САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра сервиса ТРАНСПОРТА

И ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

 

С.В. УГОЛКОВ, Ю.Г. ЛАЗАРЕВ,

Е.Б. СИНИЦЫНА

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОЦЕССОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2018


 


Уголков С.В.

Безопасность транспортных процессов: учебное пособие / С.В. Уголков, Ю.Г.Лазарев, Е.Б. Синицына. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 97 с.

ISBN

Основная цель учебного пособия — дать доступное изложение фундаментальных положений по обеспечению безопасности транспортных процессов на основе применения комплекса мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства в функционирование объектов транспортной инфраструктуры, предупреждения возможного ущерба жизни и здоровью людей, исключения материального ущерба и ущерба окружающей среде, с учетом современных взглядов и действующих нормативных документов.

Учебное пособие предназначено для студентов СПбГЭУ по направлению подготовки 23.03.01 — Технология транспортных процессов (Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте), а также может быть использовано студентами других ВУЗов (всех форм обучения).

 

The main purpose of tutorials is to give accessible presentation of the fundamental provisions on the organization of the security of transport processes based on the review of implementation of complex of measures on prevention of acts of unlawful interference in the functioning of transport infrastructure, to prevent possible damage to life and health of people possible the material losses and damage to the environment, taking into account modern views and current regulations.

The manual is intended for the students of St. Petersburg state economic University in field of study 23.03.01 Technology of transport processes (Organization of transportation and management on motor transport), and can also be used by students of other Universities (all forms of study).

ББК

Рецензенты:

генеральный директор Научно-исследовательского и проектного института территориального развития транспортной инфраструктуры, доктор технических наук, профессор В.Н. Мячин

 

профессор кафедры Строительство уникальных зданий и сооружений, Инженерно- строительный институт, СПбПУ Петра Великого, доктор военных наук, профессор Н.А. Ермошин.

ISBN

 

© СПбГЭУ, 2018

 

Перечень сокращений

АНВ – акт незаконного вмешательства

АРД – автоматическая регулировка диафрагмы

ВАИ – военная автомобильная инспекция

ВВ – взрывчатое вещество

ВУ – взрывное устройство

ДТС - диверсионно-террористические средства

МТК – международный транспортный коридор

ОАО РЖД – открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

ОО – огнестрельное оружие

ОТИ – объект транспортной инфраструктуры

ППР – пограничный перегрузочный район

РВ – радиоактивные вещества

РТИ - рентгено-телевизионные интроскопы

СКУД - системы и средства контроля и управления доступом

СОТ – система охранного телевидения

ТС – транспортное средство

 

Введение

Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

В последнее время террористическая активность против транспорта во многих частях света значительно возросла и стала составной частью глобальной террористической угрозы. Из-за высокой уязвимости в сравнении со многими другими потенциальными целями объекты транспорта особенно привлекательны для террористов, так как обычно приводят к большому количеству жертв, могут парализовать ключевые секторы экономики и вызвать эмоциональные и общественные потрясения.

Увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но и произошли определенные изменения в их качестве: захват воздушных судов и их использование в качестве средств совершения террористических актов, реальные угрозы совершения диверсий на судах с ядерными силовыми установками, судоходных гидротехнических сооружениях, использования автотранспортных средств как оружия террора, совершения терактов на стратегических объектах, таких как мосты и тоннели, объектах железнодорожного комплекса.

Борьба с терроризмом на транспорте во всех его формах является важной общемировой задачей и ключевым элементом международных антитеррористических усилий. Обеспечение общей свободы передвижения и безопасного, свободного и экономичного товарообмена важно для индустриальных государств. Трагические события, связанные с террористическими актами на объектах транспорта в России и в мире в целом, продемонстрировали, сколь уязвимы наши транспортные системы, и повысили осознание необходимости защищать критически важную транспортную инфраструктуру.

Правительствами ведущих государств мира особое внимание уделяется мерам по повышению антитеррористической безопасности на транспорте.

Российская Федерация, являясь членом международных транспортных организаций, участником большинства международных соглашений в области транспортной безопасности, предпринимает активные усилия по противодействию терроризму на транспорте, обеспечению безопасной и устойчивой работы транспортной инфраструктуры.

Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте.

Вот почему одной из стратегических целей Транспортной стратегии Российской Федерации является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение этой цели позволит обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб и повысить уровень мобилизационной готовности, и таким образом позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Важнейшее место в выстраиваемой государственной системе мер по обеспечению транспортной безопасности занимает оснащение объектов транспортного комплекса и транспортных средств техническими средствами противодействия терроризму.

Изощренность в методах проведения террористических акций, оснащенность современным оружием и специальной техникой, внезапность проведения терактов – все это ставит на повестку дня необходимость создания современных специальных технических средств для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия, радиоактивных, биологически и химически опасных веществ у пассажиров, в багаже и ручной клади, грузах, транспортных средствах.

Однако при разработке специальных технических средств необходимо учитывать, что:

-транспортные системы работают круглосуточно, осуществляя перевозку грузов и пассажиров в непрерывном режиме, и без автоматизации постов досмотра или организации круглосуточного дежурства решение задач практически невозможно;

-технические средства досмотра и мониторинга для объектов транспорта и транспортных средств требуют многоканальности. Надежность выявления угрозы террористического акта должна быть на порядок или на несколько порядков выше, чем это требуется для целей специальных служб, так как выполнение антитеррористических мероприятий означает весьма существенные затраты, например, на эвакуацию пассажиров, а также не менее масштабные убытки из-за остановки транспортных систем.

