят к повторению равноударных слогов и слогов с перемещением ударения, используя сочетания этих же согласных со всеми гласными. Например: мамомэмумы мама мама мамама.

Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим голосом, достаточное для перехода к речевым упражнениям. Начинаются они с произнесения сочета­ний из двух слов и спряжений глаголов «в маску» с опорой, на согласные м, н, и, л, р, в, з, ж. Например:

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма.

Вон Вова, вон Мила, вон номер, вон ель.

Спряжение служит основой для увеличения количества слов в фразе, которое растет от занятия к занятию. Приводим несколько коротких фраз, пригодных для спряжения с распространением предложения:

Я съел (а) сметану. Я жалею Женю. Я живу на восьмом эта­же.

Я нарезал (а) лимон. Я вел (а) Вилю. Я вылил (а) воду.

Я мыл (а) Милу. Я мел(а) пол. Я ел(а) малину.

Распространение фразы проводится постепенно, например: Я поливал (а). Я поливал (а) левкои. Я поливал (а) левкои во­дой. Я поливал(а) левкои теплой водой. Я поливал(а) левкои теплой водой из лейки.

При правильном выполнении упражнении голос ребенка поу­чит звонко, громко, Г)(ч носового оттенка. Далее остаемся при­учить выполнять все логопедические речевые упражнения на пра­вильном голосоведении и ввести -лот навык в спонтанную речь. Подготовкой служат тренировки в повторении нескольких корот­ких скороговорок и стихов с опорой на соноры.

Принцип подбора скороговорок и стихов одинаков: фразы, из которых они построены, должны быть короткими, включать толь­ко правильно произносимые фонемы, в них должно быть достаточ­ное количество соноров и звонких фрикативных согласных. Ско­роговорки и стихи ребенок вначале повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры. Примерами пригодных для тренировок скороговорок мо­гут служить следующие:

На мели мы палима ловили.

Наловил Валерии два ведра форели.

Нил поймал линей; один мал, два длинней.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

У Маши па кармашке маки и ромашки.

Дед Данила делил дыню. Дольку — Диме, дольку — Дине.

Дошкольники с нормальным голосовым аппаратом, сохранны­ми кинестезиями и развитым фонематическим слухом, при доста­точно длинном и подвижном мягком нёбе к этому моменту коррекционно-воспитательной работы спонтанно переходят на пра­вильное голосоведение в бытовой речи. Им можно приступать к вокальным упражнениям для расширения диапазона и увеличе­ния силы голоса.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно —сдав­ленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установил, причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, рас­стройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направ­ленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значитель­ное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует про

 

48-49

 

нести соответствующую корректирующую работу, а затем вновь вернуться к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие Ш и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». При этом меняют тональность, по­ют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепен­но к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких му­зыкальных фраз и песенок. Музыкальные фразы, пригодные для увеличении силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиям: 1) быть простыми и легко запоминающимися; 2) обладать легким ритми­ческим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха; 3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия; 4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интер­валах не меньше терции; 5) петь можно только в речевом диапазо­не, то есть песню следует протранспонировать на основной тон голоси обучающегося, поскольку такое пение ис вызывает пере­напряжении голосовых складок

Первое время, чтобы выучить, мелодию и фразировку песни, научи п.си брать дыхание и нужные моменты, ребенок вместе с логопедом поют только мелодию песни на гласные звуки и лишь носом переходят к пению со сломами. При несоблюдении указан­ною порядка работы появляются следующие характерные ошиб­ки: обучающиеся нечетко произносят слова, берут произвольное дыхание (иногда разбивая слово на слоги), вдыхают через рот, выдыхают через нос, переходят на ключичное дыхание и т. д., то есть возвращаются к патологическим навыкам, свойственным их дефектной речи. Это указывает на то, что переход к новому виду вокальных упражнений вызывает у детей большие затруднения, которые усиливаются изменениями слухового восприятия.

