Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
1.1.2 Основные определения, понятия и принципы
Транспортная безопасность – состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности.
Транспортная система Российской Федерации – совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы транспортной деятельности и транспортной безопасности, транспортных инфраструктур, транспортных средств, хозяйствующих субъектов в области транспортной деятельности, потребителей транспортных услуг.
Транспортная деятельность – управление, организация и перемещение пассажиров и/или грузов.
Транспортная инфраструктура – совокупность транспортных объектов, органов и систем непосредственного управления процессом перемещения пассажиров и грузов.
Транспортный объект – имущественный комплекс (здания, сооружения, оборудование, земельные участки, иные объекты недвижимости), используемый для выполнения той или иной операции (совокупности операций) в процессе перемещения пассажиров и грузов.
Транспортное средство – техническое устройство, управляемое экипажем, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов.
Объекты транспортной безопасности - транспортные инфраструктуры, транспортные объекты, транспортные средства, пути сообщения.
Непрерывность обеспечения транспортной безопасности - выявление всех производимых в ходе транспортной деятельности операций, использующихся уровней управления, физических участков, определение мер транспортной безопасности для каждого из них, а также мероприятий по согласованию указанных мер на границах упомянутых операций, уровней, участков.
Потребитель транспортных услуг – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в перемещении пассажиров и грузов и заключившее с этой целью договор с хозяйствующим субъектом в области транспортной деятельности.
Уровень транспортной безопасности – количественные показатели аварийности и ущерба по видам транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности в транспортной системе РФ.
Ресурсное обеспечение транспортной безопасности – определение источников и реализация процедур: финансирования, подготовки кадров, информационного, материально-технического, научно-технического, нормативно-правового обеспечения мероприятий по повышению уровня транспортной безопасности.
Угроза транспортной безопасности – условия, обстоятельства и причины, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов Российской Федерации в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональному экономическому ущербу при транспортной деятельности.
Факторы транспортной безопасности - условия, обстоятельства и причины, управленческая деятельность, ведущие к повышению уровня транспортной безопасности.
Категорирование – присвоение объектам транспортной безопасности условного индекса для характеристики степени их уязвимости в отношении угроз транспортной безопасности.
Категория - условный индекс, характеризующий степень уязвимости объекта транспортной безопасности в отношении угроз транспортной безопасности.
Доклад о транспортной безопасности – сводный документ, ежегодно подготавливаемый специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, содержащий сведения об уровне транспортной безопасности, тенденциях его развития, новых явлениях и иных факторах, требующих реагирования и подготовки соответствующих решений.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за уровень транспортной безопасности в Российской Федерации, координирующий деятельность прочих органов и организаций в области обеспечения транспортной безопасности, реализующий принцип единоответственности.
Пути сообщения – искусственные сооружения или участки природной среды, использующиеся для перемещения транспортных средств.
Экипаж – физические лица (лицо), управляющие движением транспортного средства, обслуживающие его и находящиеся на его борту.
Специальные мероприятия – действия, предусмотренные планом готовности или вызванные текущей необходимостью в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий.
Специальные средства – технические устройства и приспособления, предназначенные для предотвращения (минимизации) ущерба здоровью и жизни пассажиров и экипажа, противодействия кризисным ситуациям на транспорте, проблемным пассажирам при транспортной деятельности и спасании, входящие в обязательное укомплектование транспортных объектов и транспортных средств.
Кризисная ситуация на транспорте – совокупность обстоятельств, характеризующих условия транспортной деятельности в данном конкретном случае, существующих с момента регистрации уполномоченным лицом нарушения соответствующих установленных требований, норм и правил в области транспортной деятельности.
План готовности – письменный документ, утвержденный уполномоченным органом (лицом) для каждого уровня управления и содержащий распределение обязанностей, мероприятия, порядок действий органов государственной власти и местного самоуправления; должностных лиц (органов) хозяйствующих субъектов; потребителей транспортных услуг, владельца, экипажа транспортного средства, персонала транспортных объектов, привлекаемых лиц, - для периодов предупреждения, действий в условиях кризисных ситуаций на транспорте и ликвидации (минимизации) их последствий, случаев столкновения с проблемным грузом или проблемным пассажиром.
Проблемный груз (багаж) – груз, запрещенный к перевозке, у которого провозная документация или физическое состояние не соответствуют установленным требованиям, нормам и правилам.
Проблемный пассажир – любое физическое лицо, находящееся на территории транспортного объекта или транспортного средства и нарушающее установленные требования, нормы и правила транспортной деятельности.
В транспортную систему Российской Федерации входят следующие виды транспорта:
-наземный (автомобильный; железнодорожный; электрический городской, включая метрополитен);
-воздушный;
-водный (морской и речной);
-промышленный;
-магистральный трубопроводный.
Субъектами регулируемых отношений, деятельность которых входит в предмет государственной политики обеспечения транспортной безопасности, являются:
-международные органы и организации;
-федеральные органы государственной власти;
-органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
-хозяйствующие субъекты транспортной деятельности;
-хозяйствующие субъекты – разработчики и производители транспортных средств, специальных средств и иного оборудования;
-потребители транспортных услуг.
Основными принципами государственной политики обеспечения транспортной безопасности являются:
-конечная ответственность государства за обеспечение уровня транспортной безопасности;
-приоритет охраны жизни и здоровья людей;
-непрерывность обеспечения транспортной безопасности;
-гармонизация норм, требований и правил транспортной безопасности в Российской Федерации с международными условиями транспортной деятельности;
-разумное соотношение целей обеспечения транспортной безопасности с реальными возможностями государства;
-недопустимость необоснованного ущерба хозяйственной деятельности при государственных регулирующих воздействиях, адекватность профилактических мер степени угроз и возможному ущербу от нарушений в области транспортной безопасности;
-необходимое и своевременно формируемое нормативно-правовое обеспечение обоснованности всех регулирующих транспортную деятельность воздействий;
-учет интересов общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей транспортных услуг в их балансе при обеспечении транспортной безопасности;
-максимальное использование в рыночных условиях возможностей государственно-частного партнерства;
-гарантированность ресурсного обеспечения транспортной безопасности;
-приоритет планово-предупредительных мероприятий по обеспечению транспортной безопасности;
-комплексный характер и координация всех субъектов транспортной деятельности при обеспечении транспортной безопасности;
-заблаговременное выявление условий и факторов, угрожающих нормальному функционированию транспортной системы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 262.