Поэтому все приборы объективного контроля (досмотра) должны дублироваться средствами досмотра, использующими разные физические принципы. Например, в досмотровых порталах должны одновременно работать приборы нелинейной локации ВУ, дрейфспектрометрии, тирагерцовой спектрометрии и еще одного-двух других принципов. Автоматика должна принимать решение при срабатывании, например, двух из трех или трех из пяти одновременно работающих каналов досмотра;

-для легитимности действий работников служб безопасности при срабатывании средств досмотра требуется также отработка законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие работников предприятий транспорта и правоохранительных органов в случае срабатывания систем досмотра;

-для предприятий транспорта необходима скорость работы, обеспечивающая высокую эффективность технологий обслуживания пассажирских и грузовых потоков. На современном уровне развития техники можно и необходимо достичь такой скорости работы средств досмотра, чтобы пассажир с его ручной кладью обслуживался в течение 2–5 секунд, а досмотр грузов, в том числе и крупногабаритных контейнеров железнодорожного, автомобильного и водного транспорта осуществлялся на скоростях не менее 70 км/час. Поэтому выбор физических принципов средств объективного контроля для автоматизированных комплексов досмотра, планируемых к размещению на объектах транспорта, должен осуществляться исходя из скорости работы, а не глубины и точности определения характера угрозы;

-транспорт сегодня является не только самой уязвимой мишенью терроризма, но и техническим средством, без которого невозможен ни один террористический акт. Для защиты транспортного комплекса необходима комплексная упреждающая автоматизированная система технического противодействия терроризму. Безопасность аэропортов обеспечивается объектовыми системами, которые работают в режиме полной автономии, в дуэльном режиме, включая в свой состав значительное количество сотрудников служб безопасности.

 



Автомобильный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в автомобильном транспорте:

массовая автомобилизация населения, ведущая к росту средств автотранспорта и неопытных водителей;

неоптимальность состава полномочий по обеспечению транспортной безопасности при автотранспортной деятельности, переданных Министерству внутренних дел;

неудовлетворительное техническое состояние имеющегося автопарка;

неразвитость и низкое техническое состояние автодорог;

моральная устарелость выпускаемых национальной автомобильной промышленностью средств автотранспорта;

низкий потребительский спрос населения, не стимулирующий выпуск современных и оснащенных пассивными и активными устройствами безопасности транспортных средств;

коррумпированность государственных органов, в ведении которых находятся вопросы подготовки водителей, выдачи водительских прав, технического осмотра средств автотранспорта, регулирования дорожного движения, предупредительно-воспитательных санкций на дорогах;

недостаточное финансирование дорожного хозяйства России - низкая дисциплинированность водителей и пешеходов;

недобросовестная конкурентная борьба в зарубежных странах с российскими автоперевозчиками и их недостаточная защищенность со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации;

недостаточная согласованность действий транспортной инспекции, ГИБДД, ВАИ, таможенных и иных служб;

несовершенство технических средств организации и управления дорожным движением;

недостаточность нормативно-правового обеспечения автотранспортной и дорожной (строительство, реконструкция, ремонт) деятельности.

Железнодорожный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в железнодорожном транспорте:

сокращение бюджетного финансирования;

неокончательная отлаженность в связи с перенастройкой управления в результате упразднения Министерства путей сообщения;

несоблюдение правил технической эксплуатации пути и подвижного состава;

необоснованное, с точки зрения перспективы, закрытие малодеятельных линий;

децентрализация управления в связи с намечаемой дальнейшей приватизацией объектов основной производственной деятельности;

нарастание износа основных производственных фондов;

устремленность Китая, стран СНГ (азиатского региона) в конкуренции с Транссибом на захват трансширотных мировых грузопотоков;

сохранение террористических угроз в Южном федеральном округе;

сохраняющаяся даже при наличии действующей БАМ военная и экономическая уязвимость Транссиба;

трудности с пропуском транзита через страны Балтии по калининградскому направлению;

неадекватное управление тарифами на тяговые энергетические ресурсы, снижающее рентабельность железнодорожного транспорта;

неразграниченность прав собственности ОАО РЖД на объекты питающей электроэнергетики с РАО ЕЭС;

моральная устарелость техники и технологии железнодорожных перевозок;

недостаточность нормативно правового обеспечения перевозок в некоторых видах сообщения.

Воздушный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности на воздушном транспорте:

непоследовательность реформ управления воздушным движением, организации летной работы, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, обеспечения полетов;

снижение количества аэропортов в основном за счет аэропортов местных и среднемагистральных линий, без учета их оптимизации по количеству, районам и обязательствам, проблемы запасных аэродромов при обслуживании воздушного движения на внутренних и особенно международных трассах;

высокая степень износа и старения воздушных судов и иного оборудования действующих аэропортов и аэродромов;

сокращение парка воздушных судов, снижение выпуска воздушных судов, изготовленных в России, отсутствие производства гражданских воздушных судов, отвечающих современным требованиям навигации, экологии, шумности и сопровождения технической и летной эксплуатации, что ставит российскую гражданскую авиапромышленность под угрозу закрытия;

продолжение практики установки на воздушные суда некондиционных запасных частей и агрегатов;

дисбаланс между спросом на авиаперевозки и возможностями его покрытия провозной способностью парка воздушных;

высокая вероятность террористических актов;

незавершенность формирования законодательной базы транспортной безопасности на авиатранспорте;

недостаточность собственных средств авиаперевозчиков для выполнения всех мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, нерегламентированность бюджетной процедуры надежной поддержки транспортной безопасности;

незавершенность категорирования транспортных объектов и транспортных средств по степени уязвимости.

Федеральные законы

1.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.

2.О техническом регулировании. 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.

3.О железнодорожном транспорте в РФ. 10 января 2003 года N 17-ФЗ.

4.Устав железнодорожного транспорта РФ. 10 января 2003 года N 18-ФЗ.

5.О противодействии терроризму. 6 марта 2006 года N 35-ФЗ.

6.Об информации, информационных технологиях и о защите информации. 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.

7.О транспортной безопасности. 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ.

8.Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ.

9.О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с обеспечением транспортной безопасности. 27 июля 2010года N 195-ФЗ.

10.О внесении изменений в УК РФ. 9 декабря 2010 года N 352-ФЗ.