Переход к пению со словами требует внимания. Только после усвоения фразировки и мелодии песни па гласных обучающиеся могут спокойно сосредоточиться на правильном произнесении слов при пении. Поэтому подбирают песни со словами на прой­денные звуки. Пение дает возможность отключить внимание от послогового утрированного произнесения, задать необходимый темп. Начинают петь медленно, но вскоре приближаются к темпу разговорной речи; поют, плавно переключаясь от звука к звуку. Не стоит браться за изучение нескольких песен одновременно. Это рассеивает внимание ребенка.

Так как обучающиеся еще нагружены постановкой и автома­тизацией звуков, то занимаются они пением ограниченно — в те­чение одного занятия не более 15 минут — по 3—5 минут в один прием.

Можно рекомендовать детям пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша* (ел. и муз. С. Невельштейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, ел. О. Высотской), «Неваляшки» (муз. 3, Левиной, ел. О, Петровой), «Веселый музыкант» (муз. Филип-

пенко, ел. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар. в обра­ботке М. Иорданского). Взрослым — «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и ел. народные), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глин­ки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухмаиона, ел. В. Ха­ритонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронра­вова).

Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подби­рают песни, в фразах которых тоны располагаются по звукоряду, то есть интервалы между ними не превышают одного тона. Такое построение мелодии способствует более длительному удержива­нию нёбной занавески в смыкании. Подобные тренировки позво­ляют преодолеть истощаемость двигательной функции мягкого нёба. Мелодии песен и музыкальных фраз в этот период уже выходят за пределы речевого диапазона и у взрослых охваты­вают октаву. '-)то помогает сделать речь мелодичной и интона­ционной, избежать монотонности.

На заключительном этане вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, ел. Л. Френке­ля), «Лягушка» (муз. и ел. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. . народные), а подростки и взрослые — из песен «Дубинуш­ка» (муз. и ел. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, ел. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахму­товой, ел. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, ел. В. Крылова).

Вокальные упражнения заканчиваются пением народных при­бауток на одном тоне. Такой вид тренировок наиболее труден и доступен только при хорошо подвижном нёбе.

Продолжение занятий пением после исправлении речи и го­лоса предотвращает рецидивы рипофонни, которые могут возни­кать у детей из-за функциональной слабости небной занавески после воспалительных заболевании носа, глотки или гортани. Взрослым, у которых имеется психастенический фон, занятия пе­нием помогают избегать оживления старых связей в определен­ных, неприятных для обучавшихся ситуациях.

При выявлении у подростков или взрослых фонастении или пареза внутренних мышц гортани в коррекционно-педагогическую работу включаются фонопедические упражнения для восстановле­ния голоса при различных нарушениях голосового аппарата.

Последовательность упражнений следующая: 1) дутье в губ­ную гармошку; 2) «мычание»; 3) произнесение пар слогов; 4) дли­тельное произнесение сочетаний со звуком м; 5) длительное про­изнесение сочетаний гласных звуков последовательно по одному, два, три, четыре, пять; 6) закрепление навыков правильного го­лосоведения в словах, начинающихся с прямых ударных слогов ма, мо, му, мэ, мы; 7) фразовые упражнения; 8) чтение текстов; 9) вокальные упражнения.

Параллельно с ними в занятия включаются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:

 

50-51

 

1) Исходное положение — руки в замок на затылке. Отклоне­ние головы назад с сопротивлением рук.

2) Исходное положение — сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

3) Исходное положение — ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук.

4) Движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжи­мание челюстей.

5) Надувание щек (можно с зажатыми крыльями носа)?,

6) Доставание кончиком языка мягкого нёба.

7) Поднимание мягкого нёба при зевке.

Этот комплекс рекомендуют для выполнения дома 6 раз в те­чение дня, по 4—5 раз каждое упражнение.

Принимая во внимание ряд органических и функциональных отклонений при врожденных расщелинах нёба, проводить фонопедические мероприятия приходится с их .учетом. Наличие но­сового оттенка не является препятствием для проведения фонопедии. Наоборот, в дальнейшем избыточная назализация тем лег­че устранится, чем полноценнее будет двигательная активность гортани и громче пики1, и я к как усиление основного тона само по себе уменьшает носовой оттенок.