11.О безопасности 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ.

 

Указы президента

1.Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. 30 ноября 1995 года N 1203.

2.Вопросы ФСБ РФ. 11 августа 2003 года N 960.

3.О мерах по противодействию терроризму. 15 февраля 2006 года N 116.

4.О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. 31 марта 2010 года N 403.

5.Вопросы МВД РФ. 1 марта 2011 года N 248.

 

Приказы Министерства транспорта РФ

1.Приказ Министерства транспорта РФ, ФСБ РФ, МВД РФ №№ 52, 112, 134 "Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" от 2.04.2010 года.

2.Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. от 11.02.2010 года № 34.

3.О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. от 12.04.2010 года № 87.

4.Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. от 8.02.2011 года № 42.

5.Приложение к приказу Министерства транспорта РФ № 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" от 8.02.2011 года.

6.Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. от 8.02.2011 года № 43.

7.Приложение к приказу Министерства транспорта РФ № 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" от 8.02.2011 года.

8.Об утверждении федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам». от 28.11.2005 года № 142.

9.Приказ Министерства транспорта РФ "Об утверждении федеральных авиационных правил "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения"" от 27.03.2003 года № 29.

10.Об утверждении отраслевых типовых норм времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. от 15 ноября 2010 г. N 248.

11.О порядке ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. от 29 января 2010 г. N 22.

12.О порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности. от 6 сентября 2010 г. N 194.

 

Идентификация ОТИ и ТС

Перед проведением категорирования ОТИ и ТС проводится их идентификация и подготовка перечня категорируемых ОТИ и ТС.

Идентификация ОТИ

Идентификация ОТИ организуется в два этапа.

На первом этапе определяется полный перечень всех элементов технологического комплекса железнодорожного транспорта, производится определение направлений реализации ими транспортных функций.

Полный перечень всех элементов технологического комплекса железнодорожного транспорта, может включать в себя:

- железнодорожные перегоны (земляное полотно, верхнее строение пути, железнодорожные переезды, искусственные сооружения (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах);

- охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды;

- раздельные пункты (земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, искусственные сооружения, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки);

- объекты вагонного хозяйства, в том числе:

производственные участки, связанные с ремонтом и обслуживанием вагонов;

вагоноколесные мастерские;

пункты технического обслуживания вагонов, в том числе автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, устройства выявления неисправностей.

пункты технического обслуживания и ремонта вагонов;

промывочно-пропарочные станции;

пункты подготовки вагонов для перевозок;

дезинфекционно-промывочные станции и пункты, пункты промывки вагонов;

вагоноремонтные заводы.

- объекты локомотивного хозяйства, в том числе:

основные, оборотные депо (тепловозные, электровозные, смешанные, электроподвижной состав), в том числе производственные участки текущего ремонта, пункты технического осмотра локомотивов (электропоездов, дизельпоездов),

пункты экипировки локомотивов (электропоездов, дизельпоездов) пескосушилки, склады, хранилища ГСМ, устройства для постановки электровозов в ремонтные стойла и разворота секций электровозов, другие здания и сооружения и железнодорожные (тракционные) пути, на которых они дислоцируются;

локомотиворемонтные заводы;

электровагоноремонтные заводы.

- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:

контейнерные площадки, терминалы;

грузовые дворы;

здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства грузовой и коммерческой работы, используемые при содержании, ремонте и эксплуатации устройств и механизмов, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов.

- здания, строения, сооружения и помещения производственных участков путевого хозяйства и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются, в том числе:

используемые при ремонте и эксплуатации железнодорожного пути и искусственных сооружений;

используемые при ремонте и эксплуатации путевых машин;

используемые при ремонте и эксплуатации механизмов и специального путевого железнодорожного подвижного состава.

- здания, строения, сооружения, помещения, устройства и оборудование пунктов дислокации восстановительных и пожарных поездов и железнодорожные пути, на которых они дислоцируются.

- объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте;

строения, сооружения, помещения и оборудование тяговых подстанций;

строения, сооружения, помещения и оборудование трансформаторных подстанций;

строения, сооружения, помещения и оборудование пунктов группировки;

строения, сооружения, помещения и оборудование постов секционирования;

сооружения и оборудование автотрансформаторных пунктов питания;

сооружения и оборудование комплектных трансформаторных подстанций;

строения, сооружения, помещения и оборудование дизельных электростанций;

здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства электроснабжения;

системы и линии дистанционного управления и телеуправления устройствами электроснабжения.

- здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов (пассажирское здание, павильоны, пассажирские платформы с навесами и без них, конкорсы и переходы через железнодорожные пути в одном, либо в разных уровнях (переходные тоннели, мосты и другие), камеры хранения, багажные помещения, котельные, защитные сооружения, системы вентиляции, оборудование сетей связи, электро и энергоснабжения, устройства водоснабжения, канализации и другие устройства);

- искусственные сооружения, в том числе:

железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала);

путепроводы;

эстакады;

селеспуски;

тоннели, в том числе сухопутные и тоннели под водными преградами.

- объекты водоснабжения, в том числе:

водозаборные устройства;

водоочистные устройства;

насосные станции;

сети водоснабжения;

водонапорные башни.

- пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, в том числе:

стационарные пункты управления владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава;

защищенные и запасные пункты управления;

строения, сооружения и помещения, инженерные системы и системы жизнеобеспечения информационно-вычислительных и диспетчерских центров;

строения, сооружения, помещения предназначенные для эксплуатации линейного и станционного оборудования сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте и потребность в связи;

здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйств связи и информатизации, используемые при ремонте технических средств систем связи и вычислительной техники.

- базы и склады, в том числе:

без путевого развития;

базы хранения локомотивов, вагонов и других материальных ценностей, имеющие путевое развитие;

базы хранения мобилизационного резерва;

базы хранения специального запаса;

склады гражданской обороны.

-отдельно расположенные объекты гражданской обороны (вне территории станций):

убежища;

противорадиационные укрытия.

-отдельно расположенные объекты жизнеобеспечения, в том числе:

котельные;

больницы;

поликлиники.

-здания, строения, сооружения и помещения производственных участков хозяйства сигнализации, централизации и блокировки, используемые при ремонте и эксплуатации устройств и линий сигнализации, централизации и блокировки;

-железнодорожные пункты пропуска через государственную границу РФ (ППР).

На втором этапе производится анализ направлений реализации транспортной функции, на отдельном элементе технологического комплекса железнодорожного транспорта.

По результатам проведенного анализа проводится функциональная группировка с отнесением элементов технологического комплекса железнодорожного транспорта и ОТИ, расположенных на прилегающей территории, имеющих одного собственника (относящихся к одному структурному подразделению собственника) и одинаковые направления реализации транспортной функции к ОТИ верхнего уровня, рассматриваемым в дальнейшем в качестве ОТИ подлежащих категорированию. В случае если элемент технологического комплекса железнодорожного транспорта или ОТИ, расположенный на прилегающей территории и имеющий одного собственника с ОТИ верхнего уровня, имеет более высокую категорию по результатам первого этапа категорирования или данный элемент технологического комплекса железнодорожного транспорта определен как отдельный нормативными правовыми актами РФ, то он должен рассматриваться как отдельный ОТИ.

Идентификация ТС

Идентификация ТС, подлежащих категорированию и подготовка перечня категорируемых ТС организуется в два этапа.

На первом этапе определяется полный перечень ТС железнодорожного транспорта, производится анализ исполнения указанными ТС транспортной функции.

На втором этапе по результатам анализа производят группировку ТС одной модификации, имеющих одного собственника, идентичные конструктивные и технологические элементы, а также исполняющих одинаковую транспортную функцию.

При определении группы ТС, производится оценка назначения транспортной функции, исполняемой ТС и группирование ТС по следующему правилу:

« I » группа - ТС, реализующие транспортную функцию перевозки пассажиров;

« II » группа - локомотивы, тяговые вагоны и иные самоходные ТС;

« III » группа – ТС, реализующие транспортную функцию перевозки опасных грузов в соответствии с ГОСТ 19433-88;

« IV » группа – прочие несамоходные ТС.

Категорирование ОТИ

Категорирование ТС

Системы и средства контроля и управления доступом (СКУД)

Системы цифрового видеонаблюдения обычно интегрируются с системами контроля и управления доступом. Это позволяет фиксировать всех входящих в отдельном архиве. Система СКУД — это объединение систем досмотра и сигнализации, аппаратуры контроля и управления доступом, систем наружного и внутреннего видеонаблюдения в единый комплекс технических средств физической защиты аэропорта (вокзала, автовокзала) и прилегающей территории.

СКУД позволяют решать следующие основные задачи:

-Ограничение доступа сотрудников и посетителей объекта в охраняемые помещения.

-Временной контроль перемещений сотрудников и посетителей по объекту. Это означает, что использование СКУД позволяет разграничивать доступ в различные зоны и отдельные помещения объекта в зависимости от текущего времени и даты.

-Контроль за действиями охраны во время дежурства.

-Табельный учет рабочего времени каждого сотрудника.

-Фиксация времени прихода и ухода посетителей.

-Временной и персональный контроль открытия внутренних помещений (когда и кем открыты).

-Обеспечение совместной работы с системами охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения (при срабатывании извещателей блокируются или наоборот, например, при пожаре разблокируются двери охраняемого помещения или включается видеокамера).

-Регистрация и выдача информации о попытках несанкционированного проникновения в охраняемое помещение.

Для защиты особо важных объектов аэропорта рекомендуется следующий состав системы СКУД:

устройства идентификации доступа (идентификаторы и считыватели);

устройства контроля и управления доступом (контроллеры);

устройство центрального управления системы СКУД (компьютер);

исполнительные устройства системы, устанавливаемые на входах в закрытые зоны и в ответственные помещения.

Устройства идентификации доступа считывают и расшифровывают информацию, записанную на идентификаторах разного типа, а также устанавливают права людей и транспорта на передвижение в охраняемой зоне.

В общем случае алгоритм работы любой СКУД подразумевает следующие этапы:

1.посетитель или сотрудник организации, желающий пройти в контролируемую зону, вводит в систему информацию о своих правах с помощью электронного индивидуального пропуска;

2.система сравнивает введенную информацию с эталонной и принимает решение о разрешении или запрещении прохода;

3.после прохода посетителя входное устройство (дверь, турникет и т.п.) блокируется, а система переходит в режим ожидания.

В зависимости от функционального назначения в состав систем контроля и управления доступом могут входить следующие компоненты:

-устройства преграждающие управляемые (турникеты, шлагбаумы, шлюзы, кабины проходные и т.п.);

-устройства исполнительные (замки, приводы дверей, шлагбаумов, турникетов и т.д.);

-устройства идентификации (идентификаторы); устройства считывающие (считыватели);

-устройства управления (контроллеры и программные комплексы).

Устройства преграждающие управляемые представляют собой класс устройств, предназначенных для формирования физического препятствия в точке доступа.

К исполнительным устройствам относятся электромеханические и электромагнитные замки, электромагнитные защелки, механизмы привода дверей и ворот. Все электромеханические замки удерживают дверь в закрытом состоянии при помощи ригеля (засова), движением которого может управлять механический ключ или специальное электромеханическое устройство, контролируемое СКУД.

Турникеты Проходные кабины Электромеханические замки

Рисунок 3 - Исполнительные устройства

Идентификатор — предмет, на который с помощью специальной технологии занесена кодовая информация, подтверждающая полномочность прав его владельца, который служит для управления доступом в охраняемую зону.