Проводя вокальные упражнении и послеоперационном перио­де, придерживаются очень узкого диапазона -— 1---2 тона — во из­бежание перегрузки голосового аппарата.

Бесполезно обучать правильному голосоведению до того, как двигательная функция гортани будет активизирована и цель нес­мыкания голосовых складок уменьшена.

Приступая к «дутью в гармошку» с целью массажа гортани вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струей, проверяют, в сос­тоянии ли подросток выполнять его. Данное упражнение можно рекомендовать для систематических занятий только после выра­ботки стойкой, направленной воздушной струп. Дуют мягко и плавно в одно отверстие гармошки, плотно прижав губы к инст­рументу. Выполняя упражнение, обучающийся сидит на стуле, опустив подбородок. Ступни согнутых ног параллельно стоят на полу. Налаживая дутье в губную гармошку, следует помнить, что оно требует значительных физических усилий. Но нельзя излиш­не напрягаться, излишне глубоко и часто дышать, поднимать плечи. Лучше допустить беззвучное дутье нежели неправильное. Повторяют упражнение часто — 8—10 раз в день, по дуют в один прием понемногу — всего 3—4 раза подряд. При затруднениях, которые могут возникнуть из-за утечки воздуха в нос, выполня­ют упражнение с зажатыми крыльями носа. По такой вариант менее желателен.

В упражнении «мычание» обращает па себя внимание тот факт, что тактильный контроль за правильной подачей голоса «в маску» для подростков и взрослых с рннолалней почти обяза­телен. Поэтому, обучая «мычанию», рекомендуют прикасаться

пальцами к переносице4 или класть ладонь на темя, чтобы ощу­тить вибрацию костей носа пли черна.

После овладения произнесением пар слогов. с фонемой м вво­дят аналогичные упражнения с фонемой л и гримируют попарной произнесение слогов с фонемами м л или я — л, чтобы закре­пить дифференцированное ощущение фонации «в маску» при про­изнесении носовых и ротовых фонем.

У людей с нормальным строением верхней челюсти после про­ведения фонопедии голос спонтанно улучшается и в бытовой ре­чи. Лица с врожденными расщелинами нёба нуждаются в спе­циальных упражнениях.

Упражнения по закреплению навыка правильного голосоведе­ния с подростками и взрослыми проводятся по тем же принци­пам, что и с детьми на материале скороговорок, спряжений, сти­хов. Но количество их должно быть несколько больше. Для за­крепления кинестезии приходится дольше останавливаться на про­изнесении слов, словосочетаний и предложений на звуки м, н, л, с которых начинается предложенный в данном пособии дидакти­ческий материал.

Фонема /, произносимая в сочетании с гласными звуками, не только активизирует двигательную функцию гортани, но и зна­чительно облегчает правильное голосоведение. Поэтому целесо­образно спряжение предложений с этим звуком, таких, например:

Я ел (а) ягоды. Я объелась ягод. Я мою каюту. Я еду на юг.

Я ехал (а) в Майкоп. Я явилась на прием. Я объехал (а) яму. Я купаюсь в водоеме.

После появления и стабилизации признаков улучшения двига­тельной функции гортани увеличения силы голоса, уменьшения охриплости, расширения диапазона (что обязательно отражается на стробоскопической картине в сторону ее улучшения) — присту­пают к работе над устранением остаточного носового оттенка го­лоса— вокальным упражнениям III и IV этапов. Но постоянно, до завершения коррекционно-педагогической работы, контролиру­ют манеру голосоведения, пока новый приобретенный навык не станет бессознательно привычным.

При значительной нёбно-глоточной недостаточности приходит­ся переводить фонацию в грудной регистр и отрабатывать ее в упражнениях на мягкой атаке голоса с придыханием. Этот спо­соб издавна применяется в логопедии для уменьшения носового оттенка речи.

 

52-53

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.