Рисунок 4 - Идентификаторы

Считыватель — электронное устройство, предназначенное для считывания кодовой информации с идентификатора и преобразования ее в стандартный формат, передаваемый в контроллер для анализа и принятия решения.

Рисунок 5 - Считыватели

Контроллеры представляют собой технические устройства, предназначенные для обработки информации от считывателей и управления преграждающими устройствами.

Рисунок 6 - Контроллеры

Программные комплексы предназначены для управления СКУД в целом и имеет ряд функций:

-принятие решений по ограничению и разрешению доступа на основе информации, поступающей от контроллеров и считывателей;

-ведение баз данных «электронных карточек» зарегистрированных владельцев ключей по самым различным критериям;

-задание объектовых и временных ограничений доступа как для отдельных владельцев ключей, так и для групп владельцев, выделенных по какому-либо признаку;

-задание номеров зон доступа, представляющих собой списки дверей, через которые данный владелец может входить и выходить из помещений и здания;

-сохранение в базе данных информации по всем произошедшим событиям;

-отображение состояния системы на поэтажных планах;

-учет рабочего времени сотрудников организации за произвольный период.

По числу контролируемых точек доступа можно выделить следующие виды СКУД:

малой емкости (не более 84 точек); средней емкости (от 84 до 256 точек); большой емкости (более 256 точек).

Рисунок 7 - Программные комплексы

Детекторы движения

Для видеоканалов, передающих изображение особо важных помещений с контролируемым доступом и территорий аэропорта (вокзала), где не должно быть движения людей вообще, либо в течение определенного времени, рекомендуется использовать обнаружители движения. Исключение человеческого фактора в пунктах досмотра и контроля позволит такой механизм работы видеосистемы, при которой все действия оператора и систем видеонаблюдения протоколируются.

Фиксация обстановки, т.е. запись информации, осуществляется непрерывно или по расписанию. Ее ведут на специальных видеомагнитофонах стандарта S-VHS или с использованием цифровых устройств записи с разрешением не менее 400 телевизионных линий. Цифровой видеоархив не подвержен старению, оцифрованное видеоизображение может передаваться на практически любые расстояния без потерь качества.

Рисунок 14 - Автономные контроллеры, совмещенный со считывателем серии «Стражник»

 

Видеодетектор движения представляет собой электронный блок, который хранит в памяти текущее изображение с телекамеры и подает сигнал тревоги при возникновении изменений в охраняемой зоне. Различают аналоговые и цифровые детекторы движения. Наиболее простыми и дешевыми являются аналоговые детекторы, действие которых можно, при некоторых допущениях, сравнить с действием охранных извещателей, подключаемых к тревожным входам коммутаторов, квадраторов и т. п.

Цифровые видеодетекторы движения - это многоканальные устройства, позволяющие разбивать охраняемую зону на отдельные блоки, для каждого из которых устанавливается свой порог срабатывания: чем он выше, тем большие изменения должны произойти на "картинке".

К поисковым приборам относятся: средств радиационного контроля; металлообнаружители; рентгеновские установки; обнаружители взрывчатых веществ и кинологическая служба.

 

Чувствительность

Учитывая специфику использования портативных металлоискателей (досмотр людей, багажа, корреспонденции) высокая дальность обнаружения объекта не требуется.

Наиболее эффективный путь устранения противоречия между разрешающей способностью и производительностью - это придание поисковому элементу продольно-вытянутой формы.

Индикация и сигнализация

Большинство портативных металлоискателей имеют световую (светодиод) и звуковую сигнализацию обнаружения металла, а также индикатор включения прибора.

Органы управления

Лучшие модели оснащены системами автоматической настройки, т.е. реализован принцип - ''включил - работай''.

Дополнительные функции

Некоторые модели приборов осуществляют раздельную регистрацию объектов из черных и цветных металлов. Изменение порога чувствительности позволяет производить селекцию объектов поиска по размерам.

Функция принудительного досмотра (имитация сигнала ''металл'' при нажатии кнопки) дает возможность спровоцировать углубленный визуальный досмотр ''подозреваемого''. Скрытая сигнализация  позволяет оператору отключив световую и звуковую сигнализацию получить информацию о наличии скрытого металлического предмета.

 

Рекомендации по размещению аппаратуры

Место установки контрольной кабины должно иметь ровную поверхность, обеспечивающую устойчивое ее положение. Вблизи кабины (менее 0,5м) не должны находиться крупные стационарные металлические предметы.

При установке контрольной кабины вблизи металлической двери или двери с металлической рамой расстояние до нее должно быть не менее 1-1,5 м. Недопустимо расположение вблизи кабины телевизоров или TV мониторов.

Расстояние до них должно быть не менее 2 м. Источником помех может быть телевизор, расположенный над кабиной (этажом выше) или под кабиной.

Недопустима установка кабины вблизи силового электрооборудования (силовые приборы, электродвигатели, TV - приемники, мониторы).

Источником помех может быть аналогичное изделие, установленное в непосредственной близости от контрольной кабины (на расстоянии до нескольких метров).

Типичной ошибкой при использовании стационарных металлоискателей является установка их в дверной проем входной двери или в дверной тамбур.

Другой ошибкой является установка металлоискателя вдали от поста контроля и вывод сигнализации в комнату дежурного или охраны. Двухзонный арочный металлодетектор MT-5500

Рисунок 19-MT-5500   Двухзонный арочный металлодетектор с микропроцессорным управлением. Используется для обнаружения любых металлических предметов запрещенных к проносу. Возможности: 20 стандартных программ для различных условий работы (аэропорт, школа, суд, тюрьма, режимный объект и т.д.) 200 уровней чувствительности для каждой программы. Индикация стороны обнаружения (левая, правая, центр) Постоянное отображение состояния работы на дисплее.

Технические характеристики:

Питание: 100-240В, 50/60Гц, 5Вт

Рабочие температуры: -20 -+70 C

Влажность: до 95% без прямого конденсата

Вес: 52,1 кг

Внешние размеры: 0.9х 2.2х 0.57 м

Внутренние размеры туннеля: 0.76х2х0.57 м

Упаковка: 0,851х 2,234х 0,159 м вес 63 кг

Производительность: 50-60 проходов в минуту

Рентгеновские установки

Принцип построения ПРТУ

ПРТУ обычно строятся по блочному принципу, при этом масса отдельных блоков не превышает 10-12 кг, то есть данные блоки могут легко переноситься и устанавливаться одним человеком (оператором). Такие аппараты в настоящее время создаются по двум принципиально различным схемам:

с постоянным напряжением на рентгеновской трубке и с подогревным катодом трубки;

с подачей на трубку импульсного напряжения и с холодным катодом, для них принят термин "импульсные аппараты».

Преимуществами таких аппаратов являются:

небольшая (по сравнению с аппаратами постоянного тока на то же максимальное напряжение) масса;

высокий КПД;

возможность получения высокой мощности рабочей дозы. В качестве недостатков импульсных аппаратов можно отметить:

значительные размеры фокусного пятна, что снижает резкость изображения;

невозможность регулировки анодного напряжения, что приводит к уменьшению относительной чувствительности контроля для небольших толщин;

смещенный в сторону низких энергий максимум спектрального распределения, что приводит к ухудшению чувствительности по сравнению с аппаратами постоянного напряжения.

Достоинства комплекса

1. Позволяет обнаруживать наличие ВВ типа ТНТ, гексоген, ТЭН в помещениях и других объектах, имеющих замкнутый объем.

2. Прибор позволяет осаждать и удерживать на своем фильтре пары ВВ в концентрации, достаточной для обнаружения их служебными собаками.

3. Мобильный кинологический комплекс способен обеспечить транспортировку личного состава, служебных животных и оборудования.

4. Метод может быть рекомендован для применения кинологическими подразделениями различной ведомственной принадлежности.

Универсальные (и основные) полицейские собаки - немецкие овчарки. Эти животные эффективны и в работе с нарядом ППС, отлично зарекомендовали себя и в оперативно-следственной работе на месте преступления, показывают отличные результаты в розыскных подразделениях. Главное достоинство немецкой овчарки — устойчивая психика. Это физически крепкое, с высоким уровнем интеллекта, животное.

Похожими качествами отличается близкий родственник «немцев» — овчарка восточноевропейская. Эта собака сегодня тоже широко используется в полиции.

Полицейские собаки породы бельгийская овчарка отличаются высокой скоростью и «взрывным» броском, который не оставляет никаких шансов злоумышленнику избежать задержания.

В настоящее время все чаще для обучения поисково-спасательной деятельности используют собак породы лабрадор-ретривер. Лабрадоры очень сосредоточены и всегда выполняют поставленную задачу.

Лабрадор-ретривер – очень умная собака. Как отмечают специалисты-кинологи, это собака, которая испытывает постоянное стремление учиться. Лабрадор-ретривер очень любит работать с людьми, чего не скажешь о многих охотничьих породах собак, которые предпочитают действовать в одиночку. Это то свойство, присущее лабрадорам-ретриверам, которое помогает сделать успешными совместные поиски людей в опасных ситуациях.

Лабрадор-ретривер становится незаменимой собакой в поисках взрывных устройств, наркотических средств, незаконно перевозимой валюты и любых других элементов.

Эту породу собак разводили не только ради получения исключительного обоняния. Лабрадор-ретривер очень трудолюбивая собака, которая нуждается в общении с человеком. Это очень энергичные, активные, выносливые собаки. Данные характеристики делают лабрадора-ретривера невероятно надежным в поисково-спасательных операциях.

Рисунок 34 - Мобильный кинологический комплекс

Взрывозащитные средства

Основные характеристики

Масса размещаемого ВВ (в тротиловом эквиваленте), г   - 10

Габариты, длина/диаметр, мм                                          - 200/70

Диаметр загрузочного отверстия, мм                                  - 70

Длина внутренней полости, мм                                        - 76

Масса, кг, не более                                                             - 2,2

 

Контейнер № 2 (ЭТЦ-2) предназначен для хранения и транспортировки взрывных устройств, в том числе и армейских боеприпасов, за исключением кумулятивных, с массой заряда взрывчатого вещества до 0,5 кг в тротиловом эквиваленте. Например, в нем можно транспортировать 8-10 гранат типа Ф-1 или 5 гранат типа РГД-5.

Основные характеристики

Масса размещаемого ВВ (в ТНТ), г                        - 400

Диаметр загрузочного отверстия, мм                        - 163

Длина внутренней полости, мм                              - 400

Габариты, длина/диаметр, мм                                - 615/412

Масса, кг, не более                                                   - 70

 

Контейнеры № З и № ЗМ (ЭТЦ-З и ЭТЦ-ЗМ) предназначены для хранения взрывных устройств или подозрительных предметов в стационарных условиях, аэропортах, станциях метрополитена и других общественных зданиях. В этих контейнерах можно располагать взрывные устройства соответственно с массой заряда взрывчатого вещества до 0,85 кг и 1,5 кг в тротиловом эквиваленте с любой осколочной оболочкой. Контейнер ЭТ-ЦЗМ комплектуется подъемно-транспортной тележкой для загрузки его в транспортное средство.

Основные характеристики (ЭТЦ-3/ЭТЦ-3М)

Масса размещаемого ВВ (в ТНТ), г               - 850/1500

Габариты, длина/диаметр, мм                       - 1000/640

Габариты загрузочного отверстия, мм              - 180х390

Длина внутренней полости, мм                     - 500

Масса, кг, не более                                          - 170/320

Контейнер № 4 (ЭТЦ-4) смонтирован на автомобильном прицепе к легковым автомобилям, оборудован системой дистанционной загрузки и выгрузки взрывоопасных предметов. Контейнер выдерживает взрыв помещенного в любую осколочную оболочку заряда ВВ массой 5 кг в тротиловом эквиваленте.

Основные характеристики

Масса размещаемого ВВ (в ТНТ), г               - 5000

Габариты, длина/диаметр, мм                       - 1300/1000

Диаметр загрузочного отверстия, мм               - 600

Длина внутренней полости, мм                     - 800

Масса, кг, не более                                          - 700

 

ЭТЦ-1 ЭТЦ-2 ЭТЦ-3К

Рисунок 35 - Взрывобезопасные контейнеры

 

Врывобезопасный контейнер "ЭТЦ-3К"

Назначение:

Предназначен для безопасного хранения и эвакуации (транспортировки) взрывоопасных объектов. Гарантирует полное отсутствие бризантного, фугасного и осколочного воздействия на лиц, находящихся в непосредственной близости от контейнера, при взрыве в них устройств или взрывчатых веществ различной массы в любой осколочной оболочке.

Обеспечивают полное отсутствие прорыва газообразных продуктов детонации, образующихся при взрыве.

Основные характеристики

Масса размещаемого ВВ (в тротиловом эквиваленте), кг - 1,5

Загрузочная полость лотка, мм:

- диаметр (внутренний)                                            - 390

- длина рабочего отсека                                            - 500

Суммарное время размещения устройств

внутри контейнера, с, не более                                    - 60

Тележка контейнера, мм:

- диаметр колес                                                          - 160

- ширина колес                                                           - 54

- межосевое расстояние                                            - 600

Габариты контейнера, мм:

- высота                                                                  - 860

- ширина                                                                     - 677

- длина при открытой пробке                                   - 1970

- при закрытой пробке                                              - 1250

Масса, кг,                                                              - не более 360

Разработчик и изготовитель – НПП «Экотест ЛТД»

ЭТЦ-4 Локализатор взрыва «Фонтан»

Рисунок 36 - Врывобезопасные устройства

Оглавление

 

Стр.

Перечень сокращений…………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Основные положения транспортной безопасности……………….7

1.1 Основные понятия и определения………………………………………..7

1.1.1 Цели и задачи транспортной безопасности……………………………7

1.1.2 Основные определения, понятия и принципы…………………………7

1.1.3 Факторы транспортной безопасности………………………………...11

1.1.4 Угрозы транспортной безопасности………………………………….12

1.1.5 Нормативы и мониторинг транспортной безопасности……………..18

1.2 Категорирование транспортных объектов……………………………...20

1.2.1 Нормативные документы по транспортной безопасности…………..21

1.2.2 Общий порядок категорирования ОТИ и ТС…………………...……22

1.2.3 Идентификация ОТИ и ТС…………………………………………….25

1.2.4 Категорирование ОТИ…………………………………………………30

1.2.5 Категорирование ТС…………………………………………………...32

1.2.6 Определение степени угрозы совершения АНВ на ОТИ и ТС……...32

Глава 2. Системы и средства обеспечения безопасности…………………34

2.1 Основные элементы охранных систем…………………………………34

2.1.1 Диверсионно-террористические средства……………………………34

2.1.2 Системы и средства контроля и управления доступом (СКУД)……43

2.1.3 Основные элементы систем охранного телевидения………………..47

2.1.4 Средства радиационного контроля……………………………………34

2.2 Средства досмотра пассажиров…………………………………………60

2.2.1 Функции металлообнаружителей…………………………………….60

2.2.2 Стационарные металлообнаружители………………………………..62

2.2.3 Мобильные металлообнаружители……………………………………64

Глава 3. Системы и средства обеспечения безопасности………………….68

3.1 Основные элементы охранных систем………………………………….68

3.1.1 Рентгеновские установки………………………………………………68

3.1.2 Стационарные рентгеновские установки……………………………..69

3.1.3 Мобильные рентгеновские установки………………………………...75

3.1.4 Реализованные требования безопасности…………………………….77

3.1.5 Обнаружители взрывчатых веществ………………………………….78

3.1.6 Кинологическая служба собаки, обученные обнаружению

взрывчатых веществ………………………………………………………….83

3.1.7 Взрывозащитные средства…………………………………………….85

3.1.8 Перспективы развития антитеррористического оборудования…….88

Заключение…………………………………………………………………...91

Библиографическое описание……………………………………………….92

 

 

Учебное издание

 

Уголков Сергей Вячеславович,

Лазарев Юрий Георгиевич,

Синицына Елизавета Борисовна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Кафедра сервиса ТРАНСПОРТА

И ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

 

С.В. УГОЛКОВ, Ю.Г. ЛАЗАРЕВ,

Е.Б. СИНИЦЫНА

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОЦЕССОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2018


 


Уголков С.В.

Безопасность транспортных процессов: учебное пособие / С.В. Уголков, Ю.Г.Лазарев, Е.Б. Синицына. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 97 с.

ISBN

Основная цель учебного пособия — дать доступное изложение фундаментальных положений по обеспечению безопасности транспортных процессов на основе применения комплекса мероприятий по предупреждению актов незаконного вмешательства в функционирование объектов транспортной инфраструктуры, предупреждения возможного ущерба жизни и здоровью людей, исключения материального ущерба и ущерба окружающей среде, с учетом современных взглядов и действующих нормативных документов.

Учебное пособие предназначено для студентов СПбГЭУ по направлению подготовки 23.03.01 — Технология транспортных процессов (Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте), а также может быть использовано студентами других ВУЗов (всех форм обучения).

 

The main purpose of tutorials is to give accessible presentation of the fundamental provisions on the organization of the security of transport processes based on the review of implementation of complex of measures on prevention of acts of unlawful interference in the functioning of transport infrastructure, to prevent possible damage to life and health of people possible the material losses and damage to the environment, taking into account modern views and current regulations.

The manual is intended for the students of St. Petersburg state economic University in field of study 23.03.01 Technology of transport processes (Organization of transportation and management on motor transport), and can also be used by students of other Universities (all forms of study).

ББК

Рецензенты:

генеральный директор Научно-исследовательского и проектного института территориального развития транспортной инфраструктуры, доктор технических наук, профессор В.Н. Мячин

 

профессор кафедры Строительство уникальных зданий и сооружений, Инженерно- строительный институт, СПбПУ Петра Великого, доктор военных наук, профессор Н.А. Ермошин.

ISBN

 

© СПбГЭУ, 2018

 

Перечень сокращений

АНВ – акт незаконного вмешательства

АРД – автоматическая регулировка диафрагмы

ВАИ – военная автомобильная инспекция

ВВ – взрывчатое вещество

ВУ – взрывное устройство

ДТС - диверсионно-террористические средства

МТК – международный транспортный коридор

ОАО РЖД – открытое акционерное общество «Российские железные дороги»

ОО – огнестрельное оружие

ОТИ – объект транспортной инфраструктуры

ППР – пограничный перегрузочный район

РВ – радиоактивные вещества

РТИ - рентгено-телевизионные интроскопы

СКУД - системы и средства контроля и управления доступом

СОТ – система охранного телевидения

ТС – транспортное средство

 

Введение

Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

В последнее время террористическая активность против транспорта во многих частях света значительно возросла и стала составной частью глобальной террористической угрозы. Из-за высокой уязвимости в сравнении со многими другими потенциальными целями объекты транспорта особенно привлекательны для террористов, так как обычно приводят к большому количеству жертв, могут парализовать ключевые секторы экономики и вызвать эмоциональные и общественные потрясения.

Увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но и произошли определенные изменения в их качестве: захват воздушных судов и их использование в качестве средств совершения террористических актов, реальные угрозы совершения диверсий на судах с ядерными силовыми установками, судоходных гидротехнических сооружениях, использования автотранспортных средств как оружия террора, совершения терактов на стратегических объектах, таких как мосты и тоннели, объектах железнодорожного комплекса.

Борьба с терроризмом на транспорте во всех его формах является важной общемировой задачей и ключевым элементом международных антитеррористических усилий. Обеспечение общей свободы передвижения и безопасного, свободного и экономичного товарообмена важно для индустриальных государств. Трагические события, связанные с террористическими актами на объектах транспорта в России и в мире в целом, продемонстрировали, сколь уязвимы наши транспортные системы, и повысили осознание необходимости защищать критически важную транспортную инфраструктуру.

Правительствами ведущих государств мира особое внимание уделяется мерам по повышению антитеррористической безопасности на транспорте.

Российская Федерация, являясь членом международных транспортных организаций, участником большинства международных соглашений в области транспортной безопасности, предпринимает активные усилия по противодействию терроризму на транспорте, обеспечению безопасной и устойчивой работы транспортной инфраструктуры.

Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности на транспорте.

Вот почему одной из стратегических целей Транспортной стратегии Российской Федерации является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение этой цели позволит обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб и повысить уровень мобилизационной готовности, и таким образом позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Важнейшее место в выстраиваемой государственной системе мер по обеспечению транспортной безопасности занимает оснащение объектов транспортного комплекса и транспортных средств техническими средствами противодействия терроризму.

Изощренность в методах проведения террористических акций, оснащенность современным оружием и специальной техникой, внезапность проведения терактов – все это ставит на повестку дня необходимость создания современных специальных технических средств для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств, оружия, радиоактивных, биологически и химически опасных веществ у пассажиров, в багаже и ручной клади, грузах, транспортных средствах.

Однако при разработке специальных технических средств необходимо учитывать, что:

-транспортные системы работают круглосуточно, осуществляя перевозку грузов и пассажиров в непрерывном режиме, и без автоматизации постов досмотра или организации круглосуточного дежурства решение задач практически невозможно;

-технические средства досмотра и мониторинга для объектов транспорта и транспортных средств требуют многоканальности. Надежность выявления угрозы террористического акта должна быть на порядок или на несколько порядков выше, чем это требуется для целей специальных служб, так как выполнение антитеррористических мероприятий означает весьма существенные затраты, например, на эвакуацию пассажиров, а также не менее масштабные убытки из-за остановки транспортных систем.

Поэтому все приборы объективного контроля (досмотра) должны дублироваться средствами досмотра, использующими разные физические принципы. Например, в досмотровых порталах должны одновременно работать приборы нелинейной локации ВУ, дрейфспектрометрии, тирагерцовой спектрометрии и еще одного-двух других принципов. Автоматика должна принимать решение при срабатывании, например, двух из трех или трех из пяти одновременно работающих каналов досмотра;

-для легитимности действий работников служб безопасности при срабатывании средств досмотра требуется также отработка законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие работников предприятий транспорта и правоохранительных органов в случае срабатывания систем досмотра;

-для предприятий транспорта необходима скорость работы, обеспечивающая высокую эффективность технологий обслуживания пассажирских и грузовых потоков. На современном уровне развития техники можно и необходимо достичь такой скорости работы средств досмотра, чтобы пассажир с его ручной кладью обслуживался в течение 2–5 секунд, а досмотр грузов, в том числе и крупногабаритных контейнеров железнодорожного, автомобильного и водного транспорта осуществлялся на скоростях не менее 70 км/час. Поэтому выбор физических принципов средств объективного контроля для автоматизированных комплексов досмотра, планируемых к размещению на объектах транспорта, должен осуществляться исходя из скорости работы, а не глубины и точности определения характера угрозы;

-транспорт сегодня является не только самой уязвимой мишенью терроризма, но и техническим средством, без которого невозможен ни один террористический акт. Для защиты транспортного комплекса необходима комплексная упреждающая автоматизированная система технического противодействия терроризму. Безопасность аэропортов обеспечивается объектовыми системами, которые работают в режиме полной автономии, в дуэльном режиме, включая в свой состав значительное количество сотрудников служб безопасности.

 



Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.